СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация основных направлений физического воспитания в условиях общеобразовательной организации.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание – это серьёзнейший педагогический процесс, полностью направленный на постоянное совершенствование форм и функций человеческого организма, формирования у него самых разнообразных двигательных умений, навыков, знаний и развития физических качеств. Процесс физического воспитания является неотъемлемой частью школьного образования.  

Просмотр содержимого документа
«Реализация основных направлений физического воспитания в условиях общеобразовательной организации.»

Реализация основных направлений физического воспитания в условиях общеобразовательной организации.

Мельчакова Ирина Николаевна,

учитель физической культуры

МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино


Физическое воспитание – это серьёзнейший педагогический процесс, полностью направленный на постоянное совершенствование форм и функций человеческого организма, формирования у него самых разнообразных двигательных умений, навыков, знаний и развития физических качеств. Процесс физического воспитания является неотъемлемой частью школьного образования.

Целью системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облику современного человека, образа жизни.

Структура системы физического воспитания по ФГОС представляет собой единство основных направлений. Остановимся подробнее на этих направлениях, которые реализуются в нашей школе.

Первое направление. Базовое направление.

Его основой является проведение уроков физической культуры. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры, укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Это направление является общеподготовительным и служит основой для остальных, носящих специализированный характер.

Основной формой реализации данного направления в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимуществ, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т. д.

Уроки физической культуры в школе проводятся 3 раза в неделю по 45 мин. Их основное содержание — двигательная деятельность.

Второе направление. Профессионально-прикладное направление.

Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Сущность данного направления состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения, и поддержания развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Обучающие связывают выбор будущих профессий с предметом физическая культура, так в школе в 2011-12 уч. году изучался предмет физкультура на профильном уровне в 10-11 классе. Из 20 выпускников 5 - это 25%, напрямую связали будущую профессию с физкультурой (2 учителя физкультуры и 3 учителя ОБЖ)

Система внеклассных мероприятий содействует успешному выбору будущих профессий и развитию физической выносливости. Каждый год школа успешно принимаем участие в районном слете юнармейцев, в зимних районных соревнованиях «Школа безопасности», «Безопасное колесо», в военно-полевых сборах, в туристических слётах. Вся работа нацелена на первоочередное формирование жизненно важных и ценных в прикладном отношении двигательных умений и навыков; формирование способностей действовать полезно и эффективно в сложных условиях трудовой или военной деятельности; максимальное использование средств физической культуры для трудового и патриотического воспитания.

Третье направление. Спортивное направление.

Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным видом спорта. Основной целью занятий в рамках данного направления является подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов. Подготовка к соревнованиям осуществляется в процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных и эффективных форм физического воспитания. Спортивная тренировка представляет собой сложный многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки: общую физическую, специальную физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и интегральную подготовку.

Для учащихся нашей школы доступны ресурсы школы, спортивного комплекса п Мурыгино, спортивной школы №5 города Кирова.

В школе регулярно проводятся внеурочные соревнования по видам спорта, в том числе и сдача норм ГТО. В конце учебного года были награждены золотыми значками ГТО выпускники нашей школы Зоробян Владимир, Герасимов Дмитрий, Россохина Анастасия, Ивачев Илья и др.

Несколько лет подряд учащиеся нашей школы выигрывали в районных Спартакиадах учащихся образовательных учреждений района.

Ребята участвуют и занимают призовые места в районных, областных, региональных, всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам, боксу, футболу, баскетболу.


Количество обучающихся, принимающих участие в физкультурных и спортивных соревнованиях 73,17%

Внеурочная деятельность предлагает учащимся разнообразный выбор вида двигательной активности. В школе предложены кружки «Подвижные игры», «Пионербол», «Ритмика» и секции по баскетболу, волейболу, футболу, Шотакан, «Стрельба».


Баскетбол

Градобоев Д.В.

21 человек

ШОТАКАН

Платонычев А.Г.

12 человек

Ритмика

Мельчакова И.Н.

68 человек

Пионербол

Колобова Г.Е.

109 человек

Юный турист

Колобова Г.Е.

14 человек

Основы развития двигательной активности

Ивачев Ю.Н.

72 человека

Народные игры

Колобова Г.Е.

15 человек

Пулевая стрельба

Платонычев А.Г.

12 человек

Поиграем вместе (секция карате)

Платонычев А.Г.

14 человек



337

Охват занятием спортом вне школы - 190 чел. Всего занято во внеурочное время -527ч - это 86%.

Конечно, есть потребность и в других видах спорта, но не хватает специалистов и недостаточна материально-техническая база школы.

Четвертое направление. Лечебно–реабилитационное направление.

Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, с детьми, имеющими проблемы со здоровьем и отнесённых к специальной и подготовительной группе здоровья, на основе использования средств лечебной физической культуры.

В школе обучающиеся распределены по следующим группам:

1 группа - 184 чел., 2 группа - 368 чел., 3 группа - 56 чел, 5 группа - 2 чел.,

спец. группа - 6 чел

При выборе средств и методов физического воспитания учителя физкультуры руководствуются, прежде всего, их оздоровительной ценностью, соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся, осуществление систематического врачебно-педагогического контроля

Подготовка к занятиям требует специальной подготовки, так Колобова Г.Е. и Градобоев Д.В. имеют диплом о высшем образовании в области адаптивной физкультуры. К сожалению, в школе нет специального зала для занятия адаптивной физкультурой.

В классах коррекционно-развивающего обучения дети посещают кружок

« Ритмика». Я хочу с вами провести игру, которую часто проводим на занятиях ритмикой.

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармоничных отношений ребенка с природой и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования. Она должна обеспечивать стабильность, ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического воспитания.

Цель данной игры развивать в ребёнке чувство ритма. Ритм обуславливается функциональными особенностями центральной нервной системы и имеет моторную природу. В физическом воспитании ритм - это способ влияния на тело школьника через развитие ритмичной способности чередовать мышечное напряжение с отдыхом, определять взаимосвязь и временную последовательность движений, устанавливать соотношения отдельных моментов движения, варьировать темп, форму, скорость и при этом сохранять физические и волевые силы.

Чувство ритма может формироваться в музыкально-ритмических движениях и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.


Пятое направление. Массовое оздоровительно - рекреативное направление.

Данное направление предполагает использование средств физической культуры, в основном, в процессе организации коллективных форм культурного досуга. Для того, чтобы в учебном процессе увеличить время двигательной активности школьников, в режим дня включены:

- ежедневная пятиминутная зарядка в начале первого урока у всей школы. Зарядку учащиеся проводят самостоятельно, что позволяет формировать регулятивные, коммуникативные УУД;

- динамические паузы с прогулкой на свежем воздухе между уроками у первоклассников;

- физкультминутки на уроках; (можно предложить распечатку полезной физкультминутки для учителей)

- веселые переменки в начальной школе;

- дни Здоровья.

Для привлечения внимания учащихся к значимости физической культуры в режиме дня проводятся массовые зарядки, когда на одной площадке встречаются ребята из разных классов и ступеней. В посёлке имеется множество спортивных династий: Сырчины, Гнилуши, Криницыны, Демидовы, Казаковы, Беляковы, Ивачёвы, Рычковы у которых любовь к физкультуре и спорту передаётся из поколения в поколение. Они помогают организовывать поездки по области и вне её.

Шестое направление.Преимущественно бытовое физкультурно-гигиеническое направление. В его основе лежит использование средств физической культуры для решения задач восстановления работоспособности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта. Регулярные теоретические уроки физической культуры по учебникам издательства «Просвещение», под редакцией В.И. Ляха и М.Я. Виленского позволяют более подробно изучить и протестировать вопросы физической подготовки, личной гигиены и др.

Уже в начальной школе важно выявление интереса учащегося к видам спорта. В нашей школе мы успешно применяем Портфолио ученика. Ученик, используя прием Спидометр, анализирует сам решение поставленных задач в рамках занятия в спортивных кружках и перспективы своего развития.

«Спидометр успеха»

Оцени свои успехи по предмету.

На каждом «спидометре» нарисуй стрелочку, показывающую, где, по твоему мнению, находится твой успех.





0 10


Заполняй таблицу в конце каждого месяца, вместе с учителем.



сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Научиться красиво двигаться и танцевать




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10

Стать гибкой и пластичной. Выполнять «шпагат» и «мост»




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10

Различать характер музыки, ритм и темп




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10



Стать смелее





0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10




0 10



В школе работают четыре педагога по физической культуре. Все имеют высшее образование, стаж работы более пяти лет, имеют первую квалификационную категорию. Благодаря этому есть возможность проводить работу по физической культуре по ступеням: начальная школа, среднее звено и старшие классы, причем работа в старших классах строится с учётом гендерного признака.

Наши педагоги активно участвуют в соревнованиях и спортивных фестивалях района и области, сдают нормы ГТО. Пропагандируют здоровый образ жизни личным примером.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!