«Ресурсная дошкольная группа» для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития человека, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению, а также стереотипностью поведения. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей, которые страдают этими расстройствами, в том числе и в Новосибирской области. Увеличение количества детей с РАС требует создания условий в образовательных учреждениях для обучения и развития детей данной категории. Идея проекта создания «ресурсной дошкольной группы» по аналогии с «ресурсным классом» для детей с РАС, была предложена нам Натальей Алексеевной Балевой, учредителем АНО помощи людям с РАС «Горизонт».
Цель проекта – создание модели ресурсной дошкольной группы для воспитания, развития и социализации детей с РАС в условиях инклюзивного образования.
Задачи проекта:
Подготовить команду специалистов: привлечь супервизора и куратора, обучитьтьюторов и воспитателей ресурсной группы методикам на основе прикладного анализа поведения;
Оснастить Ресурснуюдошкольную группу – зоны индивидуальных занятий, зоны групповых занятий и сенсорной зоны.
Включить детей из Ресурсной дошкольной группы в общие мероприятия и совместные занятия с воспитанниками общеразвивающих групп.
Развивать толерантное отношение к людям с особенностями развития у всех участников образовательного процесса.
Распространить опыт среди родителей детей с РАС по подготовке и реализации подобной модели обучения.
Распространить информацию об аутизме и методах его коррекции, обучать широкую родительскую и педагогическую общественность, включая метод прикладного анализа поведения (ПАП), как наиболее эффективный для обучения и коррекции детей с аутизмом.
Привлечь спонсоров для реализации проекта.
В работе дана оценка готовности МКОУ С(К)НШ № 60 к реализации проекта. Описаны этапы, содержание и методы реализации проекта и представлен рабочий план реализации проекта. Определен функционал участников проекта.
Значимым моментом в разработке проекта является структурирование взаимодействия всех участников образовательного процесса с использованием поведенческих методов. В основе данных методов лежит прикладной анализ поведения (ПАП). За последние десятилетия появились сотни исследований, подтверждающих как эффективность структурированного обучения на основе ПАП в целом, так и эффективность отдельных методик и техник для решения конкретных проблем и задач.
Практическая значимость, представленного проекта состоит в необходимости более раннего вмешательства в развитие ребенка с РАС, требующего особого подхода в обучении, воспитании и развитии состоит в достижении максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации, интеграции в общество.
Авторами проекта произведена оценка рисков и определены меры для минимизации влияния факторов риска. Представлены прогнозируемые конечные результаты деятельности и практическая значимость результатов работы по проекту. Четко прописаны критерии и показатели эффективности реализации проекта. Произведен расчет бюджета. Срок реализации проекта: 2 года.
До недавнего времени расстройства аутистического спектра (РАС) рассматривались как клиническая проблема. В отечественной психологии впервые этот термин прозвучал в работах Г. Е. Сухаревой (Аутистические нарушения при детской шизоидии. 1955). Категория детей с РАС изучалась следующими исследователями: В. М. Башиной, С. А. Морозовым, L. Kanner, M. Rutter и др.Клиническая картина РАС большинством авторов характеризуется как полиморфная и противоречивая (К. С. Лебединская, 1988; О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др., 2003).
Аутизм затрагивает все сферы психики: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь. Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.
Для успешного обучения и социализации людей с аутизмом необходимо создание специальных образовательных условий:
структурированная обучающая среда;
средства визуальной поддержки;
применение методик с доказанной эффективностью при обучении таких детей – это методики, основанные на прикладном анализе поведения (далее по тексту ПАП) и другие.
Аутизм остается в том или ином проявлении с человеком всю его жизнь и очень часто такому человеку требуется поддержка на протяжении всей жизни. Постановка диагноза аутизм происходит обычно в возрасте 3-х лет, когда большая часть благоприятного периода для раннего вмешательства уже упущена. В это же время ребенок получает путевку в дошкольное образовательное учреждение. ПМПК прописывают группу ЗПР или группу «особый ребенок», но специалисты в этих группах не обучены методикам работы с детьми с РАС и образовательное учреждение не имеет опыта создания специальных образовательных условий, способствующих формированию инклюзивной среды.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что на сегодняшний день проблемы образования детей с расстройствами аутистического спектра стоит остро, а детей с таким диагнозом становится больше. Главными нарушениями, которые препятствуют адаптации и социализации детей с РАС, являются недостаток коммуникативных навыков (вплоть до отсутствия речи), грубые нарушения поведения и эмоциональная нестабильность. Но при адекватной и своевременной коррекционной работе они могут быть подготовлены к обучению по программе массовой или коррекционной школы. Даже глубоко аутичный, неговорящий ребёнок в условиях специальной коррекции может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать и писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации и личностного развития.
Наиболее благоприятным периодом, с точки зрения исхода вмешательства и дальнейшей функциональности человека, является период в возрасте до 5-ти лет. Поэтому так важно создать необходимые условия для обучения и социализации именно в дошкольном учреждении:
есть возможность проводить интенсивное вмешательство, около 5-6 часов ежедневно.
есть возможность поместить ребенка в среду нормотипичных сверстников для обучения социальным и коммуникативным навыкам с теми, кто никогда не испытывал в этом трудности.
образовательная программа дошкольного учреждения включает в себя приобретение ребенком жизненных компетенций и является подготовительным этапом к обучению в школе, именно эти навыки являются приоритетными при оказании помощи людям с РАС и при выборе целей вмешательства.
семья ребенка с аутизмом продолжает жить полноценной жизнью, а не оказывается изолированной и исключенной из общества, вынужденной самостоятельно искать специалистов, способных помочь ребенку.
у нормотипичных сверстников формируется толерантное отношение к людям с особенностями с самого раннего возраста.
Предлагаемая педагогическая инициатива, являясь составной частью системы образования, расширит образовательную область детей с РАС. Это позволит предупредить появление дальнейших отклонений, снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Дети, посещающие дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 – это не только дети с нарушениями развития по причине врожденной недостаточности, генетических заболеваний, органического поражения центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и сенсорных органов, но и нормотипичные дети. Нарушения и проблемы в развитии у наших воспитанников требуют планомерной и систематической работы над формированием элементарных навыков взаимодействия, коммуникативных умений, способностей к волевым усилиям, предметных действий, моторики и т.д., которые в большой степени стимулируются под влиянием взаимодействия и общения с детьми, не имеющими существенных отклонений в развитии.
Реализация проекта «Ресурсная дошкольная группа» делится на два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап
Составление Сметы расходов на реализацию проекта;
Обучение специалистов; оснащение ресурсной зоны; создание дружественной среды;
Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогического состава;
Мероприятия, направленные на информирование о проблеме и создание дружественной атмосферы среди родителей.
Основной этап
Проведение индивидуального тестирования и составление индивидуальных программ обучения.
Подготовка необходимых специальных образовательных условий.
Проведение практической реализации проекта.
Работа с командой «Ресурсной дошкольной группы», направленная на мотивацию сотрудников и работу с профессиональным выгоранием, будет обязательной для успешности проекта.
Для осуществления научно-методического сопровождения деятельности «Ресурсной дошкольной группы», контроля над работой специалистов, организацией обучения, коррекционной работы, выдачи рекомендаций, консультирования специалистов, привлекается супервизор и/или ассистент супервизора «Ресурсной дошкольной группы».
Данная модель содержит в своей основе обширный зарубежный опыт и инновационные образовательные методики с доказанной эффективностью.
«Ресурсная дошкольная группа»
группа детей
6-8 человек
отдельное помещение («Ресурсная зона»)
индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа
зона сенсорной разгрузки
специальные УМК, компьютерные инструменты развития и коррекции, специальные дидактические и диагностические материалы
технические средства обучения
тьютор
воспитатель
использование метода прикладного поведенческого анализа
куратор
посещение общеразвивающей /комбинированной группы
супервизор
Решение о сроках частичного сопровождаемого включения (инклюзии) обучающегося, находящегося на постоянном режиме функционирования ресурсной группы, на посещение общеобразовательной/комбинированной группы, а также о количестве времени пребывания и участие в совместной образовательной деятельности и режимных моментах принимают специалисты «Ресурсной дошкольной группы» на основе разработанных критериев.
Обучающийся, посещающий «Ресурсную дошкольную группу» в постоянном режиме, может быть переведен на консультативный режим или обратно. Решение о переводе принимается коллегиально работниками «Ресурсной дошкольной группы» по согласованию с родителями (законными представителями).
Программа проекта, основанная на постоянной обратной связи, позволяет выяснить конкретные риски/, скоординировать систему мер, направленную на минимизацию рисков.
Риски | Меры для минимизации рисков |
Частая смена кадрового состава тьюторов, в связи с профессиональным выгоранием. | Дополнительное финансовое вознаграждение и психологическая работа с профессиональным выгоранием. Координация деятельности всех специалистов. |
Рост перегрузки воспитанников | Четкое выполнение режима. |
Психологическая неготовность родителейнормотипичных детей к принятию детей с РАС, посещающих группы комбинированной и общеразвивающей направленности. | Диагностика готовности различных категорий участников к реализации проекта. Консультирование, родительские собрания, направленные на формирование толерантности к детям с РАС. |
Утрата преемственности в работе с родителями | Корректировка проекта с учетом данных диагностики, анкетирования с целью сохранения и восстановления связей преемственности |
Недостаточная подготовка педагогов к реализации проекта | Проведение предварительной подготовки, тщательного подбора кадров для реализации проекта. |
Прогнозируемые результаты деятельности
Дети:
развитие, обучение, воспитание, сохранение и восстановление психического, соматического и эмоционального здоровья детей с РАС дошкольного возраста;
развитие произвольности в различных видах детской деятельности;
сенсорное и речевое развитие, формирование игровой деятельности.
Педагоги:
решение возникающих проблем на доступном для каждого ребенка уровне;
создание методической, дидактической и материально-технической базы для обучения и развития детей с РАС на уровне дошкольного образования;
реализация основных принципов ФГОС ДО. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
Родители:
получение помощи в психолого-педагогической диагностике детей с РАС;
понимание родителями необходимости включения детей с РАС в группы с нормотипичными детьми;
создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни.
Разработанная модель позволит заинтересованным образовательным организациям быстрее ввести в систему своей работы преобразования для более продуктивного вмешательства в развитие детей с РАС дошкольного возраста.