Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии
Практико-ориентированный проект
Автор: Бородинова М.Ю.
учитель английского языка
МАОУ «Курманаевская СОШ»
2017 год
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Д.А. Медведев
Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"
04 февраля 2010 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на свободное развитие человека, его продуктивной адаптации в меняющемся мире.
- Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Иностранный язык выступает не только как средство межкультурного общения, но и как инструмент общекультурного развития человека.
- Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций , которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности.
- Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе .
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход.
. Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера.
Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
- Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
- Компетентность – владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (то есть личностное качество, характеристика).
- Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
- Компетенция – сфера деятельности (область знаний, круг вопросов, в к-х к-л хорошо осведомлен)(Толковый словарь рус.яз) – абстрактное понятие
- Компетентность – обладание компеттенцией, т.е. способность к деятельности в той или иной сфере – св-ва конкр личности
Образовательные компетенции обусловлены личностно - деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.( совокупность смысловых ориентаций, зун и опыта д-ти ученика по отношению к опр кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной д-ти)
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.
Наиболее полно компетентностный подход сегодня разработан в школе А.В. Хуторского , доктора педагогических наук .
( я опиралась на клас-ю Хуторс., составлены на основе гл. целей общего обр-я, структурного представления соц. Опыта и опыта личности и осн. Видов деятельности ученика)
Ценностно-смысловые
личностного самосовершенс-
твования
Общекультурные
Ключевые компетенции
Учебно-
познавательные
Социально-трудовые
Коммуникативные
Информационные
Классификация ключевых компетенций, предложенная Хуторским А.В.
Ценностно-смысловые компетенции Список проблемных ситуаций
класс
тема
5-7
Старшие классы
Проблемная ситуация
«Семья»
5
Что особенного в моей семье? Ты счастлив в семье?
Что значит счастливая семья? О чем рассказал мне семейный альбом?
Для чего нужна семья? Проблема «отцов и детей». Она актуальна в наши дни? Что для тебя есть семейное счастье? Проблема разводов. Нужен ли брачный контракт? Составь вопросы для брачного контракта. В каком возрасте лучше выходить замуж/жениться?
«Школа»
6
Сделай рекламу своей школе.
Школа – место для учебы. А для чего еще?
«Продукты»
В гости приезжают бабушка с дедушкой. Чем ты их будешь угощать? Составь меню «здоровой пищи» для профилактики гриппа.
8
Ценностно-смысловые компетенции Список проблемных ситуаций
6
«Дом. Квартира»
6
Важно ли придерживаться древнего учения «Фэн-Шуй» при обстановке мебели в доме? Игра «Квартирный вопрос»; Как ты понимаешь английскую поговорку «Мой дом – моя крепость»?
«Внешность»
7
Какая проблема у героя песни « Looking Good »?
(нарисуй его). Что ты ему посоветуешь?
Для чего нужно выглядеть привлекательным?
«Дружба»
«Могут ли люди обойтись без тебя?»
Кто такой настоящий друг?
«Друзья занимают много времени» - гласит английская пословица. Ты согласен с ней?
У тебя есть проблемы с друзьями?
Что можешь сделать лично ты для того, чтоб стало больше света и добра на Земле?» (ситуация «Спешите творить добро!»)
Ценностно-смысловые компетенции Список проблемных ситуаций
9
«Чтение, почему бы нет?»
«Музыка»
«ЗОЖ»
11
Важно ли читать в наше время?
Что тебе даёт чтение?
Как влияет классическая музыка (рок музыка) на здоровье человека?
Моё здоровье в моих руках. Так ли это?
«Легко ли быть молодым?»
«Справедлива ли система благосостояния граждан?»
11
Молодость - прекрасная пора, не так ли?
Пора любви. Что это тебе дает?
На что потратить юные годы своей жизни?
Легко ли живётся вашим бабушкам и дедушкам?
«Как разнообразен этот мир!»
Как географическое положение влияет на жизнь людей? Где лучше жить – в городе или в поселке? Аргументируй свой выбор.
Как географическое положение вашего села повлияло на жизнедеятельность и характер его жителей?
Общекультурные компетенции
- Стратегии и тактики речевого поведения, принятые в англоязычной среде: стратегия коммуникативного контакта, тактика подчеркнутого преувеличения (гиперболизации), тактика усиления значимости, стратегия коммуникативной, поддержки собеседника (старшеклассники).
- Корректное использование слов «спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, конечно» (младшие и средние школьники).
3. Формы обращения, принятые в англоязычных странах, связанные с родственными отношениями, ласковые и дружественные, вежливые.
Hungry as a hunter . – Голодный, как волк, буквально: голодный, как охотник).
A good beginning makes a good ending . – Доброе начало полдела откачало. (Хорошее начало – половина битвы).
East or west – home is best . - В гостях хорошо, а дома лучше. (Восток или запад, а дом лучше).
Live and learn . - Век живи – век учись. (Живи и учись).
Actions speak louder than words . - Меньше слов – больше дела. (Поступки говорят громче слов).
A tree is known by its fruits . – Яблоко от яблони не далеко падает. / От яблони яблоко, от ели шишка. (Дерево познаётся по плодам./ Дерево известно своими фруктами).
Curiosity killed a cat . - Много будешь знать – скоро состаришься. ( Любопытство убило кошку ).
Half a loaf is better than no br ead . - На безрыбье и рак рыба . (Половина буханки лучше, чем ничего).
Imagine
(John Lennon ) … You may say I'm a dreamer But I'm not the only one I hope someday you'll join us And the world will be as one Imagine no possessions I wonder if you can No need for greed or hunger A brotherhood of man Imagine all the people Sharing all the world...
A Strange Wild Song
(Lewis Carroll)
… He thought he saw a Buffalo Upon the chimney-piece: He looked again, and found it was His Sister's Husband's Niece.
…
Общекультурные компетенции
Twinkle Twinkle Little Star
… Twinkle twinkle little star , How I wonder what you are, Up above the world so high, Like a diamond in the sky, Star light, Star bright, The first star I see tonight, I wish I may, I wish I might, Have the wish I wish tonight, …
Jingle Bells
Dashing through the snow, in a one- horse open sleigh,
O’er the fields we go, laughing all the way.
Bells on bobtail ring, making spirits bright,
What fun it is to ride and sing a sleighing song tonight!
Chorus: Jingle bells, jingle bells, jingle all the way.
Oh! What fun it is to ride in a one- horse open sleigh!
Jingle bells, jingle bells, jingle all the way.
Oh! What fun it is to ride in a one- horse open sleigh!
Учебно-познавательные компетенции
Для формирования учебно-познавательной компетенции большие возможности даёт технология КИМ. Автор технологии: Вазина Кима Яковлевна
Организация развивающих пространств в условиях разрешения
проблемной ситуации
Функции управителя
Алгоритм реализации функций
ЦЕЛЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО
- Запуск внешнего механизма саморазвития (включение человека в систему отношений)
2. Начало выращивания внутренних целей (новых потребностей) человека
1 . Функционеры (обучающиеся) объединяются по желанию, по личной симпатии или общему интересу в творческие группы – создается внешний механизм саморазвития для каждого члена группы.
2. Постановка проблемы, обсуждение целей предстоящей деятельности, определение общей целевой зоны (мы убеждены, что цели только индивидуальны, так как каждый должен в результате получить личную выгоду. При совместной деятельности можно лишь говорить об общей зоне целей).
3. Выбор средств, позволяющих реализовать цель.
4. Проектирование результата.
5. Определение ключевых понятий (смысловых опор поисковой /продуктивной деятельности).
6. Рефлексия организации целевого пространства.
Учебно-познавательные компетенции
Функции управителя
Алгоритм реализации функций
ПОИСКОВОЕ (ПРОДУКТИВНОЕ) ПРОСТРАНСТВО
1. Исследование, коррекция отношений
2. Продолжение выращивания внутренней цели (новой потребности) у каждого члена коллектива
3. Развитие способностей (овладение средствами) самостоятельного добывания культурных знаний
4. Формирование собственной позиции, убеждений
Организация продуктивной (поисковой) деятельности по творческим группам:
- коррекция векторов движения индивидуальных целей и общей целевой зоны;
- определение способов совместной деятельности (кто, что будет делать, в какой последовательности);
- исследование проблемы и реализация программы общей деятельности – получение точного прогнозируемого результата;
- выработка личных, групповых позиций;
- рефлексия произведенной (индивидуальной, общей) деятельности: оценка норм отношений, проявление предметной, профессиональной способности (оценка производится в такой последовательности: вначале человек сам оценивает себя, затем его оценивают члены творческой группы, лишь потом – управитель–технолог, который выделяет, прежде всего, положительное и обсуждает с каждым вектор его дальнейшего роста).
Учебно-познавательные компетенции
Функции управителя
Алгоритм реализации функций
РЕФЛЕКСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
1. Осознание человеком норм отношений с другими людьми; закрепление культурных норм
2. Выявление ошибок, их причин и путей исправления (проверяется и корректируется реализация программы индивидуального развития)
3. Осознание реализации цели деятельности (технического задания)
4. Определение степени овладения конкретной способностью
5. Закрепление культурных норм успешной деятельности
6. Выявление затруднений, содержание которых определяет цели последующей деятельности
Рефлексия позволяет осознать способ творческой деятельности. Именно способ, понятый функционерами, становится тем социокультурным результатом, новой способностью, которая позволяет им по-новому строить свою практическую деятельность
Членам коллектива предлагается обратиться к их совместной и индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только в части содержания деятельности, но и, что важно, в части способов общения; наметить пути их исправления. Это, по существу, и является вводом коллектива и каждого участника в новую проблему – проблему осознания средств собственной и совместной деятельности
Рефлексия постоянно ведет человека к осознанию его конкретных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, отказу от ошибочных алгоритмов и подходов, что в итоге развивает его сознание, способности
Рефлексия включается на любом этапе деятельности при «сбоях», производится внутри творческих групп или специально организуется технологом со всем коллективом.
Информационные компетенции
Использование ИКТ на уроках английского языка
Разные типы уроков
Электронные пособия , курсы, обучающие программы по английскому языку.
- «Наглядный Английский» (1-4 классы);
- «Практическая грамматика». Уровень pre - intermediate ;
- Профессор Хиггинс. Готовимся к ЕГЭ по английскому языку;
- Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия;
- TheHeinemannTOEFL ;
- English in Action . All Stars ;
- EnglishinAction . TheRoyalFamily и др.
- введение нового материала
- закрепление пройденного
- систематизация и обобщение
- контроль знаний
15 November 2010
My Favourite Character
- Face: round, lovely, funny, merry.
- Eyes: blue, beautiful, little.
- Ears: no
- Nose: short, big, good,
- Hair: orange.
Kolobok is nice. He has got an orange hair, a big nose, no ears, blue little eyes, a merry round face. I love Kolobok.
Домашнее задание
Author: Misha Rybin
Form 4
Информационные компетенции
Использование ИКТ на уроках английского языка
Решение дидактических задач
формирование навыков и умений
аудирования
пополнение словарного запаса
письма
формирование навыков самостоятельной работы
говорение
чтения
В результате
Коммуникативные компетенции
Литература
Русский язык
Биология, экология
Физика, химия
Английский язык
История
География
Физическая культура
МХК, музыка
25
Коммуникативные компетенции
Русский язык: перевод с русского языка на английский и наоборот, наблюдают особенности строения языка.
Литература : «Мой любимый писатель», «Любимый английский литературный персонаж», «Гордость британцев и россиян».
География : «Влияние географического положения на жизнедеятельность и характер людей».
История : «Адмирал Нельсон – британский герой».
МХК, музыка : «Как влияет классическая музыка (рок музыка) на здоровье человека?», «Мое любимое классическое произведение / любимый композитор / певец».
Биология, экология : «Твоё здоровье в твоих руках. Так ли это?», «Животный и растительный мир Ханты-Мансийского автономного округа», «Здоровый образ жизни»), «Как ты относишься к Земле?»
Физика , химия : «Русские и британские ученые – Нобелевские лауреаты». Физическая культура : «Спорт: За и Против», «Олимпийские игры в Сочи / Лондоне».
26
Коммуникативные компетенции
- Ролевая игра, эвристический метод эмпатии «вживания в образ».
- Cluster ( «виноградная гроздь» ) .
- Word – Web («словесная паутинка»).
- Know – Want to know – Have learnt
( «Знаю – Хочу узнать - Узнал» ) .
5. Синквейн .
Коммуникативные компетенции
Ролевая игра – эвристический метод эмпатии
(метод «вживания в образ»)
2 класс. Тема «Животные».
Задание : Представь себя твоим любимым питомцем. Расскажи о себе от имени питомца, используя модели.
животное
внешность
имя
возраст
характер
(not)
Приём: С luster («Виноградная гроздь»).
- Приём: С luster («Виноградная гроздь»).
- Приём: С luster («Виноградная гроздь»).
- Приём: С luster («Виноградная гроздь»).
Тема «Времена года. Погода» в 4 классе.
29
Приём « Word Web » (Словесная паутинка)
- Приём « Word Web » (Словесная паутинка)
- Приём « Word Web » (Словесная паутинка)
- Приём « Word Web » (Словесная паутинка)
Тема «Праздники», 8 класс .
Используется на этапе целеполагания , а затем - в качестве плана работы над темой.
29
Приём: «Know – Want to know – Have learnt»
( Знаю – Хочу узнать - Узнал )
- Приём: «Know – Want to know – Have learnt» ( Знаю – Хочу узнать - Узнал )
- Приём: «Know – Want to know – Have learnt» ( Знаю – Хочу узнать - Узнал )
- Приём: «Know – Want to know – Have learnt» ( Знаю – Хочу узнать - Узнал )
Тема «Праздники» в 8 классе
Этап определения общей зоны цели, задание заполнить таблицу, третья колонка заполняется в течение урока.
Этап организации поискового пространства.
Задание: прочитайте текст о том, как называются персонажи, которые дарят подарки и их помощниках в разных странах и заполните таблицу.
Christmas
I know
I want to know
I have learnt
Santa Claus
Snow Maiden
(Snegurochka)
Babbo Natale
Germany
29
Метод «Синквейн»
- Метод «Синквейн»
- Метод «Синквейн»
- Метод «Синквейн»
Тема « I Like English !» - урок-праздник в начальной школе
Этап: организация рефлексивного пространства.
Задание: напишите синквейн на слово English
Как это сделать
1 способ
Название English
Описание (3 прилагательных для описания урока-праздника)
Действия (глаголы: что делали на уроке)
Чувство (фраза)
Повторение сути (предложение)
2-й способ
Опишите ваши ощущения на английском языке, каждое слово начинайте с букв слова English
Социально-трудовые компетенции
Овладение социально-трудовой компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности . Основной способ – ролевая игра .
7 класс.
Тема «Узнаем больше о Лондоне».
Обучение диалогу: обучающиеся играют роли полицейского, экскурсовода, жителя Лондона, русского туриста, прохожего – сверстника.
Компетенции личностного самосовершенствования
Личность обучающегося, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции. Создавая тот или иной урок важно продумывать такие ситуации, которые давали бы возможность развивать внутреннюю культуру ребёнка, его правильное мировоззрение
6 класс
Тема «Внешность».
Задание: Послушайте песню « Looking Good » и скажите, какая проблема у героя песни, нарисуйте главного персонажа этой песни.
Ответьте на вопрос: Нужно ли выглядеть привлекательным и для чего?
Тема «Одежда».
Задание: Создай коллаж своей любимой одежды, расскажи о ней.
Заполни таблицу «Школьная форма: За и Против».
Источники
- Английский язык: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е.И. Колусева, Л.И. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Биболетова М.З. Программа курса английского языка к УМК “ Enjoy English ” для учащихся 2 – 9 классов общеобразовательного учреждения / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, 2006.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. – М.: Центр «Эйдос». www . eidos . ru / news / compet . htm
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Приказ – 271. http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/