Министерство образования и науки Республики Дагестан
Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»
ЛЕВОРУКОСТЬ-ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
«Я-исследователь»
Выполнила: Абдуллаева Зухра,
ученица 4 «е» класса МКОУ
«Гимназия №3»
Руководитель: Махмудова Асият Арсланбековна, учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №3»
Хасавюрт
2020 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…...………………..……………………………………………....4-5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Теоретический раздел……………………….………………………………6-7
1.1. Причины феномена леворукости…………………………….………..….....6
1.2. Таланты и просто гении…………………………………………...................7
2. Практический раздел.…………………….…………….............................8-10
2.1. Причина леворукости……………………………………………..................8
2.2. Определение ведущей руки……………………………………………...…9
2.3. Влияние леворукости на мои способности………………………….…...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………...………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………....12
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………...…………..………………...13-21
ВВЕДЕНИЕ
В суматохе дня я никогда не замечала, какой рукой держу, скажем, вилку или открываю дверь. Когда я пришла в 1 класс, мне казалось, что я такая же, как и все. Но когда мы стали учиться писать, оказалось, мальчики и девочки из моего класса пишут не той рукой, которой пишу я. Потом оказалось, что они едят, играют, несут портфели и даже открывают дверь другой рукой. Они – «левши». Мне стало интересно «почему»? Мне также интересно ответить на следующие вопросы:
Тяжело ли быть левшой?
Может ли леворукость быть препятствием для достижения успеха в жизни?
Что может быть интереснее, чем изучать себя - с одной стороны, а с другой стороны, что может быть сложнее этого! В целом, тема мне показалась очень интересной и актуальной не только для меня самого, так как они – левша, но и для многих других людей. Ведь практически у каждого есть хотя бы один родственник или знакомый – левша.
Цель исследования: изучение феномена леворукости.
Гипотеза: если изучить особенности левши, можно доказать, что леворукость является нормой или, даже, уникальностью.
Для этого мы поставили перед собой такие задачи:
Изучить литературу и другие источники по этому вопросу;
Провести опрос одноклассников по данной теме;
Организовать экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости;
Оформить работу в форме проекта;
Создать памятку для школьников-левшей и родителей.
Методы исследования:
1.Чтение специализированной литературы и изучение интернет – источников;
2.Опрос одноклассников и сбор данных;
3.Практическая реализация экспериментов в классе;
4. Наблюдение за результатами и анализ;
Этапы исследования:
1.Я изучу литературу по данному вопросу;
2.Проведу опрос одноклассников;
3. Организую экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости;
4. Оформлю работу в форме проекта;
5.Создам памятку для школьников-левшей и родителей.
Предмет исследования: леворукость
Объект – я и одноклассники.
Конечный продукт: Памятка для левшей-школьников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Теоретический раздел.
1.1. Причины феномена леворукости
Объяснить происхождение левшей не могут до сих пор, ученые выдвигают гипотезы, одну невероятнее другой, но доказательств найти не могут. Первая теория связана с учениями Дарвина. Наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой – подносили пищу ко рту, шло время, менялся климат, люди спустились на землю и правую руку стали использоваться для более точных движений – метания копья при охоте. Так как этим чаще занимались мужчины, то левшей среди них меньше. Другая теория: женщины прижимали левой рукой ребенка к сердцу, чтобы он слышал его стук и успокаивался, правой рукой. Еще одна очень интересная история, «щита и меча» говорит о том, что в древние времена и левшей, и правшей было поровну, но поскольку леворукие держали щит в правой руке, а меч в левой, их сердце оставалось незащищено, и они в большинстве своем гибли на войнах сейчас. Левшей мало, но все они чем-то отличаются от правшей (не только тем, что пишут другой рукой). На Руси, левшей тоже не особо любили, ведь по библейским канонам за левым плечом стоял черт, а за правым ангел. (Отсюда привычка плевать через левое плечо). Тех, кто крестился левой рукой, называли богохульниками, а ребенок, тянувшийся к миске «не той» рукой, получал ложкой по лбу. А вот в древней Греции левшей считали счастливчиками. Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Считается, что на севере больше леворуких, чем на юге. Есть гипотезы о том, что число таких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию. Термины "левша" и "правша" применимы не только к людям, но и к животным. Все белые медведи — левши, среди кошек большинство — правши, среди мышей попадается много амбидекстров. Сотрудница зоопарка Линкольна в Чикаго опубликовала данные, согласно которым две трети диких шимпанзе, выуживая термитов из гнезд, держали прутики в левой руке. Приматы, находящиеся в неволе, обычно орудуют правой рукой. Вероятно, при этом они попросту "обезьянничают", перенимая эту привычку у человечества.
Отмечено, что левши появляются чаще всего в семьях, где, кто - либо из родителей – левша. Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 %, если один родитель праворук – 17 %, у двух левшей – 46 %. В мире насчитывается примерно 9–11 % леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 %. В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга.
1.2. Таланты и просто гении
Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – что объединяет этих людей, помимо гениальности? Все они левши. Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места.
В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, в литературе – А.С. Пушкин.
Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Робертс, «крепкий орешек» Брюс Уиллис, очаровашка Мэрилин Монро, непобедимый Сильвестр Сталлоне – тоже из категории левшей.
Все последние президенты США – и Рейган, и Буш, и Клинтон – сплошь леворукие. Даже Альберт Гор, один из лидеров президентской гонки, пишет левой рукой. Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой. Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.
Вывод: причины леворукости на данный момент научно не доказаны, но сопоставив различные источники, можно выделить 3 основные предположения.
(см. приложение)
2.Практический раздел.
2.1. Причина леворукости
Почему некоторые люди предпочитают левую или правую руку? Может им так удобно? Я предположила, что праворукость – это результат тренировок. Возможно, маленькому ребенку все равно, какой рукой брать предметы, и поэтому его учат пользоваться правой рукой. Так может, меня попросту не научили с раннего детства работать нужной рукой? Хотя левши могут держать ложку и в правой руке, но это не очень удобно. Чтобы доказать это я провела эксперимент с маленьким ребенком . Ему 2 года 4 месяца. Он с рождения всё делает правой рукой. А ведь его этому никто не учил. Проведём небольшой эксперимент. Прошу его порисовать и даю ему карандаш в левую руку, но он быстро отправляет его в правую руку. (см. приложение)
Вывод: человек рождается уже левшой или правшой.
А теперь попробую разобраться в вопросе: что определяет ведущую руку человека.
Из литературы я узнала, что левое полушарие мозга управляет движениями правой руки и правой ноги. Правое полушарие мозга управляет движениями левой ноги и левой руки.
Вывод: они – левши, потому что у них главным является правое полушарие головного мозга.
2.2.Определение ведущей руки
Мне стало интересно мнение одноклассников по этому вопросу. Ребятам были заданы вопросы:
Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой?
Отличаются ли левши чем-то особенным? Если да, то чем?
Испытывает ли левша трудности, имеет ли проблемы в общении?
(см. приложение )
После такого опроса у меня возник вопрос к ребятам: а вдруг ты тоже левша? Мы решили провести эксперименты.
Эксперименты для определения ведущей руки.
1. «Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
(см. приложение )
Эксперименты для определения ведущего глаза.
1.«Рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.
(см. приложение )
Эксперименты для определения ведущего уха.
1. Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.
(см. приложение )
Вывод: захотели участвовать в исследовании – 7 учеников.
«правши» – 3 ученика, «левши» – 3 ученика, «частичный левша» -1 ученик
2.3.Влияние леворукости на мои способности.
Выяснив, что в классе есть «левши», мне стало интересно: зависят ли мои успехи в учебе и успехи моих одноклассников от того левша человек или правша?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы с классным руководителем провели сравнительный анализ успеваемости учеников. Рассматривались тетради учащихся и навык чтения.
(см. приложение )
Вывод. Из данного исследования получается, что умственные способности ученика не зависят от того левша он или правша. Думаю, на успеваемость оказывает влияние множество других факторов. Леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижении умственных способностей.
Но мир вокруг нас создан правшой. Кто не согласен, пусть попробует левой рукой открыть дверь или, скажем, окно. Или нажать спусковую кнопку на фотоаппарате, которая в ста процентах случаев находится справа. Еще одно испытание - возьмите в левую руку ножницы и попробуйте разрезать ими бумагу - лист загибается, мнется - что угодно, только не режется. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к проблемам левшей, был объявлен «Международный День левшей» - 13 августа. Целью являются такие проблемы: переучивание детей-левшей (учителями или родителями) к письму правой рукой, что ведет только к психологическим травмам; производство бытовых товаров, приспособленных для левшей.
Поэтому хотелось бы отметить, что в Америке, Японии и некоторых европейских
странах есть специальные магазины для леворуких. В нашей же стране этому вопросу пока уделяется недостаточно внимания. Но и в этом мире мы научились приспосабливаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования был проведен анализ литературы и интернет-источники по проблеме леворукости. Я сделала вывод, что леворукость – это один из вариантов нормального развития организма, часто зависящего от врожденных особенностей строения мозга.
Леворукость - не привычка, не болезнь, а достоинство человека, его уникальность и неповторимость. Левша – настоящая загадка природы.
В ходе исследования я установила:
1. Левша потому, так как правое полушарие моего головного мозга преобладает над левым, а оно отвечает за левую сторону тела.
2.Леворукость не может быть причиной снижения умственных способностей, если, только, левшу не переучивать.
3. Левши в мире не одни. Их много, и они уникальны.
Тем самым моя гипотеза подтвердилась.
Изучив особенности левшей, мы создали памятку для школьника- первоклассника.
(см. приложение )
К сожалению, на некоторые вопросы о леворукости пока нет четкого и однозначного ответа. Поэтому, я буду продолжать вести свою работу, буду следить за новыми открытиями в этой области.
В заключении, хочу добавить: Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми. Поэтому каждый человек имеет право на существование. Такими нас создала природа. Еще древние философы говорили: «Познай себя!».
Значит, написав эту работу, я сделала шаг по дороге познания себя. Думаю, что это поможет мне в жизни стать хорошим человеком.
Список использованной литературы.
1. Семенович А.В. «Эти невероятные левши». – М.; Генезис, 2010.
2. Безруких.М.М. «Если ваш ребёнок левша». – М.; Генезис, 2011
3. Брагина Н. Н. «Левши». – М.; 2009
4. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».; - М.; 2009
5. Маркина Н. «Мозг правшей и левшей - в чем разница?» - М.: Аверсеф, 2010
6. Пятница Т.В. «Леворукость как норма развития» - М.: Аверсеф, 2007.
7. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе). - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с.
8. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предматеми. Определение ведущей руки и развытие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с.
9. Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребёнок: 50 уроков для подготовки к письму (Готовимся к школе). - Спб.: Издательский дом «Литера», 2011.- 80 с.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki
11. https://psychology.academic.ru/
12. http://veselajashkola.ru/interesno/rebenok-levsha-problemy-v-shkole/
Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой?
Из 27 одноклассников – 15 считают, что левши такими родились, 8 человек – их так научили, трое считают, что это просто привычка, а 1 одноклассник думает, это отклонение от нормы.
Отличаются ли левши чем-то особенным? Если да, то чем?
Мнения разделились так: 18 человек считают, что левши обладают уникальными способностями, 9 человек утверждают, что левши ничем не отличаются от других.
Испытывает ли левша трудности, имеет ли проблемы в общении?
Результаты таковы: 20 человек считают, что нет 7 человек утверждают, что да.
16