Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Математика 5.ФГОС.
Авторы: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.
Этапы проведения урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап | Математика, друзья, Абсолютно всем нужна. На уроке работай старательно, И успех тебя ждёт обязательно! - А поможет нам изучать эту трудную, но увлекательную науку наш главный помощник – учебник по математике. Знакомит с новой учебной книгой. - Посмотрите на новый учебник. Расскажите, какую информацию несет обложка. - Прочитайте обращение авторов к пятиклассникам. Назовите основные мысли этой статьи. - Какими качествами необходимо обладать для успешного изучения предмета? - Прочитайте, с какими условными обозначениями мы встретимся на страницах учебника. -Закройте учебник, сегодня мы еще к нему вернемся. | Ученики рассматривают, как составлен учебник, как изложен материал в учебнике, пронумерованы главы, темы, рисунки. Находят, что после каждой темы есть главы для тех, кому интересно. Знакомятся со справочным материалом форзаца, справочным материалов в конце учебника, изучают принцип предметного указателя. Отвечают на вопросы | Личностные : обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность: Сколько звезд на небе? А травинок в поле? Сколько крошек в хлебе? Сколько капель в море? На вопросы эти Не найти ответ, Но сейчас вам, дети, Дам один совет. Если попытаться С цифрами дружить, Можно не бояться, Жить и не тужить. Не бояться, что обидишь Ты своих друзей, Сосчитаешь и увидишь: Просто, без затей И конфеты, и игрушки, Кукол, книжки и хлопушки Можно поровну делить, Никого не позабыть. Если ты считать умеешь, Все науки одолеешь. Скажут про тебя ребята: «Наш дружок - ума палата». А когда пройдут года, Будешь взрослым ты тогда. Космонавтом, может, станешь, До небес рукой достанешь. Чтоб в полете не скучать, Сможешь звезды сосчитать. В.Н.Савичев - О чем говорится в стихотворении? - Сколько всего цифр? - Что можно записать с помощью цифр? - Запишите в тетради по 3 числа. - Прочитайте их. - Сколько дней осталось до конца каникул? - Сколько предметов вы изучаете в этом году? Чтобы ответить на эти вопросы, что необходимо уметь делать? - Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? - Сегодня мы обобщим и систематизируем знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. | Слушают учителя -о цифрах. -10 (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) -числа. -записывают. - читают несколько человек -числа и их обозначения - необходимо уметь считать | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. |
3.Актуализация знаний | Для чего нужны числа? Натуральными числами называются такие числа, которые мы употребляем при счете предметов. - Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте? - Назовите самое большое натуральное число. - Почему нет такого числа? - Правильно, потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее. Вот почему все натуральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие. - Давайте еще раз повторим: сколько всего цифр? Что мы можем записывать с их помощью? | - для счета. -1, потому что оно самое маленькое. - нет такого числа. - выдвигают свои мнения. -10 -числа | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
4.Постановка учебной задачи. Изучение нового материала. | -откройте книгу на странице 5 -Давайте еще раз проговорим тему урока. -какую цель вы перед собой поставите на сегодняшнем уроке - Как вы считаете, чем мы сегодня займемся на уроке? - Сегодня наша задача научиться распознавать натуральные числа, находить число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим данному числу. Теоретический материал, учебник, параграф 1, стр.5-6 | - открывают учебник. -проговаривают тему урока «Ряд натуральных чисел». - научимся распознавать натуральные числа, находить число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое стоит перед ним. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
5.Первичное закрепление нового материала. | Работа с учебником: с.6, № 1-4 (у) | Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану. |
6.Перенос новых знаний в новые условия | Работа с учебником: с. 7, №1, 2, 3, 4,6,8,10 с комментированием. | Выполняют задание на доске и в тетради. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Самостоятельная работа : ДМ, стр.4, №6, 7,8. У кого все правильно? - У кого есть ошибки? - В каком номере ошибки? - В чем их причина? | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку. Называют ошибки и исправляют их. | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: использовать знаково-символические средства. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8.Рефлексия учебной деятельности. | -подведем итоги работы на уроке. -какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? - назовите тему нашего урока -расскажите, чему вы научились на уроке. - оцените свою работу на уроке одним из кружков: зеленый, желтый, красный | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9.Планирование дальнейшей учебной деятельности | - Мы сегодня хорошо потрудились. Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на следующих уроках? | - Мы выполнили лишь некоторые виды заданий, а этого недостаточно, чтобы уметь выполнять любое задание. | |
10.Информация о домашнем задании. | П.1, в.1-4, № 5, 7, 14 | Записывают домашнее задание | |