Выступление на коллегии Отдела по образованию
Администрации МО «Шумячский район» Смоленской области
Сидоренковой Л.И., заместителя директора школы
Реализация ФГОС МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина
С 1 сентября 2010 года 1 класс «А» МБОУ Шумячская СОШ в пилотном режиме начал реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности педагогического коллектива. В настоящий момент реализуется ФГОС начального общего образования первыми, вторыми, третьими, четвёртым «А» классами, ФГОС основного общего образования пятыми и пилотным шестым «А» классами.
Наша школа активно включилась в изучение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения ещё за год до их введения. Курсовую подготовку по введению ФГОС прошли два учителя начальных классов и заместитель директора в 2009/2010 учебном году. На сегодняшний день в соответствии с планом-графиком повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с введением ФГОС курсовую подготовку прошли три руководителя школы, 7 учителей начальных классов, 16 учителей-предметников , педагог-организатор ОБЖ и педагог-психолог, что создаёт кадровое обеспечение введения ФГОС.
На школьном методическом объединении учителей начальных классов были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных педагоги выбрали учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века», который использовался ранее. Ежегодно к марту месяцу определяется список учебников, используемых в соответствии с ФГОС.
С участием педагогов были разработаны основные образовательные программы начального и основного общего образования, утверждены приказом директора школы. Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС.
Проведены родительские собрания в 1, 4, 5 классах по вопросам внедрения ФГОС, в 3-х классах по выбору модулей курса основы религиозных культур и светской этики, т.е. было создано информационное обеспечение введения ФГОС.
Реализована модель взаимодействия школы и дополнительного образования с целью расширения содержания внеурочной деятельности, нацеленной на мотивацию учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Так во внеурочке на ряду с общеинтеллектуальной, социальной, духовно-нравственной, проектно-исследовательской и спортивной деятельностью, работали кукольный театр и хоровой кружок, под руководством педагогов Дома детского творчества, второй год ученики занимаются в танцевальной студии «Азарт», руководитель которой приезжает из г. Рославля. К сожалению финансово-экономическое обеспечение ФГОС, существующий расчёт норматива подушевого финансирования школы не позволяет реализовать часы внеурочной деятельности в полном объёме.
С целью создания организационного обеспечения ежегодно разрабатывается план методической работы по сопровождению введения ФГОС. Были проведёны педсовет «Переход на ФГОС второго поколения», заседания методического совета, педконсилиумов и школьных МО с тематикой по вопросам ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к материально-техническому и информационному обеспечению. Для повышения качества образовательного процесса в школе проведён ремонт и реконструкция спортивного зала, кабинетов, пищеблока, проведена замена оконных блоков. Приобретёны кабинеты химии, физики и биологии, наглядные пособия и интерактивное оборудование для начальных классов, обновлено учебное оборудование для кабинета технологии, химии, физики. В школе имеется компьютерный класс и демонстрационный (мультимедийный) кабинет. В учебных целях используются 24 компьютера, 14 ноутбуков, из них подключены к сети Интернет — 27. 11 учебных кабинетов оснащены компьютерами и проекторами, 6 из них – интерактивными досками. Используются 3 документ-камеры, MIMIO – студия, 2 электронных микроскопа, 3 видеодвойки, 5 магнитол, музыкальный центр. При этом следует признать, что школа, функционирующая в режиме районного ресурсного центра, не в полном объёме соответствует современным требованиям. Нужен системный администратор для обслуживания имеющейся техники.
Изменилась деятельность педагога работающего по ФГОС. Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических пособий он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами, увеличилось количество участников и победителей муниципальных и всероссийских педагогических конкурсов методических разработок уроков и дидактических материалов. Накоплен опыт проведения уроков-проектов, организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, духовно-нравственного развития обучающихся через уроки ОРКСЭ, внедрения технологии продуктивного чтения, критического мышления. Являясь ресурсным центром, пилотной площадкой по апробации ФГОС, наша школа является площадкой для панорамы педагогического опыта, диссимиляции инновационного опыта по внедрению ФГОС. Учителя начальных классов, иностранного языка, обществознания, биологии дают открытые уроки и мастер-классы для учителей района, представляют свой опыт на зональных педагогических чтениях в г. Рославле.
Высокую оценку присутствующих получил 12 марта 2014 года открытый урок ОРКСЭ Гиндиной Елены Валерьевны на тему «Милосердие» для учителей школы и района. Обобщённый опыт учителя высшей квалификационной категории Марченковой Любови Александровны, посвящённый вопросу осуществления проектной деятельности на уроках окружающего мира, как средства стимулирования интереса ребят к определённым проблемам через проектную деятельность был представлен на областной научно-практической конференции в 2012 году.
Учитель начальных классов - Лапикова Елена Николаевна, была победителем муниципального конкурса «Педагог года — 2010» и участником областного педагогического конкурса «Учитель года — 2012».
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Изменения коснулись как целей и задач образования так и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными. Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, и во фгосовских программах и учебниках уже запланированы учебные проекты. Ученики под руководством учителя делают поделки, рисунки, настенные доклады, подбирают пословицы и поговорки, загадки, составляют электронные презентации, создают электронные альбомы, проводят исследования, пишут сочинения.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, отличаться мобильностью, быть способны к сотрудничеству, обладать чувством ответственности. Конечно, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а так же организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, а так же родителей.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!