СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» ЛЕВОРУКОСТЬ-ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? «Я-исследователь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» ЛЕВОРУКОСТЬ-ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? «Я-исследователь»»

Министерство образования и науки Республики Дагестан



Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»









ЛЕВОРУКОСТЬ-ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?





«Я-исследователь»





Выполнила: Абдуллаева Зухра,

ученица 4 «е» класса МКОУ

«Гимназия №3»

Руководитель: Махмудова Асият Арсланбековна, учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №3»





Хасавюрт

2020 г.



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…...………………..……………………………………………....4-5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический раздел……………………….………………………………6-7

1.1. Причины феномена леворукости…………………………….………..….....6

1.2. Таланты и просто гении…………………………………………...................7

2. Практический раздел.…………………….…………….............................8-10

2.1. Причина леворукости……………………………………………..................8

2.2. Определение ведущей руки……………………………………………...…9

2.3. Влияние леворукости на мои способности………………………….…...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………...………………..11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………....12

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………...…………..………………...13-21



ВВЕДЕНИЕ

В суматохе дня я никогда не замечала, какой рукой держу, скажем, вилку или открываю дверь. Когда я пришла в 1 класс, мне казалось, что я такая же, как и все. Но когда мы стали учиться писать, оказалось, мальчики и девочки из моего класса пишут не той рукой, которой пишу я. Потом оказалось, что они едят, играют, несут портфели и даже открывают дверь другой рукой. Они – «левши». Мне стало интересно «почему»? Мне также интересно ответить на следующие вопросы:

Тяжело ли быть левшой?

Может ли леворукость быть препятствием для достижения успеха в жизни?

Что может быть интереснее, чем изучать себя - с одной стороны, а с другой стороны, что может быть сложнее этого! В целом, тема мне показалась очень интересной и актуальной не только для меня самого, так как они – левша, но и для многих других людей. Ведь практически у каждого есть хотя бы один родственник или знакомый – левша.

Цель исследования: изучение феномена леворукости.

Гипотеза: если изучить особенности левши, можно доказать, что леворукость является нормой или, даже, уникальностью.

Для этого мы поставили перед собой такие задачи:

  1. Изучить литературу и другие источники по этому вопросу;

  2. Провести опрос одноклассников по данной теме;

  3. Организовать экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости;

  4. Оформить работу в форме проекта;

  5. Создать памятку для школьников-левшей и родителей.

Методы исследования:

1.Чтение специализированной литературы и изучение интернет – источников;

2.Опрос одноклассников и сбор данных;

3.Практическая реализация экспериментов в классе;

4. Наблюдение за результатами и анализ;

Этапы исследования:

1.Я изучу литературу по данному вопросу;

2.Проведу опрос одноклассников;

3. Организую экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости;

4. Оформлю работу в форме проекта;

5.Создам памятку для школьников-левшей и родителей.

Предмет исследования: леворукость

Объект – я и одноклассники.

Конечный продукт: Памятка для левшей-школьников.



















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический раздел.

1.1. Причины феномена леворукости

Объяснить происхождение левшей не могут до сих пор, ученые выдвигают гипотезы, одну невероятнее другой, но доказательств найти не могут. Первая теория связана с учениями Дарвина. Наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой – подносили пищу ко рту, шло время, менялся климат, люди спустились на землю и правую руку стали использоваться для более точных движений – метания копья при охоте. Так как этим чаще занимались мужчины, то левшей среди них меньше. Другая теория: женщины прижимали левой рукой ребенка к сердцу, чтобы он слышал его стук и успокаивался, правой рукой. Еще одна очень интересная история, «щита и меча» говорит о том, что в древние времена и левшей, и правшей было поровну, но поскольку леворукие держали щит в правой руке, а меч в левой, их сердце оставалось незащищено, и они в большинстве своем гибли на войнах сейчас. Левшей мало, но все они чем-то отличаются от правшей (не только тем, что пишут другой рукой). На Руси, левшей тоже не особо любили, ведь по библейским канонам за левым плечом стоял черт, а за правым ангел. (Отсюда привычка плевать через левое плечо). Тех, кто крестился левой рукой, называли богохульниками, а ребенок, тянувшийся к миске «не той» рукой, получал ложкой по лбу. А вот в древней Греции левшей считали счастливчиками. Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Считается, что на севере больше леворуких, чем на юге. Есть гипотезы о том, что число таких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию. Термины "левша" и "правша" применимы не толь­ко к людям, но и к животным. Все белые медведи — лев­ши, среди кошек большинство — правши, среди мышей попадается много амбидекстров. Сотрудница зоо­парка Линкольна в Чикаго опубликовала данные, согласно которым две трети диких шимпанзе, выуживая термитов из гнезд, держали прутики в левой руке. Приматы, находя­щиеся в неволе, обычно орудуют правой рукой. Вероятно, при этом они попросту "обезьянничают", перенимая эту привычку у человечества.

Отмечено, что левши появляются чаще всего в семьях, где, кто - либо из родителей – левша. Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 %, если один родитель праворук – 17 %, у двух левшей – 46 %. В мире насчитывается примерно 9–11 % леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 %. В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга.

1.2. Таланты и просто гении

Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – что объединяет этих людей, помимо гениальности? Все они левши. Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места.

В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, в литературе – А.С. Пушкин.

Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Робертс, «крепкий орешек» Брюс Уиллис, очаровашка Мэрилин Монро, непобедимый Сильвестр Сталлоне – тоже из категории левшей.

Все последние президенты США – и Рейган, и Буш, и Клинтон – сплошь леворукие. Даже Альберт Гор, один из лидеров президентской гонки, пишет левой рукой. Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой. Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.

Вывод: причины леворукости на данный момент научно не доказаны, но сопоставив различные источники, можно выделить 3 основные предположения.

(см. приложение)























2.Практический раздел.

2.1. Причина леворукости

Почему некоторые люди предпочитают левую или правую руку? Может им так удобно? Я предположила, что праворукость – это результат тренировок. Возможно, маленькому ребенку все равно, какой рукой брать предметы, и поэтому его учат пользоваться правой рукой. Так может, меня попросту не научили с раннего детства работать нужной рукой? Хотя левши могут держать ложку и в правой руке, но это не очень удобно. Чтобы доказать это я провела эксперимент с маленьким ребенком . Ему 2 года 4 месяца. Он с рождения всё делает правой рукой. А ведь его этому никто не учил. Проведём небольшой эксперимент. Прошу его порисовать и даю ему карандаш в левую руку, но он быстро отправляет его в правую руку. (см. приложение)

Вывод: человек рождается уже левшой или правшой.

А теперь попробую разобраться в вопросе: что определяет ведущую руку человека.

Из литературы я узнала, что левое полушарие мозга управляет движениями правой руки и правой ноги. Правое полушарие мозга управляет движениями левой ноги и левой руки.

Вывод: они – левши, потому что у них главным является правое полушарие головного мозга.



















2.2.Определение ведущей руки

Мне стало интересно мнение одноклассников по этому вопросу. Ребятам были заданы вопросы:

  1. Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой?

  2. Отличаются ли левши чем-то особенным? Если да, то чем?

  3. Испытывает ли левша трудности, имеет ли проблемы в общении?

(см. приложение )

После такого опроса у меня возник вопрос к ребятам: а вдруг ты тоже левша? Мы решили провести эксперименты.

Эксперименты для определения ведущей руки.

1. «Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

(см. приложение )

Эксперименты для определения ведущего глаза.

1.«Рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.

(см. приложение )

Эксперименты для определения ведущего уха.

1. Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.

(см. приложение )

Вывод: захотели участвовать в исследовании – 7 учеников.

«правши» – 3 ученика, «левши» – 3 ученика, «частичный левша» -1 ученик









2.3.Влияние леворукости на мои способности.

Выяснив, что в классе есть «левши», мне стало интересно: зависят ли мои успехи в учебе и успехи моих одноклассников от того левша человек или правша?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с классным руководителем провели сравнительный анализ успеваемости учеников. Рассматривались тетради учащихся и навык чтения.

(см. приложение )

Вывод. Из данного исследования получается, что умственные способности ученика не зависят от того левша он или правша. Думаю, на успеваемость оказывает влияние множество других факторов. Леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижении умственных способностей.

Но мир вокруг нас создан правшой. Кто не согласен, пусть попробует левой рукой открыть дверь или, скажем, окно. Или нажать спусковую кнопку на фотоаппарате, которая в ста процентах случаев находится справа. Еще одно испытание - возьмите в левую руку ножницы и попробуйте разрезать ими бумагу - лист загибается, мнется - что угодно, только не режется. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к проблемам левшей, был объявлен «Международный День левшей» - 13 августа. Целью являются такие проблемы: переучивание детей-левшей (учителями или родителями) к письму правой рукой, что ведет только к психологическим травмам; производство бытовых товаров, приспособленных для левшей.

Поэтому хотелось бы отметить, что в Америке, Японии и некоторых европейских

странах есть специальные магазины для леворуких. В нашей же стране этому вопросу пока уделяется недостаточно внимания. Но и в этом мире мы научились приспосабливаться.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования был проведен анализ литературы и интернет-источники по проблеме леворукости. Я сделала вывод, что леворукость – это один из вариантов нормального развития организма, часто зависящего от врожденных особенностей строения мозга.

Леворукость - не привычка, не болезнь, а достоинство человека, его уникальность и неповторимость. Левша – настоящая загадка природы.

В ходе исследования я установила:

1. Левша потому, так как правое полушарие моего головного мозга преобладает над левым, а оно отвечает за левую сторону тела.

2.Леворукость не может быть причиной снижения умственных способностей, если, только, левшу не переучивать.

3. Левши в мире не одни. Их много, и они уникальны.

Тем самым моя гипотеза подтвердилась.

Изучив особенности левшей, мы создали памятку для школьника- первоклассника.

(см. приложение )

К сожалению, на некоторые вопросы о леворукости пока нет четкого и однозначного ответа. Поэтому, я буду продолжать вести свою работу, буду следить за новыми открытиями в этой области.

В заключении, хочу добавить: Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми. Поэтому каждый человек имеет право на существование. Такими нас создала природа. Еще древние философы говорили: «Познай себя!».

Значит, написав эту работу, я сделала шаг по дороге познания себя. Думаю, что это поможет мне в жизни стать хорошим человеком.





Список использованной литературы.

1. Семенович А.В. «Эти невероятные левши». – М.; Генезис, 2010.

2. Безруких.М.М. «Если ваш ребёнок левша». – М.; Генезис, 2011

3. Брагина Н. Н. «Левши». – М.; 2009

4. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».; - М.; 2009

5. Маркина Н. «Мозг правшей и левшей - в чем разница?» - М.: Аверсеф, 2010

6. Пятница Т.В. «Леворукость как норма развития» - М.: Аверсеф, 2007.

7. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе). - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с.

8. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предматеми. Определение ведущей руки и развытие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с.

9. Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребёнок: 50 уроков для подготовки к письму (Готовимся к школе). - Спб.: Издательский дом «Литера», 2011.- 80 с.

10. https://ru.wikipedia.org/wiki

11. https://psychology.academic.ru/

12. http://veselajashkola.ru/interesno/rebenok-levsha-problemy-v-shkole/

















  1. Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой?













Из 27 одноклассников – 15 считают, что левши такими родились, 8 человек – их так научили, трое считают, что это просто привычка, а 1 одноклассник думает, это отклонение от нормы.

  1. Отличаются ли левши чем-то особенным? Если да, то чем?















Мнения разделились так: 18 человек считают, что левши обладают уникальными способностями, 9 человек утверждают, что левши ничем не отличаются от других.

  1. Испытывает ли левша трудности, имеет ли проблемы в общении?









Результаты таковы: 20 человек считают, что нет 7 человек утверждают, что да.







































































































































































16