Результаты
психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Балабановой Марии Константиновны, педагога-психолога
ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Психологическая коррекция – метод психологического воздействия, ориентированный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития качеств личности.
Главная задача психологической коррекции - укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Коротко рассмотрим особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, как правило,
с нарушением системы взаимоотношений с близкими людьми, с закреплением асоциальных норм поведения в обществе, с неуспешностью в учебной деятельности, с неудовлетворенностью эмоциональных потребностей (недолюбленные дети).
Дети, попавшие в наш социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, проявляют ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными видами деятельности (учебной, продуктивной, трудовой, игровой) у них ниже возрастной нормы. В итоге несовершеннолетние оказываются вытесненными из социального окружения.
Основой деятельностью педагога-психолога СРЦН по сохранению психологического здоровья детей является реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ.
Осуществление коррекционно-развивающей деятельности предполагает содействие в развитие и формирование коммуникативных навыков, эмоционально-волевой, эмоционально-личностной, познавательной сфер, интеллектуальному развитию и игровой деятельности несовершеннолетних.
Цель развивающей деятельности - создание социально-психологических условий для достижения несовершеннолетними зоны ближайшего развития и предупреждение развития негативных вариантов физического и психологического здоровья детей. Эта работа предполагает развитие самосознания несовершеннолетних, формирование системы ценностей, развитие их интересов и т.п.
Цель коррекционной работы - решение конкретных проблем поведения или психического самочувствия несовершеннолетних. Эта работа предполагает развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, преодоление негативных личностных особенностей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
С сентября 2017 г. в своей работе использую составленную мной коррекционно-развивающую программу «Поверь в себя». Программа включает 3 блока:
1 блок. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Данный блок состоит из двух разделов:
• групповые коррекционно-развивающие занятий «Я и мир вокруг меня» (28 часов),
• индивидуальные занятия (для несовершеннолетних 11-15 лет) «Все грани моего Я» (24 часа),
• индивидуальные занятия (для несовершеннолетних 8-10 лет) «Я- неповторимый человек» (24 часа).
2 блок. Занятия по профилактике трудностей в общении с элементами тренинга «Я среди людей» (24 часа)
3 блок. Занятия по информационной, профориентационной работе с несовершеннолетними «Мой путь к жизненному успеху» (16 часов)
Результаты ее реализации будут описаны ниже.
Эффективность индивидуальной работы с несовершеннолетними группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Направления | Кол-во | Первичная диагностика | Заключительная диагностика |
Диагностика интеллектуального развития | 18 | Высокий 25%, средний 50%, ниже среднего 25% | Высокий 25%, средний 63%, ниже среднего12% |
Тревожность | 18 | Норма 22%, повышенная.56%, высокая 22% | Норма 50%, повышенная 50%, высокая 0% |
Конфликтность | 18 | Высокая 37%, средняя 50%, низкая 13% | Высокая 0%, средняя 62%, низкая 38% |
Агрессивность негативная | 18 | Высокая 12%, средняя 76%, низкая 12% | Высокая 0%, средняя 100%, низкая 0% |
Агрессивность позитивная | 18 | Высокая 0%, средняя 100%, низкая 0% | Высокая 0%, средняя 100%, низкая 0% |
Самооценка | 18 | Высокая 44,5%, средняя 33,3%, низкая 22,2% | Высокая 62,5%, средняя 37,5%, низкая 0% |
Эффективность индивидуальной работы отслеживалась по нескольким направлениям: интеллектуальное развитие, тревожность, конфликтность, агрессивность, самооценка. Анализируя полученные результаты коррекционной индивидуальной работы, следует отметить наличие положительной динамики по всем направлениям.
Таким образом, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетними эффективна и необходима. Данное направление является приоритетным в моей деятельности.
Развивающая групповая психокоррекционная работа
Групповые занятия с подростками велись по коррекционно-развивающей программе «Поверь в себя». Цель: создание условий для успешной социально-психологической адаптации и реабилитации несовершеннолетних и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Обучение способам передачи информации. Формирование представлений о стилях общения. Стереотипы и конфликты. Профессиональное самоопределение.
Эффективность групповой работы с несовершеннолетними волнообразная.
В работе с несовершеннолетними подросткового возраста групповые развивающие занятия проводились по следующим направлениям: развитие самосознания, коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки, профессиональное самоопределение.
Эффективность характеризуется волнообразной динамикой: подъем эффективности на начальном этапе, спад к середине цикла, в связи с чем программа групповой работы была несколько видоизменена с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, посещающих занятия. Дальнейшая групповая работа с подростками отмечена наличием положительной динамики. Групповую работу с подростками планируется продолжить в заданном направлении.
Выводы: Проведенную коррекционно-развивающую работу с несовершеннолетними в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программы и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
Приложение
Социометрическое исследование проводилось по методике Дж. Морено, в итоге был определен социальный статус каждого несовершеннолетнего: лидер, принимаемый, узкий круг общения (итоги диагностики смотреть ниже в таблице).
Определение социального статуса по Морено
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Этапы диагностики | Кол - во несовершеннолетних | Лидеров | Принимаемых | Узкий круг общения | Изолированные |
К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % |
Начало | 18 | 2 | 11% | 10 | 56 % | 4 | 22% | 2 | 11% |
Через три месяца | 18 | 3 | 17% | 12 | 67% | 3 | 17% | 0 | 0% |
Ведущие мотивы в учебной деятельности выявлялись по методике Карповой, были определены следующие мотивы: эмоциональные, познавательные, коммуникативные, внешние, мотив достижения, саморазвития, позиция школьника.
Для успешного обучения несовершеннолетних важны мотивы достижения успеха, саморазвития, познавательный, и коммуникативный. А анализ итогов диагностики мотивации показал, что 66 % несовершеннолетних имеют внешний мотив, т.е. мотив поощрения или наказания, 77% позиция школьника, а познавательные и саморазвития – 33%, мотива достижения у несовершеннолетних нет. Эти показатели были на начальном этапе пребывания несовершеннолетних в СРЦН. А после трех месяцев данные изменились (ниже смотреть таблицу).
Очевидно, что после трех месяцев приоритетными стали мотивы достижения, саморазвития и познавательные.
Изучение
учебной мотивации по методике Карповой,
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Этапы диагностики | Кол - во несовершеннолетних | Ведущие мотивы |
эмоциональные | познавательные | коммуникативные | Внешние (поощрения, наказания) | достижения | саморазвития | Позиция школьника |
К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % |
На начало | 18 | 2 | 11 | 6 | 33 | 2 | 11 | 12 | 67 | 0 | 0 | 6 | 33 | 14 | 78 |
Через три месяца | 18 | 0 | 0 | 11 | 61 | 3 | 17 | 10 | 56 | 11 | 61 | 13 | 72 | 16 | 89 |
Для прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности использовался модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» С.Н.Костроминой.
Методика требует от несовершеннолетнего высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность несовершеннолетнего к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков. Анализ итогов диагностики показал, что 66,7% несовершеннолетних малоуспешны в любой деятельности, а через три месяца после коррекционных занятий 12% .
Итоги диагностики способности к обучению
(Методика интеллектуальной лабильности в модификации С.Н.Костроминой)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | высокая лабильность, хорошая способность к обучению | средняя лабильность | низкая обучаемость | малоуспешен в любой деятельности |
К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % |
На начало | 18 | 2 | 11 | 0 | 0 | 4 | 22 | 12 | 67 |
Через три месяца | 18 | 4 | 22 | 9 | 50 | 2 | 11 | 3 | 17 |
Для оценки уровня iq, коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления использовался тест Равена. Данный тест может дать оценку iq тестируемым независимо от уровня образования, социального сословия и рода деятельности.
Итоги диагностики уровня умственных способностей
(Прогрессивные матрицы Равена)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Этапы диагностики | Уровень интеллекта |
Обследовано | высокий | средний | Ниже среднего |
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
На начало | 8 | 2 | 25 | 4 | 50 | 2 | 25 |
Через три месяца | 8 | 2 | 25 | 5 | 63 | 1 | 12 |
Уровень тревожности изучался по методике Филлипса. В результате были выявлены следующие уровни тревожности: норма, повышенная, высокая.
На первом этапе у 22 % несовершеннолетних нормальный уровень тревожности, что является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности.
У 56 % несовершеннолетних повышенная тревожность. Данный уровень тревожности часто бывает, связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой школьной жизни.
У 22 % несовершеннолетних высокая тревожность. Обычно носит «разлитой», генерализованный характер, т.е. если важнейшие потребности подростка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
После коррекционных занятий, ситуация изменилась (смотреть таблицу ниже). На нормальном уровне тревожность – 50%. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих несовершеннолетних, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является не напряженным, не негативно окрашенным и не фрустрирующим.
Изучение
школьной тревожности по методике Филлипса
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Этапы диагностики | Критерии тревожности |
Обследовано | Норма | Повышенная | Высокая |
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
На начало | 9 | 2 | 22 | 5 | 56 | 2 | 22 |
Через три месяца | 8 | 4 | 50 | 4 | 50 | 0 | 0 |
Уровень самооценки изучался по методике Г.Н.Казанцевой. В результате были выявлены следующие уровни самооценки: высокая, средняя, низкая
У 44,5 % несовершеннолетних высокий уровень самооценки, что является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности. Несовершеннолетние правильно реагирует на замечания других, редко сомневается в своих действиях, они, как правило, не отягощены комплексом неполноценности.
У 33,3% несовершеннолетних средний уровень самооценки - это свидетельствует о том, что несовершеннолетние редко страдает от комплекса неполноценности, и лишь время от времени стараются подладиться под мнение других.
У 22,2 % несовершеннолетних низкий уровень самооценки – это сигнализирует о том, что несовершеннолетние болезненно переносят критические замечания в свой адрес, стараются считаться всегда с мнением других, часто страдает от комплекса неполноценности.
Изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Уровни самооценки |
высокая | средняя | низкая |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
На начало | 9 | 4 | 44,5 | 3 | 33,3 | 2 | 22,2 |
Через три месяца | 8 | 5 | 62,5 | 3 | 37,5 | 0 | 0 |
Уровни позитивной агрессивности, негативной агрессивности,
обобщенный показатель конфликтности был определен по методике личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев).
Конфликтность личности определяется действием таких психологических факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов – условиями жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры. Таким образом, конфликтность – это комплексный показатель, который связан с личностными предпосылками. Личные ситуативные предпосылки таковы:
• чувство неопределенности, неуверенности;
• утомление;
• неустойчивость настроения;
• повышенная возбудимость;
• состояние внушаемости.
Позитивная агрессивность, это такое поведение, которое помогает человеку добиться желаемой цели, но при этом наносит не значительный дискомфорт другим. К позитивной агрессивности относятся такие качества как: напористость, наступательность, неуступчивость. Эти качества помогают обладателю в достижении цели, но не во всех ситуациях они необходимы.
Негативная агрессивность, это такое поведение человека, которое вызывает психологический дискомфорт у людей (обижает их). К негативной агрессивности относятся такие качества, как: мстительность, нетерпимость к мнению другим.
Анализ итогов диагностики показал, что на начальном этапе многие несовершеннолетние достаточно конфликтные личности (у 37% высокий уровень конфликтности и у 50 % средний уровень). У них преобладает как негативная агрессивность, так и позитивная. Данные этих показателей находятся практически на одном уровне, поэтому можно сделать вывод, что их поведение направлено как на создание психологически не приятных ситуаций для окружающих их людей, так и на достижение желаемой цели, но не наносит значительный дискомфорт другим (смотреть таблицы)
Итоги диагностики
личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Позитивная агрессивность |
высокая | средняя | низкая |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
На начало | 8 | 0 | 0 | 8 | 100 | 0 | 0 |
Через три месяца | 8 | 0 | 0 | 8 | 100 | 0 | 0 |
Негативная агрессивность
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Негативная агрессивность |
высокая | средняя | низкая |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
На начало | 8 | 1 | 12 | 6 | 76 | 1 | 12 |
Через три месяца | 8 | 0 | 0 | 8 | 100 | 0 | 0 |
Конфликтность
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Конфликтность |
высокая | средняя | низкая |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
На начало | 8 | 3 | 37,5 | 4 | 50 | 1 | 12,5 |
Через три месяца | 8 | 0 | 0 | 5 | 62,5 | 3 | 37,5 |
По итогам диагностики были проведены индивидуальные консультации с педагогами и несовершеннолетними: даны общие рекомендации по формированию ведущих мотивов учебной деятельности, по профессиональному самоопределению, повышению социального статуса несовершеннолетних, преодолению тревожности, повышению самооценки. Учится быть сдержаннее, быть менее обидчивыми, подозрительными, эти качества помогут несовершеннолетним улучшить отношение к себе и расположить коллектив сверстников. На индивидуальных консультациях подростки узнавали не только об итогах диагностики, но и были затронуты вопросы возрастного характера. Индивидуальная работа с несовершеннолетними позволяет глубже заглянуть в свой внутренний мир. Результаты такой работы видны в том, что дети идут к психологу за советом