Практическое занятие
Решение задач с использованием семантической сети
Цель занятия:
- учить составлять сети;
- учить определять характеристические данные по сетям;
- учить строить семантические сети.
Пояснения к работе
Семантическая сеть — информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Таким образом, семантическая сеть является одним из способов представления знаний.
В качестве понятий (вершин) обычно выступают абстрактные или конкретные объекты (огурец, машина, любовь, Маша). В качестве отношений (дуг) наиболее часто используются следующие (смысловая классификация).
- таксономические («класс – подкласс – экземпляр», «множество – подмножество – элемент» и т.п.);
- структурные («часть – целое»);
- родовые («предок» - «потомок»);
- производственные («начальник» - «подчиненный»);
- функциональные (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет» и т.п.);
- количественные (больше, меньше, равно и т.п.);
- пространственные (далеко от, близко от, за, под, над и т.п.);
- временные (раньше, позже, в течение и т.п.);
- атрибутивные (иметь свойство, иметь значение);
- логические (И, ИЛИ, НЕ);
- казуальные (причинно-следственные).
Примеры простых семантических сетей изображены на рисунке:
В разных вариациях семантических сетей для отображения понятий используются различные геометрические примитивы: прямоугольники, овалы, прямоугольники со скругленными углами и т.п.
Проблема поиска решения в семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего поставленному запросу. Например, вопрос «Какого цвета помидор?» можно графически представить в виде подсети.
Рис. Представление вопроса в виде подсети
Наложение подсети вопроса на сеть, описывающую предметную область, дает ответ – «красный».
Семантические сети широко используются в экспертных системах в качестве языка представления знаний (например, в экспертной системе PROSPECTOR), в системах распознавания речи и понимания естественного языка. Непосредственное отношение к сетевым моделям имеют исследования по реляционным, сетевым и иерархическим БД.
Классифицировать семантические сети можно по следующим признакам:
1. по количеству типов отношений:
- однородные (с единственным типом отношений);
- неоднородные (с различными типами отношений);
2. по назначению:
- классифицирующие - позволяют описывать различные иерархические отношения между понятиями;
- функциональные — вычислительные модели, позволяющие описывать процедуры вычислений одних информационных единиц через другие;
- сценарии — используются для описания каузальных отношений (причинно-следственных или устанавливающих влияние одних явлений или фактов на другие), а также отношений типа «средство — результат», «орудие — действие» и т.п.;
- другие
Достоинства семантических сетей:
- универсальность, достигаемая за счет выбора соответствующего набора отношений. В принципе с помощью семантической сети можно описать сколь угодно сложную ситуацию, факт или предметную область;
- наглядность системы знаний, представленной графически;
- близость структуры сети, представляющей систему знаний, семантической структуре фраз на естественном языке;
- соответствие современным представлениям об организации долговременной памяти человека.
Недостатки семантических сетей:
- сетевая модель не дает (точнее, не содержит) ясного представления о структуре предметной области, поэтому формирование и модификация такой модели затруднительны;
- проблема поиска решения в семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего подсети, отражающей поставленный запрос. Это, в свою очередь, обуславливает сложность поиска решения в семантических сетях;
- представление, использование и модификация знаний при описании систем реального уровня сложности оказывается трудоемкой процедурой, особенно при наличии множественных отношений между ее понятиями.
Задание
-
Изучить самостоятельно методические рекомендации по проведению практической работы №17.
-
Составить семантическую сеть для запутанной ситуации и ответить на вопрос из задания 1.
-
В задании 2 ответить на вопрос, исследуя семантическую сеть.
-
В задании 3 построить семантическую сеть.
-
Выполнить задание 4 на применение взвешенного графа.
-
Выполнить дополнительное задание.
-
Ответить на контрольные вопросы
Задание 1
Для 1 и 4 вариантов
Боксёры с твёрдою походкой
Не моют пол зубною щёткой.
Кто моет пол зубною щёткой,
Тот наделён душою кроткой.
Для 2 и 6 вариантов
Собаки с рыжими хвостами
Себе овсянку варят сами.
Тем, чьи хвосты стального цвета,
Не позволяют делать это.
Кто варит себе овсянку,
Гулять выходит спозаранку.
Все, кто гулять выходит рано,
Не терпят фальши и обмана.
Вид добродушный у Барбоса,
Но на сорок он смотрит косо..
Он видит: норовят сороки
У воробьёв списать уроки!
Скажите – проще нет вопроса!
Какого цвета хвост Барбоса?
Кто пол мыть щёткой не желает,
Суровым нравом обладает.
Суровый нрав у тех бывает,
Кто книжек вовсе не читает.
Фосс враг и книжек и газет,
Ответь, боксёр он или нет?
Для 3 и 5 вариантов
Широкоплечие мужчины
Поют, садясь за руль машины.
Мужчины с узкими плечами,
Садясь за руль молчат как камень.
Те, кто за руль садятся с пеньем,
Не отличаются терпеньем.
Те кто в машине молчаливы,
Бывают очень терпеливы.
Терпенье тем дано с избытком.
Кто чинит домики улиткам.
Чтоб домик починить улитке,
Клей варят на электроплитке.
Фосс не выносит запах клея,
Он сразу падает, бледнея.
Прошу ответить на вопрос:
Широкоплеч ли мистер Фосс?
Задание 2. По семантической сети определить:
Для 1 варианта: Как связаны между собой Орёл и Самолет?
Для 2 варианта: В какой форме и какой высоты должен быть Блок, находящийся ниже другого блока в Башне1?
Для 3 варианта: Добавить вершину сети так, чтобы была ещё одна связь между Сергеем и Андреем.
Для 4 варианта: Как может крестьянин разбогатеть, что ему для этого надо сделать?
Для 5 варианта: Чем схожи и чем отличаются серверы Файловый и Коммуникационный?
Для 6 варианта: Какими родственными узами связаны Анна и Николай?
Задание 3.
Для 1 варианта:
п
Для 2 варианта:
Для 3 варианта:
Для 4 варианта:
Для 5 варианта:
Для 6 варианта:
Задание 4.
Составить сценарий и по нему построить сетевой граф, иллюстрирующий порядок выполнения операций, для того чтобы:
Для варианта 1: выпустить газету;
Для варианта 2: провести шахматный турнир на первенство колледжа;
Для варианта 3: подготовить и провести в колледже КВН;
Для варианта 4: посадить и вырастить картофель;
Для варианта 5: организовать работу торговой точки;
Для варианта 6: изготовить табурет.
Дополнительное задание.
Контрольные вопросы.
-
Что такое сеть?
-
Где в жизни можно встретиться с сетью?
-
Какая сеть называется семантической?
-
Какую информацию могут носить вершина и дуга семантической сети?