Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.
«Всякая хорошо решённая
математическая
задача доставляет
умственное наслаждение»
Генрих Гессе
"...Знающим я себя назвать не смел. Я был ищущим и все ещё остаюсь им..."
Быть ищущими…
Будем решать необычные задачи, решение которых может быть не стандартным.
Цель урока
Научиться применять знания по теме «Решение задач с помощью систем уравнений" в новых ситуациях.
Задачи:
- Использовать системы линейных уравнений как математическую модель реальной ситуации,
- Применять алгоритм решения задач на практике.
- Применять креативный подход к решению задач.
Алгоритм решения задач
- Выделить две неизвестные величины и обозначить их буквами.
- Найти две связи неизвестных величин.
- Составить систему уравнений.
- Решить систему уравнений удобным способом.
- Интерпретировать результаты в соответствии с условием задачи.
- Записать в ответ значения величин, о которых говорилось в условии задачи.
Что нужно уметь для того, чтобы решать задачи с помощью систем уравнений
Повторение
Выразите x через y
Выразите y через x
Переведите на математический язык
- Мальчиков и девочек в классе 4 человека.
- Птиц на ветке в три раза больше, чем под деревом.
- В коробке лежат старинные трёхрублёвые и пятирублёвые купюры в сумме на 50 рублей.
Найдите несколько пар решений этого уравнения.
Задачи из литературных произведений
- Сказки «Тысяча и одна ночь». Сказка "Серебряное копытце" А.П.Чехов. «Задачи сумасшедшего математика» Илья Ильф и Евгений Петров. «Двенадцать стульев».
- Сказки «Тысяча и одна ночь».
- Сказка "Серебряное копытце"
- А.П.Чехов. «Задачи сумасшедшего математика»
- Илья Ильф и Евгений Петров. «Двенадцать стульев».
Сегодня мы будем решать особенные задачи. Математические задачи, котрые
ставят перед читателями авторы романов, повестей, рассказов,
как правило – между делом, зачастую сами не обращая на это внимания.
Мудрец задает юной деве задачу:
≪ Стая голубей подлетела к высокому дереву. Часть голубей села на ветвях, а другие расположились под деревом.
Сидевшие на ветвях голуби говорят расположившимся внизу:
“ Если бы один из вас взлетел к нам, то вас стало бы втрое меньше, чем нас всех вместе,
а если бы один из нас слетел к вам,
то нас с вами стало бы поровну”.
Сколько голубей сидело на ветвях и
сколько под деревом?≫
величины
процессы
вас стало бы втрое меньше, чем нас всех вместе
величины
процессы
Стало поровну
Составим и решим систему
Ответ: на ветках сидело 7 ,
под деревом – 5 голубей.
«Серебряное копытце»
Старик Кокованя приютил у себя сироту. Девочка Дарёнка была смышленая и чудная. Встретилась она с волшебным козлом, которого прозвали Серебряное копытце. При каждой встрече с ним можно было собрать много каменьев. При первой встрече Дарёнка собрала два мешочка гранатов и три мешочка малахита, всего 1300 гр. А при второй встрече один мешочек гранатов и два мешочка малахит, всего 800 грамм. Сколько грамм самоцветов содержится в каждом мешочке с малахитом и в каждом мешочке с гранатом?
Составим и решим систему
Ответ: 200 г и 300 г.
Илья Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев»
«Потом отец Фёдор подошёл к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей трёхрублёвками и пятирублёвками. В коробке оставалось еще 20 рублей».
Напрашивается вопрос: сколько трёх- и пятирублёвок отец Федор взял и сколько оставил? А для единственности решения, добавим условие: отец Федор взял с собой трёхрублёвок и пятирублёвок не меньше, чем оставил. Найдите решение.
трёхрублёвок и пятирублёвок
не меньше, чем оставил
Есть два уравнения, но это не система!
Ответ: (5;7) или (10;4).
А.П.Чехов «Задачи сумасшедшего математика»
За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а остальные черные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за правую или левую?
Нет решения
Составьте задачу, которую можно решить с помощью системы:
Решите задачу.
Задача
Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.
Ответ: 15 и 5.
18
Подведём итог
Цель: Научиться применять знания по теме «Решение задач с помощью систем уравнений" в новых ситуациях.
Задачи:
- Использовать системы линейных уравнений как математическую модель реальной ситуации,
- Применять алгоритм решения задач на практике.
- Применять креативный подход к решению задач.
Достигнута ли цель? Решены поставленные задачи?
Оцените свою активность на уроке
Был активен
2 балла
Был пассивен
0 баллов
Выполнял задания самостоятельно
2 балла
Частично самостоятельно
1 балл
Помогал другому
2 балла
Только слушал ответы других
0 баллов
Умею решать задачи
3 балла
Не умею решать задачи
0 баллов
Всего баллов
Информационные ресурсы
- источник шаблона: сайт http://pedsovet.su
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650135/ -задачи из литературных произведений
- http://shalimova381.blogspot.com/ - задача из сказки «Серебряное копытце»