СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди основных проблем, волнующих современное общество, лидируют проблемы экологии. Поскольку мы сейчас оперируем понятиями «экология среды», «экология человека», можно предположить, что ребенок, у которого сформировано экологическое мышление, будет осознанно относиться и к своему здоровью, и к здоровью природы. Следовательно, перед школой встает задача: воспитать экологически грамотную личность, которая сможет успешно социализироваться в обществе.

Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

«Реализация экологического образования в рамках программы «Воспитание и социализация обучающихся»


учитель биологии Усольцева И.В.

МБОУ города Кургана «СОШ № 26»


Среди основных проблем, волнующих современное общество, лидируют проблемы экологии. Поскольку мы сейчас оперируем понятиями «экология среды», «экология человека», можно предположить, что ребенок, у которого сформировано экологическое мышление, будет осознанно относиться и к своему здоровью, и к здоровью природы. Следовательно, перед школой встает задача: воспитать экологически грамотную личность, которая сможет успешно социализироваться в обществе.

Какой вклад в решение этого вопроса может внести учитель, классный руководитель?

Помимо изучения семей школьников, установления доверительных отношений не только с обучающимися, но и с их родителями, учитель должен иметь представление о том, какие специалисты будут его сторонниками в работе по отвлечению детей от пагубных привычек и пренебрежительного отношения к сохранению окружающей среды. Помощниками могут стать учителя биологии, физической культуры и ОБЖ, рассматривающие на своих уроках вопросы экологической безопасности и здоровьесбережения, школьный психолог, медицинский работник. Все эти люди будут стремиться дать информацию, поделиться своим опытом, предостеречь... Но эта информация будет передана по нисходящей линии: от взрослых к детям.

Есть еще один способ профилактики употребления психоактивных веществ, пропаганды здорового образа жизни и экологических знаний, когда дети и подростки сами информируют своих ровесников, просвещают, рассказывают... И в этом случае, вероятно, слова окажут большее воздействие, так как в подростковом возрасте общение именно в своей возрастной среде становится приоритетным.

Вот этот потенциал юношества был задействован в нашей школе, когда в 2007 году мы с ребятами создали экологический кружок, а потом внутри этого кружка агитбригаду «Дежурные по Апрелю». Не надо думать, что все дети, записавшиеся в кружок, были изначально экологически грамотными. Нет. Просто в кружке «кипела» жизнь, было интересно, там было общение и реальные дела, результат которых был виден. Дети получили возможность активно и деятельно проявлять себя, возможность более полной социализации в обществе. А экологическое видение и осознание необходимости ведения здорового образа жизни сформировались уже потом.

В настоящее время деятельность нашего коллектива охватывает три сферы:

1) Экология человека (пропаганда здорового образа жизни среди школьников);

2) Экология души (обоснование необходимости соблюдения норм морали и нравственности);

3) Экология среды (активная деятельность по сохранению чистоты среды обитания людей и пропаганда этой деятельности среди населения).

Таким образом, в работе агитбригады можно выделить два направления деятельности: практическое и пропагандистское. Практическое направление – это трудовая деятельность, реальные дела в рамках какой-либо акции. Члены агитбригады могут выступить в поддержку уже объявленной акции, а могут стать организаторами новой акции у себя в школе, микрорайоне, на сайте. И тогда в этой акции есть возможность принять участие даже у детей из других населенных пунктов. В подобных случаях мы получаем по электронной почте письма с рассказами ребят о проделанной работе.

Тематика акций многообразна. Главное, чтобы они были актуальными, необходимыми в данном месте, в данное время. И еще очень важно, чтобы дети обязательно увидели результат своего труда. В качестве примера назовем лишь некоторые акции, которые мы инициировали в своей школе:

  • «Омолодим аллею»;

  • акция по уборке школьной территории в рамках недели «Мы чистим мир»;

  • акция по сбору вторичного сырья «Спасем леса – зеленые легкие нашей планеты»;

  • «Покормите птиц зимой!»;

  • «С новосельем, птицы!»;

  • «Час Земли»;

  • «Чистый город».

Пропагандистская деятельность – это выступления перед учащимися и родителями нашей и других школ, перед общественностью. Выступая, мы пытаемся популяризировать темы защиты окружающей среды, экологии города, экологии человека (профилактика употребления психоактивных веществ, пропаганда здорового образа жизни). В основе выступлений лежат стихотворный «экомонтаж», песни под аккомпанемент наших ребят-гитаристов, сценки, мини-пьесы, все экологического содержания. И, конечно, все это – собственного сочинения. Что-то предлагают дети, что-то сочиняем вместе в процессе «мозгового штурма», основная часть сценариев авторская: создана руководителем агитбригады.

Кроме того, ребята из агитбригады занимались созданием газет, памяток, листовок экологического содержания, созданием экологического сайта о детях и для детей «Дежурные по Апрелю». Сайт разрабатывался всем коллективом нашей агитбригады. Конечно же, эта деятельность координировалась руководителем коллектива. Но ежедневная кропотливая работа по сбору информации, ее размещение на сайте, ответы на письма посетителей сайта – это осуществлялось коллегиально. Сайт мы рассматриваем как новый уровень экологического общения агитбригады со сверстниками через Интернет. Здесь можно рассказать и о целях и задачах нашей агитбригады, и о наиболее значимых акциях, их итогах. На сайте мы делимся интересной информацией экологического содержания, размещаем экологические задачки, загадки, отвечаем на вопросы любознательных детей – читателей сайта. Создание сайта и его обслуживание (обновление информации) – достаточно трудоемкая работа. Но мы даем возможность развиваться и тем, кто принимает участие в обслуживании сайта (члены агитбригады «Дежурные по Апрелю»), и посетителям сайта.

В заключение приводим своеобразный взгляд со стороны на деятельность агитбригады «Дежурные по Апрелю», выдержки из экологической газеты Курганской области «Природа Зауралья».

«Дежурные» действи­тельно помогают тем, кто вокруг них, и кто именно сейчас нуждается в людской заботе и просто вниматель­ном отношении. Будучи агитбригадой, ребята проводят большую экологопросветительскую деятельность. Коллектив – лауреат областного и международного этапов экологического фо­рума «Зеленая планета», а его природоохран­ная деятельность была высоко оценена жюри областного детского экологического движения «Журавлик» (3 место), грамотами Департамента природных ресурсов, Департамента социальной политики. Вот такие они – «Дежурные по Апре­лю». Юные, как сам апрель, и несущие этот дея­тельный задор по жизни».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!