СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реверсивное наставничество

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реверсивное наставничество»












Информационная справка участника всероссийского конкурса

«Лучшие практики наставничества»


Форма наставничества: «педагог-педагог»

(роли: опытный – молодому)











Наставник:

учитель английского языка, Торопова М.В.


Наставляемый:

учитель английского и русского языка,

Покатаева Т.А.
















2022

Информационная справка

участника всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества»


Форма: «педагог-педагог»

(роли: опытный-молодому)

Наставничество – это метод адаптации к профессии, который может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры. Сегодня выделены основные признаки, присущие наставничеству:

• гибкость в организации, без прописанного набора правил или требований, оно может реализовываться в различных ситуациях разными методами; стиль обучения не регламентирован трудовыми соглашениями и деятельность наставника рассматривается как важное общественное поручение;

• его ориентированность, направленная на повышение профессионализма в период адаптации молодого специалиста, а не на изменение его личности;

• эффективность, включающая систему «обратной связи» и являющейся структурной составляющей отношений «наставник – молодой специалист», что стимулирует интерес и внимание к процессу обучения, повышает его действенность.

• универсальность, выступающая координирующим, стимулирующим и управленческим процессом, который действует параллельно или дополнительно к любому иному методу обучения

В течение последних двух лет Торопова Марина Викторовна является педагогом-наставником, оказывая профессиональную помощь молодому специалисту Покатаевой Татьяне Александровне. Из числа самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, была выбрана форма «педагог – педагог». Эта форма наставничества предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим молодому разностороннюю поддержку. В результате совместной деятельности была разработана практика наставничества. В описании данной практики можно выделить три основные этапа деятельности наставника:

  • мотивационно-целевой, когда наставник совместно с молодым специалистом изучает нормативные документы в области образования, определяет обязанности и полномочия молодого педагога в соответствии с современными требованиями, а также выявляет педагогические затруднения молодого специалиста, чтобы выработать индивидуальную программу педагогической помощи;

  • основной этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы педагогической помощи, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования;

  • итоговый – на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.

На первом мотивационно-целевом этапе в ходе анкетирования и личных бесед с наставляемым удалось выявить педагогические затруднения молодого педагога:  недостаточное знание нормативных документов МАОУ «СОШ с. Бердюжье», необходимых для правильной организации образовательной деятельности в ОУ;  затруднения при составлении рабочих программ и календарно-тематического планирования в соответствии с локальным актом МАОУ «СОШ с. Бердюжье»;  трудности в оформлении и ведении документации по предмету в соответствии с Уставом ОУ;  отдельные затруднения в заполнении электронного журнала;  при построении и проведении уроков недостаточное разнообразие форм взаимодействия обучающихся и учителя, видов рефлексии и контроля и самоконтроля;  затруднения по некоторым пунктам самоанализа урока. Диагностика и выявление педагогических затруднений дали возможность поставить цель и наметить задачи совместной работы.

Цель практики – устранение профессиональных затруднений и формирование основы для успешной профессиональной деятельности молодого педагога в МАОУ «СОШ с. Бердюжье».

Задачи: организовать постоянное взаимодействие наставника и молодого специалиста, создать доверительные и комфортные условия общения, организовать практическую методическую помощь, обеспечив коллегу необходимыми нормативными документами, алгоритмами, рекомендациями по ведению документации и т.д., осуществлять обмен профессиональным опытом на основе взаимопосещения и анализа уроков, мастер-классов, мероприятий, проводимых передовыми учителями школы, вовлечь молодую коллегу в работу методического объединения учителей иностранного языка, а также в конкурсное движение. Поставленные цель и задачи позволили выделить основные направления работы и составить индивидуальную программу педагогической помощи учителю, перейдя, таким образом, на основной этап работы (приложение 1). Для анализа результативности практики наставничества мы решили вести «Портфолио молодого педагога», где отражена деятельность молодого специалиста по различным направлениям его профессиональной деятельности, его успехи, достижения, результаты.

Портрет участников

Наставник: Торопова Марина Викторовна – учитель английского языка; куратор волонтёрского объединения «ДЕГА»; заведующая кабинета профилактики; руководитель кружка «#PROрадио». Стаж педагогической работы - 14 лет. Марина Викторовна на профессиональном уровне проводит уроки с применением современных педагогических методов и приемов обучения. Результатом целенаправленной работы педагога имеют отражение в качестве успеваемости учащихся по английскому языку за 2021-2022 учебный год (73%). Подготовленные ею учащиеся - ежегодные победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников школьного и муниципального этапов. Средний балл среди сдающих единый государственный экзамен по английскому языку за 2021-2022 учебный год составляет 80. Марина Викторовна является победителем районного конкурса «Учитель года – 2021» и лауреатом областного конкурса «Учитель года – 2022». В 2021 году наставник Торопова Марина Викторовна и наставляемая Покатаева Татьяна Александровна стали участниками очного этапа областного конкурса «Две звезды». Марина Викторовна обладает отличными организаторскими способностями, доброжелательна в отношениях с окружающими. Учитель заслуженно пользуется авторитетом и уважением среди коллег и учеников. Помимо отличного владения профессиональными навыками Торопова Марина Викторовна обладает целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь следует отметить чувство ответственности, целеустремлённость, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приёмами коммуникации и высокую самоорганизацию. Немаловажной является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного. В представляемом тандеме Марина Викторовна выполняет роли: «наставник-консультант» и «наставник-предметник», создавая комфортные условия для реализации профессиональных качеств наставляемого, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого преподавателя. Как педагог того же предметного направления, что и молодой преподаватель, осуществляет всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин и междисциплинарных курсов.

Наставляемая: Покатаева Татьяна Александровна - молодой учитель русского и английского языка, бывшая выпускник нашей школы, закончивший ВУЗ по специальности «Учитель русского и иностранного (английского) языка.

Взаимодействие внутри формы «преподаватель – преподаватель» складываются из выполнения двух ролевых моделей: – «новичок – мастер», классический вариант поддержки для приобретения молодым преподавателем необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; – «опытный предметник – неопытному предметнику», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д). Деятельность наставника Тороповой Марины Викторовны осуществляется следующими методами: 1. Метод «сопровождения» - наставник берет на себя обязательства предоставления наставляемому помощи, в том числе участвует в развитии его профессиональных навыков. 2. Метод «посев» - наставник у наставляемого формирует навыки либо знания, которые пока еще не актуальны, но приобретут ценность в дальнейшем, когда ситуация этого потребует. 3. Метод «катализация» - наставник погружает наставляемого в среду изменений, провоцируя его на расширение кругозора, с изменением порядка ценностей и восприятия. 4. Метод «показ» - наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая рабочие ситуации понятнее. 5. Метод «сбор урожая» - налаживания обратной связи с обучаемым, чтобы понимать – что изучено за время обучения, какие выводы были сделаны. Для мониторинга эффективности наставнической деятельности Тороповой Марины Викторовны нами взята Структурно-функциональная модель системы наставничества, обеспечивающая профессиональное становление молодого преподавателя (автор Круглова И.Д., диссертационное исследование «Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя»).

По итогам совместной работы вносятся предложения и рекомендации, связанные с дальнейшим совершенствованием профессиональной деятельности начинающего специалиста, его участием в системе непрерывного образования, со стимулированием, прохождением аттестации.


Достижения начинающего педагога Покатаевой Татьяны Александровны


За два года работы в качестве учителя английского и русского языка Татьяна Александровна:

- заслужил Диплом II степени в III Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Технологии обучения и педагогические практики»;

- стала победителем районного конкурса «Учитель года – 2022»;

- приняла участие в областном конкурсе «Педагогический дебют – 2022»;

- стала участником очного этапа регионального конкурса «Звёздный час 2021» в номинации «Две звезды».

В процессе наставничества выявлен существенный интерес молодого преподавателя к профессии педагога от уровня помощи наставника. Таким образом, Покатаева Татьяна Александровна в настоящее время находится на творческом-креативном (среднем) уровне профессионального становления. Для молодого преподавателя характерны стремление к профессиональному росту, мотивация к разным способам повышения квалификации, творческий подход к образовательному процессу.


Эффективность работы наставника с его подопечным определяется на основе показателей: положительная динамика результатов работы с детьми; анализ реализации плана работы по методической теме; накопление методических и практических материалов; активное участие в методической работе. Таким образом, наставничество является эффективной формой сотрудничества педагогов, которое способствует повышению квалификации молодого специалиста. Помогает малоопытному педагогу адаптироваться к профессиональной деятельности, преобразовывать теоретические знания в педагогические компетенции и благоприятствует формированию индивидуального стиля деятельности начинающего педагога. Наставничество как процесс описать очень трудно, это не только процесс обучения. Это нечто намного большее и значимое: накопление личного опыта, самооценка, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, и многое другое.
















































Приложение 1


Программа педагогической помощи учителю иностранных языков

Содержание мероприятий по направлениям

Работа по предмету

Методическая работа

Документация

Сентябрь 2022

1.Изучение рабочих программ по предметам, КТП.

2.Оказание помощи в составлении технологической карты урока.

3.Оформление тетрадей обучающихся по английскому языку.

1. Выявление педагогических затруднений, беседы, анкетирование.

2. Взаимопосещение уроков. 3. Заседание №1 РМО учителей иностранного языка. Знакомство с планом работы РМО на учебный год, с нормативными документами.

4. Участие Покатаевой Т.А. в проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников среди 5-7 классов в качестве организатора.

1. Изучение нормативно-правовой базы школы (Устав, календарный учебный график, учебный план, план работы школы на учебный год).

2. Рекомендации по заполнению электронного журнала, личных дел, журнала инструктажей.

Октябрь 2022

1. Взаимопосещение уроков. Формы и методы работы на уроке в условиях реализации ФГОС.

2. Самоанализ урока.

3. Работа с одаренными детьми. Подготовка обучающихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

4. Совместная работа по созданию и проведению страноведческой викторины в рамках внеурочного занятия

1. Выявление педагогических затруднений, беседы, анкетирование.

2. Работа над темой по самообразованию

3. Выступление молодого специалиста на заседании РМО № 2 по проблеме «Кейстехнологии при организации процесса преподавания иностранного языка»

1. Работа с электронным журналом, выявление затруднений.

2. Составление отчета по итогам входного административного контроля по иностранным языкам.

Ноябрь 2022

1. Взаимопосещение уроков. 2. Взаимопроверка тетрадей по английскому языку, с целью соблюдения единого орфографического режима и оформления.

3. Совместное проведение внеклассного мероприятия по английскому языку по теме «Праздник урожая в Британии»

1. Выявление педагогических затруднений, беседы, анкетирование.

2. Система подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ, начиная с 5 класса (круглый стол в рамках заседания МО).

1. Работа с электронным журналом, выявление затруднений.

2. Составление отчета по итогам промежуточного административного контроля по иностранным языкам.

Декабрь 2022

1. Взаимопосещение уроков. 2. Совместная разработка комплекса коммуникативных упражнений для младших школьников по иностранному языку.

1. Требования к написанию и защите итогового индивидуального проекта по английскому языку, выбор наиболее актуальных тем.

2. Участие в мастер-классе по теме «Технология учебной дискуссии на уроках иностранного языка как средство повышения качества обучения»

3. Выступление на заседании РМО № 3 по теме «Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка»

1. Заполнение электронного журнала, текущей документации.

.

Январь-февраль 2022

1. Взаимопосещение уроков.

1. Выступление на заседании МО № 4 по теме «Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка»

2. Участие в пробном школьном ОГЭ по английскому языку в качестве организатора в аудитории.

1. Заполнение электронного журнала, текущей документации.

март 2022

1. Совместное создание КИМ для осуществления текущего контроля по английскому языку на начальной и основной ступени обучения. 2. Применение на уроках современных педагогических технологий (кейс-технологии, проектной, ИКТ и др.)

1. Участие Покатаевой Т.А. в разработке контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации по английскому языку для обучающихся 5-х классов школы.

2. Знакомство с различными образовательными интернет-ресурсами и онлайн платформами.

1. Заполнение электронного журнала, текущей документации.


апрель-май 2022

Совместная разработка КИМ для осуществления итогового административного контроля

Выступление Покатаевой Т.А. на заседании МО учителей иностранного языка по теме «Структура урока иностранного языка в условиях дистанционного обучения»

Оформление итоговой документации, электронного журнала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!