СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по теме «Сила трения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме «Сила трения»»

Разработка урока по физике (9 класс)

Тема: Решение задач по теме «Сила трения»

Класс: 9

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: Урок практикума с элементами самостоятельной работы

Цели урока:

  1. Образовательная: Отработать навыки решения задач на определение силы трения, коэффициента трения и других связанных величин.

  2. Развивающая: Развивать логическое мышление, аналитические способности и умение применять теоретические знания на практике.

  3. Воспитательная: Формировать интерес к физике, культуру научного исследования и аккуратность в выполнении расчетов.

Задачи урока:

  • Закрепить понятия силы трения покоя и силы трения скольжения.

  • Научить применять формулу Fтр​=μN для решения задач.

  • Показать практическое значение силы трения в повседневной жизни.

  • Развивать умение анализировать условия задачи и выбирать необходимые данные для решения.

Оборудование и материалы:

  • Презентация PowerPoint/Google Slides;

  • Таблицы формул и справочные материалы;

  • Карточки с задачами разного уровня сложности;

  • Интерактивная доска (при наличии);

  • Листы для записи решений;

  • Калькуляторы (при необходимости).

Структура урока:

1. Организационный момент (3 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Объявление темы и целей урока.

  • Мотивационный вопрос: "Какую роль играет сила трения в нашей повседневной жизни? Почему важно уметь ее рассчитывать?"

2. Актуализация знаний (7 мин)

  • Вопросы для повторения:

    • Что такое сила трения? Какие виды трения вы знаете?

    • Какая формула используется для расчета силы трения?

    • Что такое коэффициент трения (μ)? Как он зависит от материалов?

    • Что такое нормальная сила (N)?

  • Напоминание формулы:Fтр​=μNГде:

    • Fтр​ — сила трения,

    • μ — коэффициент трения,

    • N — нормальная сила.

3. Изучение нового материала (5 мин)

  • Анализ типовых задач:

    • Пример 1: Определение силы трения при известном весе тела и коэффициенте трения.Fтр​=μmg(где m — масса тела, g=9.8м/с2).

    • Пример 2: Определение коэффициента трения при известных значениях силы трения и нормальной силы.μ=NFтр​​

  • Обсуждение важности правильного выбора данных из условия задачи.

4. Решение задач (20 мин)

Часть 1: Работа в парах (10 мин)

Ученики получают карточки с задачами разного уровня сложности. Примеры:

  1. Базовый уровень:
    Масса тела равна 5 кг, коэффициент трения между телом и поверхностью — 0.2. Определите силу трения, действующую на тело.
    Ответ: Fтр​=μmg=0.2⋅5⋅9.8=9.8Н.

  2. Средний уровень:
    Тело массой 10 кг движется по горизонтальной поверхности под действием силы 50 Н. Если сила трения составляет 20 Н, найдите коэффициент трения.
    Ответ: μ=mgFтр​​=10⋅9.820​≈0.204.

  3. Повышенный уровень:
    На тело массой 8 кг действует сила, направленная под углом 30° к горизонту. Коэффициент трения между телом и поверхностью равен 0.3. Определите силу трения, если модуль приложенной силы равен 60 Н.
    Подсказка: Нормальная сила изменяется из-за вертикальной составляющей приложенной силы.
    Ответ: Сначала найти новую нормальную силу, затем рассчитать силу трения.

Часть 2: Индивидуальная работа (10 мин)

Каждый ученик выбирает одну задачу из предложенного списка и решает самостоятельно. Решения записываются на листах для проверки.

5. Подведение итогов (5 мин)

  • Обсуждение решений задач.

  • Ответы на вопросы:

    • Какие трудности возникли при решении задач?

    • Какие ошибки чаще всего допускают при расчетах?

  • Выставление оценок за работу в парах и индивидуальные задания.

6. Домашнее задание (5 мин)

  • Решить задачи из учебника по теме «Сила трения» (например, № 12.5, 12.7, 12.9).

  • Подготовить презентацию или рассказ о реальных примерах использования знаний о силе трения в быту или технике.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся смогут правильно применять формулу Fтр​=μN для решения задач.

  • Они научатся анализировать условия задачи и выбирать необходимые данные.

  • Ученики осознают практическое значение силы трения в различных ситуациях.

Дополнительные ресурсы:

  • Учебник физики для 9 класса (авторы — Перышкин А.В., Кикоин И.К.);

  • Справочники по физике;

  • Онлайн-тренажеры для решения задач по физике.