МОБУ ООШ с.Старотураево
муниципального района Ермекеевский район РБ
Ресурсы современного урока,
обеспечивающие
освоение новых образовательных стандартов
(выступление на педсовете)
Подготовила: Самигуллина
Гузалия Фанузовна,
учитель физики и математики
2017-2018
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры преподавателя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции» . ( В.А. Сухомлинский)
Современный процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития.
Главным направлением в работе педагогических коллектива нашей школы на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода. Поэтому, первое, о чем мы будем сегодня говорить с вами, это как организована работа в школе, направленная на выполнение нелегкой задачи-- учить современных детей в современных условиях.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС урок должен стать новым, современным!
Хочу напомнить, что Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
При подробном анализе двух типов уроков (традиционного и урока по ФГОС) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Урок должен ставить учебные задачи; а ученик проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Известно, что урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему учителям школы приходится совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить их активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию ученика на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Учебно-методические и информационные ресурсы школы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры образования, в целом обеспечивающий результативность современного обучения и воспитания, эффективность деятельности преподавателей и учащихся школы средствами информационно-коммуникационного сопровождения.
Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную.
Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме Информационные ресурсы представляют собой ту часть имеющихся знаний, которая материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Учащиеся предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя..
С помощью сетевых средств становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода:
1) комплексное их использование на различных этапах урока;
2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;
3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.
Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
ЦОР - это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...
Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики.
Виды ЦОР
Электронные учебники и учебные пособия
- репетиторы;
- тренажёры;
- обучающе-контролирующие;
- игровые;
- интерактивные;
- предметные коллекции;
- справочники, словари;
- практические и лабораторные задания
- предметные миры;
- предметные учебно-методические комплексы;
- инновационные УМК
- тесты; и тестовые задания;
- методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;
- инструментальные средства.
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:
И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
вводить текст с помощью клавиатуры;
фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС).
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся.
Что дают ЭОР учителю? Учитель может:
конспекты не писать;
сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это “круто” и престижно.
Экспресс-анкета педагогов (ответы “да” или “нет”)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
Когда учащиеся несут “околесицу”, я стараюсь поставить их на место.
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов “да”, то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Можно провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов “Каким вы представляете современный урок?».
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Известно, что хороший урок – урок с хорошо подготовленным для восприятия материала учеником. Несомненно, выполнение правильно разработанной внеаудиторной самостоятельной работы это залог успешного усвоения материала на уроке.
Продумывая формы организации самостоятельной работы по предмету, преподаватели школы исходят из нескольких позиций:
- необходимые знания, умения и навыки, которые должен показать учащийся в результате выполнения всех заданий;
- формирование профессиональных компетенций, которые должны проявиться через полученные знания , умения , навыки;
- формирование креативности в процессе изучения предмета и способности нестандартно мыслить при выполнении заданий;
- развитие активной исследовательской позиции;
- воспитание чувства ответственности за своевременное выполнение задания.
Вывод: современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.
Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.
Учителя нашей школы умело используют все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Источники.
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/01/15/resursy-sovremennogo-uroka
http://www.tumerev-yantik.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=4634&speech=7994