Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ», ЧЕРЕЗ ПРОЕТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ В УСЛОВИЯХ
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»
П. Селенгинск 2011г
Наша школа является общеобразовательной, реализует государственную политику в области образования. При этом школа ориентируется на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания максимально благоприятных условий для каждого ребенка.
Образовательная область «технология и предпринимательство» является одной из содержательных областей программы с одаренными детьми. Её введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью формирования профессиональной компетентности подрастающего поколения. Программа с одаренными детьми разработана с учетом особенностей и оснащения учебно-материальной и технической базы нашей школы, с учетом рационального ведения домашнего хозяйства, с целью экономии домашнего бюджета, а также в будущем при выборе профессии в условиях рыночной экономики.
Главной целью программы является найти правильный подход к выявлению талантливых детей, выявить высокий уровень способностей и склонностей.
Программа рассчитана на теорию и практику. Содержание теоретического материала рассчитано на углубленное изучение предмета современной технологии, развитие разносторонних качеств личности, формирование знаний и умений у учащихся. Широкое представление о швейном производстве, кулинарии, технологическом изготовлении швейных и кулинарных изделий, технологии художественной обработки тканей, культуре дома, обычаях и традициях разных народов, дизайне помещений, о личной гигиене, об уходе за изделиями, о межпредметной связи, формируется экологическое мировоззрение. Профессиональное самоопределение, навыки делового общения, основы предпринимательства и проектирования.
Также здесь предусмотрено возрождение народных ремесел и промыслов (декоративно-прикладное искусство и т.д.), история национального костюма, разного рода рукоделие, ковроткачество, лоскутное шитье, вышивка, орнамент, художественно-эстетическое оформление и отделка изделий.
В качестве развивающего обучения предусмотрены экономика и экономические задачи, электромеханика, основы предпринимательства и проектирования. Решение экологических проблем, с целью вторичного использования отходов, углубленное изучение растениеводства и животноводства, овощеводство и почвоведение.
Качественное обучение и психологическая подготовка учащихся современной технологии в условиях программы «Наша новая школа», будет способствовать формированию технологического мышления, иметь практико-ориентированную направленность, развивать познавательные интересы, в конечном счете, будет достигнут качественный результат поставленных целей и задач.
В процессе обучения и подготовки учащихся, перед учителем ставятся следующие задачи:
1. формирование знаний и умений;
2. воспитание трудолюбия, эстетические и нравственные качества;
3. развитие творческих способностей и художественной инициативы;
4. ознакомление с различными профессиями, множеством вида рукоделия, электромеханикой, предпринимательской деятельностью, с основами проектирования, использование своих знаний и умений в условиях рыночной экономики, с экологическими проблемами.
В созданной программе изучаются как технологии промышленного, так и сельскохозяйственного производства.
Большая часть занятий отводится выполнению проектов, когда выполненное изделие своими руками превращается в творческий процесс, и учащиеся могут самостоятельно по выбору. Воплощать свои идеи и замыслы в реальные, конкретные изделия, а учитель выступает в роли консультанта.
Создание творческих проектов выстраивается в определенную схему: эскиз - конструкция, технология - готовое изделие.
В результате реализации творческого проекта мы пришли к выводу, что методическая сторона организации проектной деятельности включает в себя такие основные аспекты как методическая подготовка учителя. Методика выбора объектов в творчестве учащегося, методика планирования процесса проектной деятельности школьников на уроках технологии.
Показателем успешности учащихся усвоения и реализации программы является:
Технологическая грамотность;
Умение мыслить, системно и комплексно, непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве средств в преобразовательной деятельности;
Технологическая образованность, понимая ее как необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождение его в их будущую профессиональную деятельность;
Стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений;
Высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии, информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.
Контроль должен осуществляться как пооперационно, так и систематически за отдельными операциями или действиями в целом. При реализации программы «одаренные дети», в новых условиях, необходимо учитывать, что для наиболее полного усвоения программы надо использовать не одно, а несколько познавательных действий: сравнение, выведение следствий, классификацию и другое.
Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь, с учетом достижений профессиональной компетенции, требований дизайна и техноэтики делает человека уверенным в себе, добрее, гуманнее, терпеливее.
Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения и реализации профессиональной компетенции, технологической культуры, проектно-технологической деятельности через учебно-игровую, учебно-экспериментальную и учебно-производственную деятельность.
Отметим положительные стороны реализации программы через проектную деятельность:
Эффективное использование оборудования;
Последовательность выполнения изделий технологически;
Использование национально-регионального компонента, местный материал;
Вторичное использование отходов;
Изменение отношений в коллективе учащихся, также с их учителем;
Появляется возможность вовлекать родителей в учебный процесс;
Помогает учащимся научиться избирательно, относится к используемым изделиям, вносить свой вклад.
О высоком уровне реализации образовательной программы «Одаренные дети» можно судить по результатам учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, выполнении проектов и изготовлении изделий.
Количество учащихся, участвовавших в предметных олимпиадах различного уровня (с указанием занятого места)
Учебный год | Уровень олимпиады |
Школьный | Муниципальный | Региональный | Федеральный |
2007 | 2/1 | 2/1 | 1/7 | |
2008 | 2/1 | 2/1 | 1/9 | |
2009 | 2/1 | 2/3 | | |
2010 | 2/1 | 2/1 | 1/12 | |
2010 | 2/1 | 2/1 | | |
Тематика творческих работ учащихся (проектов, исследований), выполненных под руководством учителя.
1. Исследовательская работа «Школьная форма – традиции и современность»- 1м
2. Исследовательская работа «Влияние химических волокон на здоровье человека»- 1м
3. исследовательская работа «Значение специальной одежды для человека» -2м
4. Исследовательская работа «Моделирование сценического костюма»Байкал» в рамках проектной деятельности- 1м
5. Моделирование и изготовление национально-сценического костюма в рамках проектной деятельности -3м
6. Исследовательская работа «Образ Бабы – Яги в русских народных сказках»- 1м