СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по теме "Сила тяжести и закон всемирного тяготения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме "Сила тяжести и закон всемирного тяготения"»

Разработка урока по физике (9 класс)

Тема: Решение задач по теме "Сила тяжести и закон всемирного тяготения"

Класс: 9

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: Урок-практикум

Цели урока:

  1. Образовательные:

    • Закрепить знания учащихся о силе тяжести, законе всемирного тяготения и их формулировках.

    • Научить применять формулы F=mg и F=Gr2m1​m2​​ для решения задач.

  2. Развивающие:

    • Развивать логическое мышление, навыки анализа и синтеза.

    • Формировать умение работать с формулами и подставлять данные в них.

  3. Воспитательные:

    • Воспитывать аккуратность при выполнении расчетов.

    • Формировать интерес к изучению физики через практическое применение теории.

Задачи урока:

  • Проверить уровень знаний учащихся о формулах силы тяжести и закона всемирного тяготения.

  • Отработать навыки решения задач разной степени сложности.

  • Применить полученные знания для решения практических ситуаций.

Оборудование и материалы:

  • Доска и маркеры;

  • Карточки с задачами разного уровня сложности;

  • Таблицы значений констант (g=9.8м/с2, G=6.67⋅10−11Н\м2/кг2);

  • Калькуляторы для каждого ученика;

  • Презентация PowerPoint/Google Slides с примерами задач.

Структура урока:

1. Организационный момент (3 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Объявление темы и целей урока.

  • Мотивационный вопрос: "Как можно рассчитать силу притяжения между двумя объектами? Какие формулы помогут нам в этом?"

2. Актуализация знаний (7 мин)

  • Фронтальный опрос:

    • Что такое сила тяжести? Какова формула для ее вычисления?

    • Что такое закон всемирного тяготения? Какую формулу он выражает?

    • Назовите значение гравитационной постоянной G.

    • Чему равно ускорение свободного падения на Земле?

  • Повторение основных формул:

    • Сила тяжести: F=mg,

    • Закон всемирного тяготения: F=Gr2m1​m2​​.

3. Решение типовых задач (15 мин)

  • Задача 1 (легкая):
    Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 5 кг на поверхности Земли (g=9.8м/с2).

Решение:
F=mg=5⋅9.8=49Н.

  • Задача 2 (средней сложности):
    Расчет силы притяжения между двумя телами массами m1​=10кг и m2​=20кг, находящимися на расстоянии r=2м. Используйте G=6.67⋅10−11Н\м2/кг2.

Решение:
F=Gr2m1​m2​​=6.67⋅10−11⋅2210⋅20​=3.335⋅10−9Н.

  • Задача 3 (сложная):
    Какова сила тяжести, действующая на астронавта массой 80 кг на Луне, если ускорение свободного падения на Луне составляет gЛуна​=1.6м/с2?

Решение:
F=mgЛуна​=80⋅1.6=128Н.

4. Индивидуальная работа (10 мин)

  • Ученики решают задачи самостоятельно или в парах. Предлагаются карточки с задачами разных уровней сложности:

    • Уровень А (легкие): Расчет силы тяжести для заданной массы.

    • Уровень Б (средние): Расчет силы притяжения между двумя телами.

    • Уровень В (сложные): Комбинированные задачи с использованием обеих формул.

  • Пример задачи для уровня В:
    Какова сила притяжения между Землей (mЗемля​=6⋅1024кг) и спутником массой mспутник​=500кг, если спутник находится на высоте h=400км над поверхностью Земли? (RЗемля​=6400км).

5. Подведение итогов (5 мин)

  • Обсуждение решений задач.

  • Выяснение затруднений и их разбор.

  • Ответы на вопросы:

    • Какие формулы вы использовали сегодня?

    • В каких ситуациях применяется закон всемирного тяготения?

  • Выставление оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание (5 мин)

  • Решить задачи из учебника по теме "Сила тяжести и закон всемирного тяготения" (например, № 12.1, 12.3, 12.5).

  • Подготовить презентацию или рассказ о практическом применении закона всемирного тяготения (например, в космонавтике).

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся научатся правильно применять формулы F=mg и F=G ​​ для решения задач.

  • Они смогут анализировать условия задачи и выбирать необходимую формулу.

  • Ученики проявят интерес к изучению физики через решение практических задач.

Дополнительные ресурсы:

  • Учебник по физике для 9 класса (автор — Перышкин А.В.).

  • Онлайн-калькуляторы для проверки решений.

  • Видеоуроки о законе всемирного тяготения на YouTube.