«Золотой телец», извращающий человеческую душу, делающий ее уродливой и черствой, становится «хозяином» жизни после реформ 1861 г.
В повести «Благоприобретение» известный писатель Д. И. Стахеев показывает, как жажда обогащения подчиняет себе все подлинные человеческие чувства главного героя мещанина Федора Григорьевича Белова. Он пошел на все (даже на убийство сына) ради материального благополучия, за счет которого мог, наконец, попасть в купеческое сословие.
Писатель, рисуя сатирические типы купцов, сохранил их подлинные имена и отчества, изменив только фамилии. Действительно, герой повести имеет реальный прототип – елабужского купца Федора Григорьевича Чернова. Стоит обратить внимание на то, что и семантика имен героев играет определенную роль в контексте произведения. Фамилия главного героя – Белов – образована от древнерусского слова «белый». Первое, основное значение – "свободный от податей, живущий на церковной земле". Имя Фёдор означает «дарованный Богом», «Божий дар». Отчество Григорьевич отсылает нас к мысли о потери связи между поколениями, ведь сына (младенца) главного героя звали точно также. Кстати, имя Григорий переводится, как «бодрствую» (символ утраты былого "бодрствования" купечества в лице Белова).
В повести Д.И. Стахеев не хочет видеть только отрицательное в герое, его «изнанку», а стремится показать его во всех противоречиях. Федор Григорьевич Белов собирал по деревням деньги, вырученные от продажи водки. Однажды, собрав пятнадцать тысяч рублей, он вернулся домой, в село Челныково, замыслив преступление. Притворившись больным, Белов отправляет взволнованную жену в город с поручением привести из главной конторы доверенного, которому он намеревался передать крупную сумму денег. Затем преступник закопал деньги в огороде и совершил поджег собственного дома, в котором находился его двухлетний сынишка, ставший жертвоприношением «желтому дьяволу». Мир кротких страдающих людей – в данном случае матери и сына, ставших жертвами, – столкнулся с сильной натурой, стремящейся реализовать свою мечту о богатстве любым путем.
Перед нами традиционная для русской классики ситуация «преступления и наказания», поэтому основная часть повести посвящена исследованию психологии преступника.
Разбогатевший неправедным путем, Белов превратился в жадного, жестокого, бессердечного купца-самодура и эксплуататора. «Богат и славен в городе Черемисове купец Федор Григорьевич Белов. Каменный двухэтажный дом его, что твой дворец, красуется против голубого соборного храма; в окнах вставлены цельные бемские стекла, из-за которых выглядывают на улицу всевозможные растения и цветы. Лавки и амбары его полны товарами, на пристани у судоходной реки кипит работа: тысячи кулей хлеба, овса, ячменю, гороху перегружают из амбаров в коноводные машины, составляющие, как и означенные выше продукты, полную собственность Федора Григорьевича».
Федор Григорьевич – человек талантливый, наделен торговой хваткой, трезвостью ума, большим трудолюбием. Но трагический надлом, вызванный совершенным преступлением, преследует его всю жизнь. Трагедия вросла в него, и судьба платит Белову духовным одиночеством и часто «ему снится пожар… в ушах снова раздается замолкнувший когда-то давно-давно предсмертный вопль задыхавшегося в горевшей избе малютки Гриши».
Славу и почет приносит Белову его широкая благотворительная деятельность, которой он стремится замолить страшное преступление молодости, но «порой в час ночи старик тревожно мечется в своей мягкой постели». Страшный грех не отпускает душу купца, человеческое естество восстает в нем, и невозможно избавиться от этого ни разумом, ни волей.
Белова невозможно отнести к представителям только «темного царства», и название повести «Благоприобретение» не носит иронического оттенка. Писатель стремится показать сложность человеческого характера: сознательное и бессознательное начало, стремление делами облагородить свою жизнь и тем покрыть «грехи».
И тут перед читателем невольно встает вопрос: можно ли оправдать что-то большое, созданное человеком в жизни, если оно стоит хоть одной «детской слезинки»?