СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Революционное народничество второй половины XIXв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией. Соответствует ФГОС. Тип урока: решение ключевых задач.

Просмотр содержимого документа
«урок истории 8 класс»

Урок истории 8 класс «Революционное народничество второй половины 60-х – наала 80-х гг.

Учитель: Данилова Н.В.

§ 26. Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг.

Образовательная цель: на основе анализа специфических черт общественного движения 60-х – начала 80-х гг. XIX в. сформировать представление об альтернативах развития России в пореформенный период и причинах цареубийства.


Развивающая цель: развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной ,мотивационной сфер личности; развитие умения самостоятельной организации учебного труда, формирование умения формулировать собственную позицию и аргументировать свою точку зрения.


Воспитательная цель: через осмысление прошлого способствовать воспитанию отрицательного отношения к насильственным методам политической борьбы в ситуации морального выбора.

Тип урока: урок решения ключевых задач

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2011; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век», компьютер, презентация, интерактивная доска.

План урока.

I. Актуализация темы « Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. § 25. ».

II. Изучение материала урока.

1. Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг.

2.«Хождение в народ».

3.«Земля и воля» 70-х гг..

4. «Народная воля» и «Черный предел».

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Термины: революционер, «Хождение в народ», народничество (три течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое), «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний по теме «Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг.» (слайд 2 )

  1. Какие обстоятельства послужили причиной широкому распространению революционного движения в России?

  2. Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

2.П. Л. Лавров

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

3.П. Н. Ткачев

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

Ответ: 1 – В; 2 – А; 3 – Б.

  1. Кто автор идеи об «общинном» социализме? ( А.И.Герцен) (слайд 3 )

  2. О ком идет речь? (слайд 4 )

Он был русским философом- материалистом, революционером- демократом, энциклопедистом, ученым, литературным критиком, публицистом и писателем. Его отец крестьянского происхождения. Фамилия произошла от названия села, где он родился. До 14 лет учился дома, к нему был приставлен гувернер- француз. Имел прозвище «библиофага» за свою страсть к чтению книг. Литературную деятельность начал с небольших журнальных статей. Впоследствии становится главным редактором крупного журнала. Своими публикациями вовлекал в революционную деятельность. Является одним из родоначальников нового революционного течения 19 века.

  • Кто этот человек? (Н.Г.Чернышевский)

  • Как называется его произведение, которое стало настоящей «библией» русских революционеров? («Что делать?»)

  • Одним из родоначальников какого революционного течения он является?

( народничество)

  • О чем сегодня будем говорить на уроке? ( о движении народников)

- Сформулируйте тему и задачи урока. ( слайд 5 )

Тема: Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг.XX века.

Задачи:

  1. Более подробно познакомиться с народническим движением.

  2. Рассмотреть методы их борьбы и дать им оценку.

  3. Итоги народнического движения.

  1. Изучение материала урока. (слайд 6)

  1. Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг. ( слайд )

Работа по группам: (слайд )

Задание: а)прочитать пункт «Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг.» (с 181- 183 учебника), провести анализ деятельности народнических групп.

б)Распределить роли : - революционер ( какие задачи ставили, что делали)

- соратник ( «плюсы»)

- обвинитель («минусы»)

в) выступить перед классом с учетом распределенных ролей и рассказать о деятельности группы народовольцев.

1 группа: «ишутинцы»

2 группа: «нечаевцы»

3 группа: «чайковцы»

4 группа: «долгушинцы»



Заполнение таблицы по ходу выступлений (слайд 7 )

Название

Время деятельности

Политические цели

Практическая деятельность

После выступления 2 группы-работа с документом с.188- 189

- Дайте нравственную оценку содержания документа.

  1. «Хождение в народ».

Рассказ учителя

Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ».

1874 – 1875 гг. – «хождение в народ». (слайд 8 )

В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.


- Предположите, насколько результативна была подобная тактика?


Эта тактика не была результативной: (слайд 9)

  • Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»;

  • В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;

  • Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось

с ироническими усмешками;

  • Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.

«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». (Сергей Кравчинский. Из воспоминаний П.А. Кропоткина)

Часто крестьяне сами доносили в полицию на участников акции.

( слайд 10 )

Хождение в народ довольно скоро породило мысль о необходимости устраивать в деревне поселения. Народники - пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи. Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не находило подтверждения, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными.

Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.

- Почему не удался первый этап акции «Хождение в народ»? (народовольцы были далеки от крестьян, их доводы были непонятны и чужды. Сами крестьяне были неграмотными или малограмотными) (слайд 11 )

  1. «Земля и воля» 70-х гг..

Работа по учебнику. Прочитать с. 184-185 учебника. Подготовиться к сравнительному анализу по таблице.

(слайд 12 )


«Земля и воля» 1860-х гг.

«Земля и воля» 70-х гг.

Годы сущ.

1861 – 1864 гг.

1876 – 1879 гг.

Участники

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М.Кравчинский

Цели

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

1)переход всей власти в руки трудового крестьянства

2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления

3)введение демократических свобод

4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы

Методы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

1)пропаганда среди крестьян и рабочих

2)зарождение тактики индивидуального террора

Общее

Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления

Различие

«Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора

Вывод: Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет заменен новым). (слайд 13)

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась.


  1. «Народная воля» и «Черный передел». ( слайд14 )

Работа по группам.

Задание: а) прочитать текст в учебнике с. 185 – 186.

б) распределить роли и подготовить выступление, соответственно роли:

- представители ( называют представителей данной группы)

- цели ( называют, какие цели преследовали)

- методы (информация об используемых методах)

В процессе выступлений заполняется сравнительная таблица

( слайд 15 ) -таблица

Беседа по вопросам к таблице.

- Что общего было в программах и методах борьбы у «Народной воли» и «Черного предела»?

(Установление социализма, общества всеобщего равенства и справедливости; пропагандистская и агитационная деятельность.)

- Что вы можете сказать на основании данной таблицы о тенденциях революционного развития?

(Процесс раскола революционного движения и его радикализация.)

- Как вы думаете, почему революционеры обратились к тактике террора?

(Все предыдущие методы борьбы не приносили ощутимого результата. Тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устранить правительство, дезорганизовать его. Правительство станет слабым и с ним будет легко бороться.)

Рассказ учителя. (слайд 16 )

Главной задачей «Народной воли» становится подготовка покушения на императора Александра II.

Попытки покушений предпринимались еще с 1866 года, когда Д.В. Каракозов стрелял в Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его.

В июле 1878 г. в Липецке активные члены группы «Земля и воля» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Народовольцами было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Первая группа – М. Фроленко и Т. Лебедева – устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Вторая группа во главе с А. Желябовым заложила бомбу при прохождении царского поезда, но бомба не взорвалась. Третья группа во главе с С. Перовской подготовила подкоп железнодорожного полотна в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд.

Зимой 1879-1980 гг. народовольцы начали подготовку нового покушения – взрыва в Зимнем дворце. С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был назначен на день, когда вся императорская семья должна была собраться на обед. Начало обеда перенесли на позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: убито 10 человек, ранено – 53.

( слайд 17) – продолжение рассказа учителя

Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован.

1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.


- Какой можно сделать вывод о значении смерти Александра II для народнического движения?

( Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.)



  1. Рефлексия ( слайд 18 )

У вас на столах лежат разноцветные стикеры. Уходя с урока, выберите один из них и положите мне на стол.

Зеленый- мне было интересно, узнал много нового.

Синий – новых знаний не получил, было скучно.

Розовый – материал был понятен, но остались вопросы.

  1. Домашнее задание. (слайд 19)

1. Прочитать §26.

2. Выполните задание.

Окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали: а) призывающие крестьян к революции; б) призывающие молодежь идти в народ?

Если вам не нравится «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество.



Просмотр содержимого презентации
«Русское народничество1»

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х Выполнила: учитель истории и обществознания Данилова Наталья Владимировна Урок истории 8 класс

Революционное народничество

второй половины

60-х – начала 80-х

Выполнила:

учитель истории и обществознания

Данилова Наталья Владимировна

Урок истории 8 класс

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг Какие обстоятельства послужили причиной широкому распространению революционного движения в России? пункт третий презентации Найдите правильное соответствие       Народники 1.М. А. Бакунин Основные идеи 2.П. Л. Лавров А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист. 3.П. Н. Ткачев Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков. В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин. Название презентации

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг

  • Какие обстоятельства послужили причиной широкому распространению революционного движения в России? пункт третий презентации
  • Найдите правильное соответствие

Народники

1.М. А. Бакунин

Основные идеи

2.П. Л. Лавров

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

3.П. Н. Ткачев

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

Название презентации

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг 3. Кто автор идеи об «общинном» социализме?       Александр Иванович Герцен Название презентации

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг

3. Кто автор идеи об «общинном» социализме?

Александр Иванович Герцен

Название презентации

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг - Как называется произведение, которое стало настоящей «библией» для русских революционеров? 4. О ком идет речь? Он был русским философом- материалистом, революционером- демократом, энциклопедистом, ученым, литературным критиком, публицистом и писателем. Его отец крестьянского происхождения. Фамилия произошла от названия села, где он родился. До 14 лет учился дома, к нему был приставлен гувернер- француз. Имел прозвище «библиофага» за свою страсть к чтению книг. Литературную деятельность начал с небольших журнальных статей. Впоследствии становится главным редактором крупного журнала. Своими публикациями вовлекал в революционную деятельность. Является одним из родоначальников нового революционного течения 19 века.       Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. – Одним из родоначальников какого революционного течения является Николай Гаврилович Чернышевский ? Название презентации

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг

- Как называется произведение, которое стало настоящей «библией» для русских революционеров?

4. О ком идет речь?

Он был русским философом- материалистом, революционером- демократом, энциклопедистом, ученым, литературным критиком, публицистом и писателем. Его отец крестьянского происхождения. Фамилия произошла от названия села, где он родился. До 14 лет учился дома, к нему был приставлен гувернер- француз. Имел прозвище «библиофага» за свою страсть к чтению книг. Литературную деятельность начал с небольших журнальных статей. Впоследствии становится главным редактором крупного журнала. Своими публикациями вовлекал в революционную деятельность. Является одним из родоначальников нового революционного течения 19 века.

Революционное народничество второй половины

60-х – начала 80-х гг.

Одним из родоначальников какого революционного течения является Николай Гаврилович Чернышевский ?

Название презентации

Текст Задачи: 1.  Более подробно познакомиться с народническим движением. 2.  Рассмотреть методы их борьбы и дать им оценку. 3.  Итоги народнического движения.

Текст

Задачи:

1. Более подробно познакомиться с народническим движением.

2. Рассмотреть методы их борьбы и дать им оценку.

3. Итоги народнического движения.

Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг.  Текст  Работа по группам 1 группа: «ишутинцы» 2 группа: «нечаевцы» 3 группа: «чайковцы» 4 группа: «долгушинцы» Задание: а) Прочитать пункт «Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг.» (с 181- 183 учебника), провести анализ деятельности народнических групп.  б) Распределить роли : - революционер ( какие задачи ставили, что делали) - соратник ( «плюсы») - обвинитель («минусы») в) выступить перед классом с учетом распределенных ролей и рассказать о деятельности группы народовольцев.

Народнические организации

второй половины 60-х – начала 70-х гг.

Текст

Работа по группам

1 группа: «ишутинцы»

2 группа: «нечаевцы»

3 группа: «чайковцы»

4 группа: «долгушинцы»

Задание:

а) Прочитать пункт «Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг.» (с 181- 183 учебника), провести анализ деятельности народнических групп.

б) Распределить роли : - революционер ( какие задачи ставили, что делали)

- соратник ( «плюсы»)

- обвинитель («минусы»)

в) выступить перед классом с учетом распределенных ролей и рассказать о деятельности группы народовольцев.

Заполните таблицу:   Текст Название Время деятельности Политические цели Практическая деятельность

Заполните таблицу:

Текст

Название

Время деятельности

Политические цели

Практическая деятельность

«Хождение в народ» 1874 – 1875 гг – акция «Хождение в народ» В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание. Предположите, насколько результативна была подобная тактика?

«Хождение в народ»

1874 – 1875 гг – акция «Хождение в народ»

В этом движении приняли участие

несколько тысяч пропагандистов. В

основном это была учащаяся

молодежь, вдохновленная идеей

Бакунина о возможности поднять

народ на «всеобщий бунт». Толчком к

этому походу послужил тяжелый

голод 1873 – 1874 гг.

Пропагандисты

разбредались по России и толковали

крестьянам о революции и

социализме в надежде поднять их на

восстание.

Предположите, насколько

результативна была подобная

тактика?

«Хождение в народ» Эта тактика не была результативной «Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». (из воспоминаний П.А. Кропоткина )

«Хождение в народ»

Эта тактика не была результативной

«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье».

(из воспоминаний П.А. Кропоткина )

  • Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»; «;
  • В В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;
  • Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническими усмешками;
  • Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам. и тяж
«Хождение в народ» Часто крестьяне сами доносили в полицию на участников акции. Илья Ефимович Репин «Арест пропагандиста»

«Хождение в народ»

Часто крестьяне сами доносили в полицию на участников акции.

Илья Ефимович Репин

«Арест пропагандиста»

Хождение в народ довольно скоро породило мысль о необходимости устраивать в деревне поселения. Народники - пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи. Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не находило подтверждения, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными. Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой. -  Почему первый этап акции «Хождение в народ» не удался? Народовольцы были далеки от крестьян, их доводы были непонятны и чужды. Сами крестьяне были неграмотными или малограмотными.

Хождение в народ довольно скоро породило мысль о необходимости устраивать в деревне поселения. Народники - пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи. Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не находило подтверждения, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными.

Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.

- Почему первый этап акции «Хождение в народ» не удался?

Народовольцы были далеки от крестьян, их доводы были непонятны и чужды. Сами крестьяне были неграмотными или малограмотными.

«Земля и воля» 70-х гг..

«Земля и воля» 1860-х гг.

Годы сущ.

«Земля и воля» 70-х гг.

1861 – 1864 гг.

Участники

Цели

1876 – 1879 гг.

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

Методы

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов,

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М.Кравчинский

1)переход всей власти в руки трудового крестьянства

1)издание и распространение революционной литературы

Общее

1)пропаганда среди крестьян и рабочих

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления

Различие

Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

2)зарождение тактики индивидуального террора

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

3)введение демократических свобод

«Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора

4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы

Вывод: Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет заменен новым). В 1879 г.  «Земля и воля» раскололась.

Вывод:

Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет заменен новым).

В 1879 г.

«Земля и воля» раскололась.

«Народная воля» и «Черный передел». Работа по группам 1 группа: «Народная Воля» 2 группа: «Черный передел» Задание: а) прочитать текст в учебнике с. 185 – 186.  б) распределить роли и подготовить выступление, соответственно роли: - представители ( называют представителей данной группы) - цели ( называют, какие цели преследовали) методы (информация об используемых методах) в) заполняем сравнительную таблицу «Народная воля» (1879 – 1883 гг.) «Черный передел» (1879 – 1881 гг.)

«Народная воля» и «Черный передел».

Работа по группам

1 группа: «Народная Воля»

2 группа: «Черный передел»

Задание:

а) прочитать текст в учебнике с. 185 – 186.

б) распределить роли и подготовить выступление, соответственно роли:

- представители ( называют представителей данной группы)

- цели ( называют, какие цели преследовали)

  • методы (информация об используемых методах)
  • в) заполняем сравнительную таблицу

«Народная воля» (1879 – 1883 гг.)

«Черный передел» (1879 – 1881 гг.)

Представители «Народная воля» (1879 – 1883 гг.) «Черный передел» (1879 – 1881 гг.) А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер, Цели С.Л. Перовская, Н.А. Морозов Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, Установление социализма, всеобщего равенства. Методы В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод 1)деятельность пропагандистская и агитационная; Политический переворот для передачи власти народу. Установление социализма. 1) противники тактики заговора и террора; Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования. 2)деятельность разрушительная и террористическая; Свободное общинное самоуправление. 3)организация тайных обществ; 2) пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы 4)приобретение связей в администрации, войске; 5)организация и совершение переворота

Представители

«Народная воля» (1879 – 1883 гг.)

«Черный передел» (1879 – 1881 гг.)

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер,

Цели

С.Л. Перовская, Н.А. Морозов

Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч,

Установление социализма, всеобщего равенства.

Методы

В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод

1)деятельность пропагандистская и агитационная;

Политический переворот для передачи власти народу.

Установление социализма.

1) противники тактики заговора и террора;

Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

2)деятельность разрушительная и террористическая;

Свободное общинное самоуправление.

3)организация тайных обществ;

2) пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы

4)приобретение связей в администрации, войске;

5)организация и совершение переворота

Главной задачей «Народной воли» становится подготовка покушения на императора Александра II.

Попытки покушений предпринимались еще с 1866 года, когда Д.В. Каракозов стрелял в Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его.

В июле 1878 г. в Липецке активные члены группы «Земля и воля» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Народовольцами было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Первая группа – М. Фроленко и Т. Лебедева – устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Вторая группа во главе с А. Желябовым заложила бомбу при прохождении царского поезда, но бомба не взорвалась. Третья группа во главе с С. Перовской подготовила подкоп железнодорожного полотна в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд.

Зимой 1879-1980 гг. народовольцы начали подготовку нового покушения – взрыва в Зимнем дворце. С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был назначен на день, когда вся императорская семья должна была собраться на обед. Начало обеда перенесли на позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: убито 10 человек, ранено – 53.

Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован. 1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался. Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г. Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован.

1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Дайте обратную связь  Мне было интересно, узнал много нового Новых знаний не получил, было скучно. Материал был понятен, но остались вопросы

Дайте обратную связь

Мне было интересно, узнал много нового

Новых знаний не получил, было скучно.

Материал был понятен, но остались вопросы

Д омашнее задание .  1. Прочитать §26. 2. Выполните задание: Окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали: а) призывающие крестьян к революции; б) призывающие молодежь идти в народ? Если вам не нравится «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество. Спасибо за урок!

Д омашнее задание .

1. Прочитать §26.

2. Выполните задание:

Окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали:

а) призывающие крестьян к революции;

б) призывающие молодежь идти в народ?

Если вам не нравится «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!