Режим дня школьника. Здоровый образ жизни.
Начало обучения ребенка в школе - это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит работоспособность - важный показатель состояния организма.
Рационально организованный режим дня – это:
точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности;
достаточный отдых на свежем воздухе;
правильно организованная двигательная активность;
регулярное и полноценное питание;
достаточный по продолжительности сон.
У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способность такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влияние утомления на его здоровье.
Проанализируйте предложенные вопросы.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнением им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием своего ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок сам делает уроки или вы ему помогаете?
- Как долго по времени ваш ребенок делает уроки?
- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым?
Составьте с детьми свой режим дня
Примерный вариант режима дня первоклассника | Время |
Подъем | 7.00 |
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.00 - 7.30 |
Завтрак | 7.30 - 7.50 |
Дорога в школу | 7.50 - 8.20 |
Занятия в школе | 8.30 - 13.15 |
Обед в школе | 10.45 – 11.15 |
Прогулка на свежем воздухе | 13.30 - 14.30 |
Обед дома, отдых, помощь по дому | 14.30 - 16.00 |
Приготовление уроков | 16.00 - 17.00 |
Свободное время | 17.00 - 19.00 |
Ужин | 19.00 - 19.30 |
Чтение, занятия по интересам | 19.30 - 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30 - 21.00 |
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?
Дефицит двигательной активности ребенка-первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения
Памятка родителям
Не будите ребёнка в последний момент.
Не разрешайте ребёнку проводить за компьютером
или у телевизора более 45 минут в день.
3. Ребёнок должен двигаться не менее 2 часов в день.
Ночной сон не должен быть менее 9 часов.
Не заставляйте ребёнка делать уроки перед сном.
6.Любите ребёнка и проводите с ним как можно больше времени.