СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Решение задач по теме "Равнодействующая сил"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«: Решение задач по теме "Равнодействующая сил"»

Разработка урока по физике (7 класс)

Тема: Решение задач по теме "Равнодействующая сил"

Класс: 7

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: Урок закрепления и развития навыков решения задач

Цели урока:

  1. Образовательная: Закрепить понятие равнодействующей сил, научить применять формулы для вычисления равнодействующей при сложении двух или нескольких сил.

  2. Развивающая: Развивать логическое мышление, математические навыки, умение анализировать условия задачи и выбирать правильный способ решения.

  3. Воспитательная: Формировать аккуратность в оформлении решений, интерес к физике как науке о реальных явлениях.



Задачи урока:

  • Повторить определение равнодействующей силы и правила её нахождения.

  • Научить учащихся находить равнодействующую силу графически и аналитически.

  • Решить практические задачи разного уровня сложности.

  • Организовать самостоятельную работу для закрепления материала.

Оборудование и материалы:

  • Презентация PowerPoint/Google Slides;

  • Листы бумаги, карандаши, линейки, транспортиры для графических построений;

  • Таблица с формулами для вычисления равнодействующей силы;

  • Дидактический материал (задачи различной сложности);

  • Интерактивная доска (при наличии).

Структура урока:

1. Организационный момент (3 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Объявление темы и целей урока.

  • Мотивационный вопрос: "Как можно заменить несколько сил одной, которая будет действовать так же?"

2. Актуализация знаний (8 мин)

  • Повторение теоретического материала:

    • Что такое равнодействующая сила?
      Ответ: Это сила, которая заменяет собой несколько сил, сохраняя их общий эффект.

    • Какие способы нахождения равнодействующей существуют?
      Ответ: Графический и аналитический.

    • Когда применяется каждый способ?
      Графический — для простых случаев; аналитический — для более сложных задач, когда нужно точное значение.

    • Формула для аналитического метода:R=F12​+F22​+2F1​F2​cosα​где R — модуль равнодействующей, F1​ и F2​ — модули сил, α — угол между ними.

  • Устные вопросы для проверки знаний:

    • Если две силы направлены в одну сторону, как найти их равнодействующую?
      Ответ: Сложить модули сил.

    • Если две силы направлены в противоположные стороны, как найти их равнодействующую?
      Ответ: Вычесть меньший модуль из большего.

3. Изучение нового материала (5 мин)

  • Алгоритм решения задач:

    1. Определить количество сил и их направления.

    2. Выбрать способ решения (графический или аналитический).

    3. Для графического способа:

      • Нарисовать векторы сил согласно масштабу.

      • Построить параллелограмм или треугольник сил.

      • Измерить длину диагонали (или результирующего вектора).

    4. Для аналитического способа:

      • Подставить значения в формулу.

      • Выполнить необходимые вычисления.

4. Решение задач (20 мин)

Задача 1 (простая):

Две силы F1​=6Н и F2​=8Н действуют на тело под углом 90∘. Найдите модуль равнодействующей.
Решение:
По теореме Пифагора:

R=F12​+F22​​=62+82​=36+64​=100​=10Н.

Задача 2 (средней сложности):

Две силы F1​=10Н и F2​=15Н действуют на тело под углом 60∘. Найдите модуль равнодействующей.
Решение:
Используем формулу:

R=F12​+F22​+2F1​F2​cosα​.

Подставляем значения:

R=102+152+2⋅10⋅15⋅cos60∘​=100+225+2⋅10⋅15⋅0.5​=100+225+150​=475​≈21.8Н.

Задача 3 (сложная):

Три силы F1​=5Н, F2​=7Н, F3​=9Н действуют на тело под углами 120∘ между собой. Найдите модуль равнодействующей.
Решение:
Сначала складываем две силы (F1​ и F2​), затем результат складываем с третьей силой (F3​). Используем формулу для каждой пары сил.

5. Самостоятельная работа (5 мин)

Ученики решают задачу по выбору учителя или самостоятельно выбирают одну из предложенных:

  1. F1​=4Н, F2​=6Н, α=120∘. Найти R.

  2. F1​=8Н, F2​=8Н, α=90∘. Найти R.

6. Подведение итогов (5 мин)

  • Ответы на вопросы:

    • Какой способ решения удобнее для вас? Почему?

    • В каких случаях лучше использовать графический метод? Аналитический?

  • Выставление оценок за активность и правильность решения задач.

Домашнее задание (4 мин)

  • Решить задачи из учебника по теме "Равнодействующая сила" (например, № 15.1–15.3).

  • Подготовить краткий рассказ о практическом применении сложения сил в реальной жизни.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся смогут объяснить, что такое равнодействующая сила и как её находить.

  • Они научатся применять графический и аналитический методы для решения задач.

  • Ученики получат навыки работы с формулами и построением векторов.

Методы контроля:

  • Наблюдение за выполнением задач на уроке.

  • Проверка самостоятельной работы.

  • Анализ домашнего задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!