СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворению М.Волошина «Зеленый вал…»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство и анализ стихотворения М. Волошина "Зелёный вал"

Просмотр содержимого документа
«Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворению М.Волошина «Зеленый вал…»)»

Учитель Нуриева Рамиля Муллахановна БОУ г. Омска «Гимназия № 75» г.Омск

4 класс Развивающее обучение Л.В.Занкова.

Урок литературное чтение.

Раздел. Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке.

Тема. Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворению М.Волошина «Зеленый вал…»)

Идея урока. Этот прекрасный ужасный мир.

Тип урока. Комбинированный.

Структура урока:

  1. Введение в тему урока, постановка цели

  2. Первичное знакомство со стихотворением

  3. Анализ стихотворения

  4. Средства поэтического языка

  5. Выразительное чтение стихотворения

  6. Работа с репродукцией картины И.Айвазовского

  7. Обобщение

  8. Рефлексия

Цель:

- обнаружение одной из главных особенностей романтического искусства: наличие контраста между красивым и страшным, притягивающим и отталкивающим, умиротворенным и пугающим на примере поэтического произведения М.Волошина «Зеленый вал…» и живописного произведения И.Айвазовского «Девятый вал»;

- развитие воссоздающего и творческого воображения через анализ художественных изобразительных средств;

- воспитание чувства сопереживания, доброты.

Задачи: проанализировать стихотворение М.Волошина «Зеленый вал» и обнаружить драматическое сочетание красочного и спокойного морского пейзажа и возможной бури; обнаружить на репродукции картины сходство со стихотворением, увидеть контраст необыкновенно красивого, величественного, бушующего моря и бедственного положения людей.

Результаты деятельности ученика: включенность учащихся в диалог, показать свое отношение к прекрасному и в то же время ужасному окружающему миру, осознание противоречия «Это прекрасный ужасный мир», обнаружение противоречия красивого и ужасного, прекрасного и драматического, которое составляет смысл стихотворения и репродукции картины И.Айвазовского: красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и беспомощного судна.

Оборудование: Н.А.Чуракова Литературное чтение 4 класс 1 часть Издательство «Учебная литература»; компьютер, мультимедиа, презентация с фотографиями торнадо, пожара, лавины, вулкана; портретом М.Волошина; репродукцией картины И.Айвазовского «Девятый вал», толковый словарь С.И.Ожегова.


Ход урока

  1. Введение в тему урока, постановка цели.

Цель этапа: антиципация, осознание противоречия, постановка цели урока.

На доске: фотографии торнадо, пожара, лавины, вулкана (Рисунок 1, 2, 3, 4)

Учитель. Рассмотрите фотографии на доске. Расскажите, что вы чувствуете? (свободные высказывания учащихся)

На доске появляется запись: Этот ужасный прекрасный мир

Учитель. Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете то, что здесь написано?

Учитель. Можно ли взять это предложение темой нашей фотовыставки? Почему вы так думаете?

Учитель. Как вы думаете, почему урок я начала с рассмотрения этих фотографий? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ученик. Наверное, мы посмотрим, как в произведениях писателя или поэта показывается красивая природа и в то же время страшная.

Ученик. Я посмотрела в учебнике. Мы сегодня будем изучать стихотворение М.Волошина.

Ученик. На прошлом уроке мы говорили, что в сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» уживается реальное и фантастическое, красивое и страшное. Похоже, что сегодня мы тоже будем говорить об этом.

Учитель. Вы правы, ребята. Многих писателей, поэтов и художников привлекают особые состояния природы и жизненные ситуации, в которых уживаются одновременно красивое и страшное, притягивающее и пугающее. Сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с творчеством М.Волошина.

Вы уже знаете, что литературное произведение содержит тайну, загадку, что поэт – это тот, кто особым образом видит и чувствует окружающий мир. Нам предстоит окунуться в этот мир поэта, мир поэта М.Волошина.

Слайд № 1 (портрет М. Волошина) Приложение 1

  1. Первичное знакомство со стихотворением.

Цель этапа: чтение стихотворения учителем.

Учитель. Как вы думаете, это прекрасный или ужасный мир? (свободное высказывание учащихся)

Учитель. Готовы ли вы говорить об этом стихотворении или хотите еще раз перечитать его? Учитель. Перечитайте стихотворение и подумайте, что вас удивило, затронуло? (учащиеся перечитывают стихотворение, кто-то про себя, кто-то шепотом, кому как удобно)

Учитель. Что же вас удивило, затронуло?

Ученик. Очень много красивых слов и выражений. Например, голубой стеклярус. Мне представились бусы, которые я делала из бисера.

Ученик. А я почувствовал какую-то тревогу от слов «зловещая луна».

Ученик. Я согласен, что чувствуешь тревогу, а еще мне кажется, чувствуешь одиночество.

Ученик. Сначала я чувствовал спокойствие, потому что описывается море спокойное, без ветра, а потом чувствуется тревога, будто бы скоро будет шторм.

Учитель. Замечательно, вы сумели прочувствовать это стихотворение. Теперь попробуем проникнуть в тайну слова этого стихотворения.

  1. Анализ стихотворения.

Цель этапа: проанализировать стихотворение, разобрать непонятные слова, встретившиеся в стихотворении, обнаружить драматическое сочетание красочного и спокойного морского пейзажа и возможной бури.

Учитель. Разберем слова, которые могли бы быть вам не понятны. Обратимся к сноскам в учебнике.

На доске написаны слова: пурпуром, зыбь, стеклярус, карниз

(учащиеся читают в учебнике объяснения слов)

Учитель. Есть ли еще слова, которые вам не понятны?

Ученик. Я не понимаю, что обозначает слово вал.

Учитель. Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение этого слова?

Ученик. Я предлагаю посмотреть в толковом словаре значение этого слова.

(один ученик работает с толковым словарем С.И.Ожегова, для быстроты учителем уже заложена страничка словаря, где объясняется значение слова)

Ученик. Вал – очень высокая волна.

Учитель. Можно ли утверждать, что М.Волошин, создавая в стихах морской пейзаж, пользуется средствами живописца?

(конечно же, он создает живописную картину бушующего моря, необыкновенно красивую по цвету)

Учитель. К каким цветам он обращается?

(Зеленая волна отливает пурпуром, поверхность моря голубая, тучи лилового цвета, луна – красная, парус – серый)

Учитель. Найдите в тексте слова и выражения, подтверждающие, что шторм отступил, что началось затишье.

(две первых строфы, а также слова «пустыня вод» из третьей строфы посвящена тому, что шторм отступил)

Ученик. Вал отпрянул, пугливо умчался вдаль, ветер повис.

Ученик. Разлилась широко и лениво певучая заря. Пустыня вод.

Учитель. А теперь покажите, обращаясь к тексту, что затишье носит временный характер.

(последняя строфа со слов «С тревогою неясной…» создает ощущение тревоги, предчувствие то, что затишье носит временный характер)

Ученик. «С тревогой неясной толкает челн волна». «И распускается, как папоротник красный, зловещая луна»

Учитель. Вы правы, именно в этих словах поэт начинает обнаруживать в картине красоты и спокойствия что-то ненадежное, зыбкое, временное. Рождается ощущение смутной тревоги. А последние строчки стихотворения завершают формирование нового настроения: на фоне затишья и необыкновенно красивого и почти спокойного моря, должно произойти что-то ужасное, непоправимое, и эта катастрофа, конечно же, будет связана с парусником.

Учитель. Как представляете себе картину?

Разлилась широко и лениво

Певучая заря

Пустыня

(разлилась – распространилась ровно, равномерно, широко, лениво, что создает картину спокойствия, затишья, благодушия; певучая также означает «равномерно длящаяся, не прерываемая», то есть ровно окрашивающая небо; пустыня вод также ассоциируется с ровной и бесконечной поверхностью, с однотонной безбрежностью, что тоже создает картину затишья [2])

Учитель. Можно ли назвать картину, которую нарисовал поэт красивой? Поэт любуется морским пейзажем? (свободные высказывания учащихся)

Учитель. Какое драматическое противоречие в ней содержится?

Ученик. Так красиво все вокруг, но эта красота таит в себе угрозу.

Ученик. Маленький парусник сейчас плавает спокойно в море, даже ветер не дует, он повис «в снастях», но «зловещая луна», волна, которая толкает челн, говорят нам, что скоро будет буря.

Учитель. Вы правы. Красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и беспомощного парусника. В этом и есть драматическое противоречие.

Учитель. Как вы воспринимаете этот пейзаж: красиво? Страшно? (свободные высказывания учащихся)

  1. Средства поэтического языка.

Цель этапа: найти, какие средства поэтического языка использует поэт, выяснить с какой целью.

Учитель. Слушая вас, я увидела, представила себе два противоположных образа. А как в литературе называется прием противопоставления?

Учитель. Для чего М.Волошин использует контраст?

Учитель. Мы должны еще открыть тайну слова этого произведения. Какие еще средства поэтического языка использует поэт?

(олицетворение – «зеленый вал отпрянул», «разлилась… заря», «распускается…луна», «толкает челн», «ветр…повис», «трепещет серый парус»; сравнение – «как голубой стеклярус», «как папоротник красный»; эпитет – «певучая заря», «серый парус», тревога неясная, «зловещая луна», «стеклянная мгла»; метафора – «лиловых туч карниз», «пустыня вод», )

На доске появляется запись по ходу урока:

Контраст

Сравнение

Олицетворение

Эпитет

Метафора

Учитель. С какой целью поэт использует все эти средства поэтического языка?

  1. Выразительное чтение стихотворения.

Цель этапа: научиться выразительно читать стихотворение.

Учитель. Все эти средства поэтического языка помогают нам увидеть, прочувствовать величие природы и в то же время ее равнодушие к людям. Понимание стихотворения, помогает прочитать стихотворение так, чтобы передать при чтении чувства автора и наши чувства. Какие чувства автора должны передать при чтении?

Учитель. С одинаковой ли интонацией будем читать?

Учитель. Что можете сказать о темпе чтения?

Учитель. Давайте прочитаем вслух это стихотворение.

Учитель. Я наслаждалась, слушая это стихотворение. Можно ли назвать поэта М.Волошина художником, художником слова?

Учитель. М.Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин Максимилиан Александрович) жил в 20 веке и был поэтом-странником. Он много путешествовал, был наблюдательным человеком, творческим. В своих поэтических произведениях он открывает нам красоту окружающего мира. Кроме того, М.Волошин был так же художником-акварелистом. Его картины можно увидеть в доме-музее в Коктебеле.

Слайд № 2, 3 (дом-музей в Коктебеле, картины Волошина) Приложение 1

Учитель. Почему М.Волошин чаще всего писал свои картины акварелью?

Учитель. Какие строчки из стихотворения подошли бы к этим картинам?

Учитель. А кто бы хотел нарисовать свой рисунок? Что бы вы запечатлели на нем?

Учитель. Попробуйте дома стать художниками. Нарисуйте свою картину к стихотворению М.Волошина.

  1. Работа с репродукцией картины И.Айвазовского.

Цель этапа: обнаружить на репродукции картины И.Айвазовского сходство со стихотворением, увидеть контраст: в необыкновенно красивом, величественном, бушующем море – горстка людей, находящихся в критическом положении.

Учитель. Почему после чтения стихотворения естественно говорить о живописи?

Слайд № 4 (репродукция картины И.Айвазовского «Девятый вал») Приложение 1

Учитель. Рассмотрите репродукцию картины И.Айвазовского «Девятый вал». Можно ли назвать ее своеобразным зрительным аналогом стихотворения М.Волошина? (конечно, можно. Смысл картины тот же, что в стихотворении, заключается в противоречии между необыкновенно красивой и величественной картиной моря, с одной стороны, и тем бедственным положением, в которое попали люди в результате бури и шторма, с другой стороны)

Учитель. Докажите словами из стихотворения.

(учащиеся читают строчки из последней строфы)

Учитель. Да, удивительно красивый пейзаж. Что можете сказать о людях, которые там изображены? Кто эти несчастные? Как они попали сюда?

Учитель. Они могут любоваться красотой разгорающегося рассвета на море?

Учитель. Как вы воспринимаете этот пейзаж: красиво? Страшно? (свободные высказывания учащихся)

Учитель. Почему картина названа «Девятый вал»?

(По поверью, девятый вал наибольший, роковой, последний и каждый девятый вал во время шторма превосходит по силе все предшествующие. Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака [3])

Учитель. Представьте себя на месте этих людей. Какое чувство возникает у вас – отчаяние или жажда жизни, надежда?

(Пик шторма уже миновал, хотя море еще бушует. Первые лучи солнца освещают громадные волны. Еще немного – и пройдет последний, девятый вал [3])

Учитель. Картина написана в теплых тонах, море не кажется таким уж суровым, и поэтому у нас появляется надежда на спасение людей. И все же мы понимаем, что это невозможно. Само название картины говорит нам об этом.

  1. Обобщение.

Цель этапа: сделать вывод, что искусство помогает передать чувства художника слова, художника кисти, что окружающий мир не однозначен, художник и поэт способны разглядеть все чудеса окружающего мира, увидеть в пейзаже красивое и страшное, умиротворенное и пугающее.

Учитель. Велика ли сила искусства?

Ученик. Да. Благодаря мастерству Айвазовского море выглядит естественным и лучезарным. Айвазовский показал трагедию людей, а все равно хочется любоваться красотой бушующего моря.

Ученик. Красивый пейзаж у Волошина. Очень хорошо представляешь спокойное море, парусник, чуть покачивающийся на волнах, но скоро эта красота будет другой, зловещий, приносящий смерть.

Ученик. У Айвазовского море красивое и страшное, прекрасное и зловещее.

Учитель. Литература, живопись помогают нам разглядеть все чудеса окружающего мира, увидеть в пейзаже красивое и страшное, умиротворяющее и пугающее, передают чувства и позволяют пережить их снова. Что чувствует ваша душа? (свободные высказывания учащихся)

  1. Рефлексия.

Учитель. Какие открытия вы сделали?

Учитель. Может ли быть эпиграфом нашего урока, а не только фотовыставки высказывание «Этот ужасный прекрасный мир». Почему?

Учитель. Хотите ли вы выучить это стихотворение?

Учитель. Я с удовольствием еще раз послушаю вас на следующем уроке. А еще жду ваших картин к стихотворению. Спасибо за сотрудничество.



Список литературы:

  1. С.В.Самыкина «Тематическое планирование к учебнику литературное чтение 4 класс» Издательство «Учебная литература» 2005

  2. Н.А.Чуракова «Методический комментарий к учебнику литература IV класс (1-4). Первая часть» Москва 2001

  3. И.Г.Смирнова «Литературное чтение 4 класс Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой Часть I» Волгоград 2008










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей