СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация экологического воспитания на уроках русского языка в школе 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на семинар по экологизации уроков в школе 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Реализация экологического воспитания на уроках русского языка в школе 8 вида»

  « Я вижу воспитательный

смысл в том, чтобы ребенок видел,

понимал, ощущал, переживал как большую тайну

пробуждение жизни в природе»

В.А. Сухомлинский
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,

Влажной тропинке и птице, летящей во тьму

Вместе со всею немыслимой мощью

Не навреди ненароком себе самому.

Не обольщайся цифирью немедленных выгод,

Реки корежить и горы срывать погоди.

Вместо того, чтоб, не думая,

Что-то воздвигнуть, лучше остынь,

И подумай, не навреди…(Р. Рождественский)

Реализация экологического воспитания на уроках русского языка.

Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем.

«Природа – это дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Храните этот дом, украшенный трудом

Другого дома нет на целом свете.»

Природа помогает  воспитывать такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.    

В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом соприкасается».

Закон РФ «Об образовании» определил новую парадигму образования и воспитания. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется на личностно ориентированный подход, в котором ведущая роль принадлежит совершенствованию воспитательных систем в контексте формирования личностных качеств учащихся. Признано, что демократическое  общество нуждается в восстановлении духовных основ жизни и воспитания личности, владеющей системой истинных ценностных ориентаций, нравственными установками в отношениях и поведении.

Основной смысл экологического воспитания школьника: в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы.   В настоящее время вопрос  взаимоотношения  человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Школа должна уже сегодня нести ответственность за  воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.                        

Огромную роль в экологическом образовании играют уроки русского языка, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

Цель природоохранительного просвещения на уроках русского языка - воспитание в детях доброго и заботливого отношения к природе, любви к родному краю, чувства ответственности за все то, что разрушает экологию. 

Задачи экологизации уроков русского языка:

1. Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.

2. Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей  среды, природы.

3. Показать, как должен вести себя в природе человек.

4. Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.

5. Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического    отношения к природе.

Содержание работы на уроках русского языка определяется потенциальными возможностями дидактических материалов-текстов:

а) упражнений из учебников,

б) специально подобранных материалов с учетом задач экологического воспитания и образования.

Школьные учебники и учебные пособия, рекомендованные к использованию на уроках русского языка в школах для учащихся с ОВЗ, содержат дидактические материалы экологического характера.

Экологизация уроков русского языка предполагает привлечение в качестве дидактического материала  не только специфическую лексику, но и специальные тексты (художественные, учебные, публицистические, официально - деловые), содержащие экологическую информацию.

На уроках русского языка должна проводиться работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тематические группы слов, в том числе и из предметной области "Экология", расширят лингвистические представления учащихся. Задача учителя русского языка — заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания.

В течение всего учебного процесса учащиеся должны усваивать культуру общения человека с природой. Этому способствуют тексты о природе, о животных, птицах, о бережном отношении ко всему живому.

На уроках русского языка проводятся также разные виды диктантов с экологическим уклоном: словарные, творческие, зрительные, объяснительные, графические, контрольные и другие. Например, словарный диктант для 6 класса:

Грозди фиолетовой сирени, рассвет над рекой Волгой, вкусная земляника, весенняя оттепель, пахучий шиповник, безбрежные просторы, беспомощный птенчик, комнатные растения, возраст дерева, жужжание пчёл, шёлковый березовый листок, спелый крыжовник, бескрайние степи.

Чтобы дети лучше усваивали и запоминали экологические понятия, предлагается словарный диктант с творческим заданием – угадать по толкованию слово и составить с ним предложения. Например:

А) пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений (биосфера);

Б) неприкосновенный участок, где оберегается природа, растения, животный мир (заповедник);

На уроках русского языка используем тексты о природе, о птицах, животных писателей, для которых природа стала родным домом. Это К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки, Г. Граубин и др. Подобные уроки прививают любовь учащихся не только к родной природе, но и к своей Родине, к тому месту, где мы родились и выросли. А также тексты о природе, содержащие проблемные вопросы, требующие решения, обучающие умению делать собственные выводы.

В курсе русского языка необходимо использовать задания по конструированию текста. Задание для учащихся 7 класса: расставьте предложения так, чтобы получился текст. Выпишите из текста слова с приставками, объясните их правописание.

Кроме этого, на уроках русского языка можно и нужно использовать дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний.

В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе.

Дети и птенчики .

Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. (42 слова) (По Л.Н. Толстому)

Словарная работа. Запись на доске: свила, вывела, птенчиков, комаров, посмотрели.

Анализ текста. Беседа :

  • Где свила гнездо птичка?

  • Сколько птенцов она вывела?

  • Как и чем кормила птичка своих деток?

  • Как поступили с гнездом дети?

  • Что обнаружили ребята на следующий день?

  • Какой вывод делает автор?

  • На сколько частей можно поделить текст?

  • О чем говорится в каждой части?

  • А как поступили бы вы?

Некоторые творческие работы также носят экологический характер. Например, сочинение-миниатюра в 8 классе.

Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов-Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.

Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.

Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.

Очень понравилась детям игра “Экологическое лото”, основанная на материале пословиц и поговорок. Игровой материал состоит из двух частей: больших листов, на которых написаны только половинки пословиц, и маленьких карточек, на которых написана вторая часть пословиц. Правила игры похожи на правила игры в лото. Отличие заключается в том, что тот, кто первым закончит собирать на своем листе пословицы, должен объяснить их смысл и привести примеры из практики. Остальные участники оценивают содержание и форму его речи, отмечая и исправляя допущенные им речевые ошибки.

Экологическое лото”

Зима без снегу –

Март с водой, апрель с травой,

Май холодный –

Каково лето,

Холоден сентябрь,

Матушка весна –

Вода с гор потекла –

Вешний день весь год…

Зима лето пугает,

 

Лето без хлеба

А май с цветами

Год хлебородный

Таково и сено

Да сыт

Всем красна

Весну принесла

Кормит

Да все равно тает

Кроме пословиц и поговорок, подобная работа ведется и при изучении темы “Загадки” и “Имя прилагательное”. Дети анализируют загадки о природе, например:

Стоит Лукашка – белая рубашка,
А шляпа надета шоколадного цвета.
(Белый гриб)


Шапочка красная, пуговки белые,
Работа напрасная: осталось все целое –
Никто не берет!
(Мухомор)

Загадки, ребусы, кроссворды предпочтительнее брать в начале урока, чтобы вызвать у школьников первоначальный интерес к изучаемой теме.

При работе с предложением учитель самостоятельно подбирает задания, учитывая сложность изучаемой темы, способности учеников. Предлагаются следующие виды заданий: комментированное письмо, орфографический разбор предложения, разбор по членам предложения, по частям речи, осложненное списывание, работа с деформированным предложением и т. д.

Работа с текстом: списывание с заданием, деформированные тексты, изложения, непунктированные тексты, редактирование текста желательно использовать не на одном уроке, а в течение изучения всей темы.

Упражнения на группировку слов, словосочетаний, работу по перфокартам проводить при закреплении.

Диктанты подбирать в нескольких вариантах: легкие и усложненные.

Дополнительная информация о флоре и фауне нашей Родины приводится в течение урока. Правильно подобранный и преподнесенный материал вызовет интерес у детей, позволит «оживить» передачу знаний для запоминания или подтолкнет их к наблюдениям за живой природой.

Двигательно-речевые (кинезиологические) рифмованные физкультминутки, релаксация, психоэтюды проводить в течение урока.

Авторские экологические сказки, видеоклипы, мульфильмы, отрывки из телепередач используются как часть урока или весь урок.

Рассказ по сюжетным картинкам: каждая серия сюжетных картинок может быть продемонстрирована вся сразу, чтобы обучающиеся увидели всю историю, или каждую часть поочерёдно, или, наоборот, сначала учитель показывает каждый рисунок в отдельности, а потом кто-то из обучающихся рассказывает историю, видя перед собой все рисунки сразу.

Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

На наш взгляд, это и есть основная цель экологического воспитания и образования. Наш путь – “от экологии природы через экологию языка к экологии души”.

Методологическое обоснование.

При решении экозадач у школьников вырабатывается:

  • Умение применять в жизни полученные знания, рассуждать о проблемах экологии и решать проблемные задачи на уроках;

  • Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;

  • Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.

  • развиваются умения давать оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Использование задач с экологическим содержанием на уроках и во внеклассной работе по русскому языку создаёт условия для:

  • разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах;

  • формирования некоторых представлений об экологии страны;

  • воспитания бережного отношения к национальному богатству страны;

Тексты и задания с экологическим содержанием позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс русского языка может вносить вклад в формировании экологического сознания.

В процессе обучения у школьников формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий:

  • основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

  • основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере формирования регулятивных универсальных учебных действий сформированные действия целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере формирования познавательных универсальных учебных действий:

  • развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией;

  • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

В соответствии с требованиями Стандарта в систему планируемых результатов –личностных, метапредметных и предметных – включаются классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Тексты с экологическим содержанием направлены на формирование и оценку у обучающихся

1) умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета «русский язык», созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

2) навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

Текстовые задачи с экологическим содержанием направлены на формирование и оценку

1) навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

2) навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

3) навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.).

Данные задачи направлены также на формирование и оценку

  • навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, поиска необходимых ресурсов (задания со значком @), распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;

  • навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);

  • ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/ или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

Текстовые задачи с экологическим содержанием можно использовать на уроках как следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

  • на личностное самоопределение;

  • на развитие Я-концепции;

  • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • на учёт позиции партнёра;

  • на передачу информации и отображению предметного содержания;

  • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

  • задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • на ориентировку в ситуации;

  • на прогнозирование;

  • на целеполагание;

  • на оценивание;

  • на принятие решения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!