Решение задач жизненного самоопределения педагогов в системе внутриорганизационного обучения в учреждении дополнительного образования
Аннотация: статья посвящена вопросам внутриорганизационного обучения педагогов в учреждении дополнительного образования и описывает инструменты для решения задач жизненного самоопределения, как подростков, так и их наставников (педагогов), исходя из общности этих задач. Проблема жизненного самоопределения рассматривается с точки зрения экзистенциальной психологии. Также рассматривается годовой план работы педагога как механизм его включения в пространство профессионального роста и самоопределения.
Ключевые слова: жизненное самоопределение; психолого-педагогическая поддержка; рефлексивность; проактивность; диалог, профессиональные компетенции педагога.
Современный быстроменяющийся мир постоянно бросает человеку «вызовы». Важно не просто адаптироваться к происходящим изменениям, но в полной мере «найти себя», самоопределиться, расти и развиваться.
Жизненное самоопределение – активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни; осознание своих особенностей, возможностей, способностей, сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в жизненных ситуациях, исходя из поставленных целей, требований социума и собственной системы ценностей.
Проблема жизненного самоопределения становится актуальной, начиная с подросткового возраста. Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. На наш взгляд, особенно актуальна потребность в самоопределении для людей «помогающих» профессий, когда личность является непосредственно «инструментом» работы. Если разлаживается личность (профессиональное выгорание, декомпенсация в резко изменившихся условиях, предсказуемый возрастной кризис и др.), это очень скоро сказывается на эффективности профессиональной деятельности. Мы убеждены, что психолого-педагогическая поддержка личностного и профессионального развития педагога – это, прежде всего, поддержка процесса самоопределения. Общность задач позволяет создать «универсальный продукт» - инструмент психолого-педагогической поддержки процесса жизненного самоопределения и подростков, и педагогов.
Отправной точкой для нас явилось введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В заданном стандартом «портрете выпускника» мы увидели не только направление развития образовательных программ и воспитательной работы, но и вектор собственного профессионального и личностного развития. Если обратиться к «портрету выпускника», то мы обнаружим, что в личностных характеристиках слово «осознающий» встречается 5 раз, еще 5 раз встречается слово «осознанно», 2 раза встречается характеристика «активно» («активный») [5].
Способность к осознаванию (рефлексивность) мы принимаем в качестве важнейшего профессионально значимого качества педагога, другим качеством мы считаем проактивность, как способность «быть причиной изменений», а в качестве «краеугольного камня» жизненной философии мы предлагаем педагогам (и подросткам) принцип «осознание – ответственность – активность». Это позиция по отношению к миру в целом и по отношению к каждой конкретной жизненной ситуации, возможно проблемной. Включаться в жизнь, осознавать и признавать наличие проблем разного уровня (личных, семейных, профессиональных, социальных, общественно-политических и даже глобальных), принимать на себя ответственности (частично или полностью) за их разрешение, «наращивать» компетентность и быть активным [3].
На протяжении последних лет нами созданы, апробированы и активно используются следующие «инструменты» решения задач жизненного самоопределения подростков и их наставников. Образовательная программа «Выбор. Программа жизненного самоопределения для подростков». Проект «Подросток в современном мире», который представляет собой серию тематических встреч, посвященным актуальным проблемам: «Жертва и агрессор», «Скажи «нет» отчаянию», «Бегство от реальности», «Когда риск не оправдан». Проект «Уроки жизненного самоопределения» - это серия встреч для подростков совместно с педагогами, разработанных в русле экзистенциальной психологии. Жизненное самоопределение понимается как «экзистенциальный выбор человека, заключающийся в принятии решения о смысле жизни и ее стратегии на основе рефлексивно-ценностного осмысления пережитых событий, и самореализация в соответствии с принятым решением. «Созидать и разрушать», «Эгоизм и альтруизм», «Лики любви», «Мир юношей, мир девушек», «Быть человеком, значит быть в пути» и т.д. [1]
Программа психолого-педагогической поддержки педагогов «Философские пятницы» направлена на развитие рефлексивности (осознание собственных чувств, потребностей, конструктов мышления, стереотипов поведения, жизненных сценариев и программ); развитие проактивности (способности быть причиной изменений, субъектом собственного развития, причиной изменений в другом человеке, изменений в обществе). Программа знакомит с экзистенциальной теорией личности, создает условия для осознания и осмысления таких ценностей как любовь, свобода, созидание, труд, время, жизнь. Знакомит с теоретическими основами и технологией проектирования «Уроков жизненного самоопределения для подростков». Обучаясь по программе, педагоги обретают новые ориентиры профессионального и личностного развития, повышается их мотивация, создается общность на ценностном уровне, обладающая совокупным ресурсом для личностного и профессионального роста его участников.
Решение задач жизненного самоопределения – важнейшая, но далеко не единственная составляющая профессионального развития педагога. Далее мы рассмотрим годовой план работы педагога, как основной механизм его включения в целостное пространство профессионального развития и самоопределения.
Руководитель (любого уровня) в потоке входящей документации умеет находить возможный вектор развития учреждения в целом и профессионального развития каждого педагога. Либо наоборот: осуществляемая педагогическая практика оказывается в полном соответствии с требованиями новых нормативных документов, и в этом есть узнавание: «Мы уже давно так и работаем» и удовлетворение от того, что мы вновь и вновь убеждаемся в том, что «наше призвание там, где наше глубочайшее наслаждение пересекается с нуждами мира» Ф. Бюхнер [4].
Годовой план работы педагога – «гармоничное единство» его личной творческой инициативы и требований системы, которые задаются годовым планом работы учреждения. Составляющие годового плана – это направления профессионального развития педагога. Раздел «Образовательная деятельность» включает в себя в том числе и участие в конкурсах различного уровня и других мероприятиях по предмету. Этот раздел показывает, как педагог совершенствует свои профессиональные знания и навыки. Например, развитие движения «Junior skills» и активное включение педагогов технической направленности в соревнования по различным компетенциям позволяет им значительно повысить уровень специальных знаний. Некоторые из педагогов стали экспертами Всероссийского уровня и разработчиками конкурсных заданий.
В разделе «Воспитательная работа» отражено участие педагога с детьми объединения в мероприятиях, которые разрабатывают и проводят совместно педагоги различных объединений. Как правило, такие мероприятия- долгосрочные проекты, направленные на достижение метапредметных и личностных результатов как учащимися, так и самими педагогами. Сама разработка проекта для учащихся или совместно с учащимися позволяет педагогу повысить такие профессиональные компетенции как «проектный менеджмент», лидерская и коммуникативная компетентность. Так создается единое пространство личностного и профессионального развития для всех участников образовательного процесса. Самый яркий пример – проект «Кинотренинг», объединивший педагогов и учащихся объединений «Журналистика», «Видеостудия» и «Психология». Каждый из педагогов вносит свой профессиональный ресурс: специальные знания по драматургии кинематографа, операторскому искусству, психологический анализ произведений искусства и навыки организации обсуждения и личностной рефлексии.
Раздел «Методическая работа» - логическое продолжение первых двух. Это попытка педагога обобщить свой опыт уже на методическом уровне и транслировать его в профессиональном сообществе в форме мастер-классов для коллег и выступлений.
Таким образом, нами описан совокупный ресурс, который может быть использован для управления профессиональным развитием педагога в учреждениях основного и дополнительного образования.
Список литературы:
Кабанова М.Н. «Уроки жизненного самоопределения для подростков и их наставников. Методическое пособие для психологов образовательных учреждений, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. – СПб. :ИМЦ Приморского района. 2012. -52 с.
Лэнгле А. «Жизнь, наполненная смыслом», Генезис – 2017 год, 144 с.
Лэнгле А. «PERSON. Экзистенциально-аналитическая теория личности». Сборник статей. Генезис – 2017, 159 с.
Молоканов М. «Лидерство по-русски. Руководство пользователя» Рид Медиа - 2013 год, серия: Leader's Guide. 192 с.
Электронные источники:
Сайт минобрнауки.рф/документы/336 «Федеральные Государственные образовательные стандарты».