XIX республиканская педагогическая ярмарка
«Сельская школа & образовательная марка»
МР «Усть-Алданский улус (район)»
МБОУ «Мюрюнская СОШ№2»
Проект
«Олимпиада для педагогов»
Авторы:
Готовцева Надежда Ивановна
Колодезникова Марианна Алексеевна
учителя начальных классов
с.Борогонцы – 2023 г.
Анализ социокультурной ситуации:
Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к педагогам. Меняются подходы к организации методической работы, для которой характерны кардинальные изменения. Иными стали принципы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это самоинициатива и самомотивация, диагностичность и инновационность. Меняется и позиция участников методической работы: это учитель - субъект, активно участвующий в разных формах повышения своего профессионального мастерства. На смену традиционным формам методической работы приходят новые, предполагающие высокую степень активности, личную заинтересованность педагога в повышении профессиональной компетентности.
Современный педагог должен соответствовать новым требованиям и вписываться в усовершенствованные стандарты образования.
Саморазвитие и самосовершенствование педагога – обязательное условие реализации этих условий и стандартов.
Проект ориентирован на педагогов не только общеобразовательных организаций, но и дополнительного образования.
Проблематика проекта:
Современный мир – мир динамичный. Развивающиеся технологии и информационные ресурсы требуют разнообразных теоретических знаний, новых форм и методов работы, поскольку прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают.
В наши дни для профессиональной деятельности педагога недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. На современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свои знания, повышать свой профессиональный потенциал.
Совершенствование качества обучения в профессиональном обучении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. А, следовательно, этот уровень должен постоянно расти.
На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: развитие профессионального интереса и поддержка профессионального мастерства педагогических работников.
Задачи:
- выявление и поддержка педагогов, применяющих современные учебно-методические средства, информационно-коммуникационные технологии и актуальные педагогические методы;
- раскрытие личностного потенциала участников, их творческих способностей;
- способствовать профессиональному росту педагогов, развитию сотрудничества педагогов.
- совершенствовать умения и навыки педагогов в решении олимпиадных заданий.
Инновационность:
В Усть –Алданском улусе ранее не проводились олимпиады для педагогов.
Учителя, которые участвуют в олимпиадах, получают возможность совершенствовать свою квалификацию, и в некоторых случаях предоставляется шанс повысить уровень зарплаты. Олимпиады — площадка для новых знакомств с коллегами, обмен опытом, возможность получить признание.
Олимпиада посвящается памяти Солдатовой Светланы Дмитриевны, кандидата педагогических наук, заслуженного работника образования РС(Я).
Реализация проекта:
2021 год (октябрь) – онлайн-олимпиада по дистанционному образованию.
2023 год (апрель) – очная олимпиада для педагогов общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования в рамках VI республиканской, XX улусной научно-практической конференции юниоров «Окно в науку».
2023 год – республиканская олимпиада
Мероприятие 1:
Онлайн-олимпиада по дистанционному образованию памяти Солдатовой С.Д. кандидата педагогических наук, заслуженного работника образования РС(Я)
Дата: 27.09.2021- 05.10.2021
Форма проведения олимпиады: онлайн
Участники: учителя любых учебных предметов и учителя начальных классов. Выдвижение кандидатов для участия в олимпиаде проходит на добровольной основе.
Сроки:
27-28.09.2021 г. — регистрация участников Олимпиады по гугл-ссылке.
01.10.2021 г. — онлайн-олимпиада по ссылке.
04.10.2021 г.— рассмотрение работ экспертной комиссией.
05.10.2021 г. — объявление победителей и призеров онлайн-олимпиады.
Организаторами онлайн-олимпиады для учителей являются:
1. МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
2. MKY «Управление образования» Усть-Алданского улуса
Критерии оценивания ответов:
а) тестовые задания: по 1 баллу за правильный ответ.
6) задания на соответствие: по 0,5 6. за правильный ответ. в) задания с развернутыми ответами:
- правильный ответ - 1 - 3 балла по уровню сложности вопроса;
- неправильный ответ - 0 (баллов).
Всего участвовали 42 педагога.
Победитель- Лукина Л.М., учитель начальных классов Усун-Кюельской СОШ (приз -5000рб)
1 место – Тегерюкова А.А., учитель математики Наяхинской СОШ (приз 3000рб)
2 место – Босикова А.В., учитель начальных классов Чериктейской СОШ (приз 2000рб)
2 место – Рожина У.Н., учитель физики Орто-Эбэнской ООШ (приз 2000рб)
3 место – Габышева Т.Г., учитель начальных классов Соттинской СОШ (приз 1000рб)
3 место – Сивцева З.В., учитель русского языка и литературы Наяхинской СОШ (приз 1000рб)
3 место – Говорова М.Г., учитель начальных классов Бейдигинской СОШ (приз 1000рб).
Мероприятие 2:
Очная олимпиада для педагогов общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования в рамках VI республиканской, XX улусной научно-практической конференции юниоров «Окно в науку».
Дата: 07.04.2023 г.
Форма проведения олимпиады: Олимпиада в очной форме.
Участники: Олимпиада проводится среди педагогов, работающих в общеобразовательных школах и организациях дополнительного образования республики.
Сроки:
с 30 марта по 4 апреля – сбор заявок;
с 5 по 6 апреля – обработка заявок;
7 апреля проведение олимпиады и награждение победителей, вручение сертификатов.
Задания олимпиады:
БЛОК 1 Требование ФГОС.
1) Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите один верный ответ):
a. вариативность сроков реализации программ;
б. наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ;
в. конкретизированные формулировки метапредметных, личностных результатов обучения;
г. представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода;
2) Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это:
a. способность к организации разных видов учебной деятельности;
б. владение предметным содержанием на углубленном уровне;
в. умение разрабатывать задания по функциональной грамотности;
г. умение разрабатывать рабочую программу по предмету;
3) В соответствии с методологией ФГОС нового поколения целью педагогической деятельности является:
Выберите один ответ:
a. развитие умений по преобразованию и применению знаний
б. передача готовых знаний
в. осуществление лекционно-семинарской системы обучения
г. организация фронтальной работы на уроке
4) Во ФГОС 3го поколения к универсальным учебным познавательным действиям относятся:
а. Самоорганизация;
б. Совместная деятельность;
в. Общение;
г. Работа с информацией;
д. Базовые логические действия;
е. Базовые исследовательские действия;
5) Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
a. предметным содержанием учебного занятия
б. содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
в. перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
г. содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
6) С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся;
a. умений, необходимых для жизни в современном обществе;
б. предпрофессионального опыта;
в. системы знаний;
г. навыков учебной деятельности;
7) Проект ФГОС 3го поколения вступил в силу:
а) 1 сентября 2022 года;
б) 1 сентября 2021 года;
В) 1 сентября 2020 года;
8) Обновленные стандарты коснулись детей:
а) учащихся первых и пятых классов;
б) только учащихся начальных классов;
в) только учащихся первых классов;
9) Выберите верное утверждение. Среди новшеств ФГОС 3го поколения выделяются:
а) вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения, обязательный минимум программ общего образования и основные требования к обеспечению образовательного процесса.
б) развитие универсальных учебных действий, вариативность, функциональная грамотность, необязательность второго иностранного языка.
в) вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения, необязательность второго иностранного языка.
10) Заполните верхнюю строку сравнительной таблицы по требованиям ФГОС (укажите год 2009 и 2021)
| |
Общесистемные требования; требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. | Система требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. |
11) Указанные отличия ФГОС 2го и 3го поколения распределите по столбикам:
а) характеристика условий реализации программы;
б) программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
в) программа коррекционной работы;
г) формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
д) система условий реализации программы;
12) установите соответствие между ФГОС и информационными ресурсами:
Информационно-образовательная среда:
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет ресурсам, коллекциям медиа
ресурсов.
ресурсов.
А) ФГОС 2009
2) Информационно-образовательная среда: Доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения
интернет ресурсам, коллекциям медиа
ресурсов.
Б) ФГОС 2021
3) Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: Право выбора школы применять различные образовательные технологии. (электронное обучение и дистанционные образовательные технологии).
интернет ресурсам, коллекциям медиа
ресурсов.
4) Обеспечение информационными ресурсами: Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
интернет ресурсам, коллекциям медиа
ресурсов.
5) Обеспечение учебниками и учебными пособиями: Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде.
ресурсов.
БЛОК 2 СОДЕРЖАНИЕ ФГОС
1) Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам примерной рабочей программы:
a. Личностные образовательные результаты
б. Пояснительная записка
в. Тематическое планирование
г. Предметные образовательные результаты
д. Метапредметные образовательные результаты
2) Основные виды деятельности обучающихся в примерной рабочей программе представлены
a. в пояснительной записке
б. в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета»
в. отдельным разделом
г. в разделе «Тематическое планирование»
3) Расставьте этапы проектирования учебного занятия в правильной последовательности:
1) выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах учебного занятия.
2) отбор содержания,
3) определение цели,
4) проектирование системы учебных задач / учебных заданий.
4) Расставьте этапы комбинированного урока в правильной последовательности:
1) изучение нового материала
2) мотивационно-целевой этап
3) самоконтроль и самооценка
4) актуализация опорных знаний
5) На уроке организации проектной деятельности целесообразно применять формы:
a. Фронтальную
б. Индивидуальную
в. Внеурочную
г. Групповую
6) По каким предметам включены элементы финансовой грамотности в требования ФГОС 3го поколения:
_____________________________________________________________________________
7) Какой предмет из обязательного перечня предметов исключается для глухих и слабослышащих?
_____________________________________________________________________________
БЛОК 3 Дополнительная часть
Напишите эссе на тему «Современный учитель»
Всего приняло участие
Критерии оценки предполагаемых результатов:
Олимпиада должна стать интересным инструментом для профессионального самосовершенствования педагогов в контексте социокультурных практик в Усть-Алданском улусе.
Кадровое обеспечение проекта:
Финансовое обеспечение проекта:
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.