СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении грамматики английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таким образом, актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.

Данная тема была выбрана в силу низкого уровня знаний учащихся различных грамматических структур. Недостаточное изучение грамматики приводит к низким показателям итогового тестирования, а также к трудностям у учащихся в чтении, говорении и письме.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении грамматики английского языка»

ФГАУ Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования





Проектная работа

Тема: « Реализация системно-деятельностного подхода в обучении грамматики английского языка»

































Оглавление (содержание).


  1. Актуальность проекта……………………………………3

  2. Проблема проекта………………………………………..5

  3. Цель проекта……………………………………………...7

  4. Задачи проектной работы………………………..............7

  5. Инновационный потенциал проекта………………….....8

  6. Планируемые разработки в рамках проекта……………12

  7. Возможности использования проектной работы………21







































Введение

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из других стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показали, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

    Таким образом, актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.

 Понятие системно-деятельностного подхода появилось  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.   

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий 

компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

 признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего, 

основного и среднего (полного) общего образования; 

разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и 

индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

   Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

 Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии:

-проблемного обучения;

-проектного обучения;

-информационные и коммуникационные технологии.

Сформированность грамматических навыков играет большую роль в овладении иностранным языком и также является одним из аспектов языковой компетенции. Грамматические структуры представляют собой «каркас» или базис для построения иноязычной речи, поэтому изучение грамматики выступает главным условием успешного развития умений во всех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Процессы модернизации школьного образования способствуют обновлению в области введении и закреплении материала. Ведущим принципом современного образования является системно-деятельностный подход, основанный на результате деятельности ученика и развитии личностных, межпредметных и предметных УУД. При осуществлении этого подхода учитель выступает в роли консультанта, а ученик становится субъектом и самостоятельно определяет тему, цель урока, решает проблемную ситуацию, добывает знания, опираясь на инструкции учителя, корректирует свои предположения и оценивает себя. Понятие системно-деятельностного подхода включает в себя целеустремленную систему, направленную на результат, который не может быть осуществлен без обратной связи (рефлексии). Использование данного подхода создает положительную атмосферу урока и развивает познавательный интерес учеников.

Согласно требованиям рабочей программы, разработанной в соответствии с ФГОС СПОО второго поколения, выпускник 5 класса должен знать в расширенном объеме следующие грамматические явления:

  • порядок слов в сложносочиненных предложениях с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчиненных предложениях с союзами и союзными словами because, than;

  • порядок слов в различных типах вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы)

  • оборот to be going для описания событий в будущем времени;

  • побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry.) форме.

  • знание признаков и навыки распознавания и употребления модальных глаголов can, must, should, have to, модальных наречий must be, might be;

  • употребление определенного, неопределенного и нулевого артиклей;

  • распознавание неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow) существительных в функции прилагательного (art gallery), притяжательного падежа имен существительных;

  • степени сравнения прилагательных, в том числе, образованных не по правилу;

  • наречия, оканчивающиеся на –ly (early), а также совпадающих по форме с прилагательными (fast, high);

  • количественные числительные свыше 100; порядковые числительные свыше 20;

  • времена группы Present (Present Simple, Present Perfect, Present Progressive) и группы Past (Past Simple, Past Progressive).




Глава 1

Данная тема была выбрана в силу низкого уровня знаний учащихся различных грамматических структур. Недостаточное изучение грамматики приводит к низким показателям итогового тестирования, а также к трудностям у учащихся в чтении, говорении и письме. Несовпадение грамматического строя английского и русского языков, стандартное заучивание грамматических правил могут привести к снижению мотивации учащихся, поэтому стоит разработать приемы, облегчающие запоминание грамматической структуры и вызывающие интерес к уроку. Данный проект актуален для педагога, работающего в рамках системно-деятельностного подхода.

Целью проекта является качественное формирование грамматических навыков с помощью методов системно-деятельностного подхода.

Задачами, обеспечивающими достижение цели, выступают следующие действия:

  1. проанализировать имеющиеся подходы в обучении грамматике английского языка;

  2. выделить особенности системно-деятельностного подхода применительно к грамматике;

  3. выявить оптимальные методы и приемы для целевой аудитории;

  4. подобрать грамматические упражнения, основанные на деятельности.



Организацию процесса обучения  на деятельностностной основе неоднократно рассматривали в своих работах известные психологи: Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и другие. Методисты: А. А. Миролюбов, И.Л. Бим, М.З. Биболетова, М.А. Давыдова, Е.Н. Негневицкая и другие.

Построение курса обучения в деятельностной методике осуществляется на основе деятельностной концепции учения, представленной теорией поэтапного формирования  умственных действий , которую разработал П.Я. Гальперин и его сотрудники. Теория поэтапного формирования умственных действий представляет собой психологическую теорию управления учением, построенную с учётом закономерностей процесса усвоения.

По мнению методистов, деятельностный подход к обучению иностранным языкам открывает большие возможности. Он позволяет по-новому построить процесс обучения языку. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое  овладение языковым содержанием обучения.

Как показали исследования психологов,  не всегда осознаётся то, что находится в поле восприятия, то на что, казалось бы, направлено внимание. Действительный предмет осознания зависит исключительно от активности воспринимающего, от его деятельности. Единственный способ удержать в качестве предмета своего сознания какое-либо содержание состоит в том, чтобы действовать по отношению к этому содержанию . Единство деятельности и сознания- один из основных принципов психологической теории деятельности, и он становится основным методологическим принципом теории обучения языку

Использование деятельностного подхода к обучению грамматике иностранного языка обеспечивает значительно более высокие показатели эффективности учения, качества и прочности умений и навыков оформлять сообщаемое.

Процесс раннего обучения грамматике иностранного языка строится, как правило , на основе вовлечения детей в игровую деятельность, которая  считается ведущей деятельностью детей дошкольного  и младшего школьного возраста , а сама методика обучения языку основывается на теории эмпирического мышления.

Однако, деятельность ребёнка в процессе обучения  не должна и  не может ограничиться лишь вовлечением его в игровую деятельность. Дети, придя в школу, не только играют, они начинают выполнять учебную деятельность по овладению знаниями и умениями. Кроме того, говоря о деятельной основе обучения грамматике, важно отметить, что деятельностная  основа может быть не только речевой , но и предметно – символической.

Необходимость вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения грамматической стороной иноязычной речи объясняется тем, что целью освоения грамматики иностранного языка является не просто овладение набором грамматических  конструкций на уровне имитации, а прежде всего, выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание. То есть деятельность ребёнка в процессе усвоения заключается не  в пассивном отношении его к усваиваемому материалу, а в активном овладении грамматическими структурами, их преобразованием. Это означает, что большое место должно быть отведено аналитической работе с языковым материалом и эта работа должна быть управляемой.

По мнению Негневицкой Е. И. , целью обучения языку является выработка  умения учиться языку. Научить учиться языку означает научить ребёнка  искать те способы, которыми этот язык  отражает действительность, а значит сформировать у ребёнка достаточный для способности построить элементарные высказывания объём теоретических знаний , которые являются содержанием учебной деятельности.

Потребность в учении и умение учиться  могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте.

Для того, чтобы правильно организовать  деятельность учащихся, нужно помнить структуру деятельности и сущность её составляющих.

Психологическая теория деятельности выделяет  в деятельности три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную.

В методике раннего  обучения иностранному языку в качестве основного мотивирующего приёма  используется проблемная история, мы в своей работе используем сказку. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу , с самого первого занятия вовлекаем учащихся  в сюжет сказки об удивительной стране «Грамматике английского языка», о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов ,Неумеек, Мечтателей, Командиров.

По мере развития сюжета сказки  учащиеся узнают о жителях этих островов. Слушая сказку, дети  не замечают , как оказываются во власти вымысла, и каким интересным  для них становится всё. Но вместе с тем, вымысел помогает нам раскрыть коммуникативные намерения героев сказок и средства их выражения. Например, жители острова Командиров  всегда приказывают, любимым словом острова Хвастунов является слово  “Can” –могу, а острова Неумеек –“cannot” не могу. Многие из жителей островов ворчат и жалуются, но есть и очень дружелюбные и гостеприимные, которые учат вежливым словам и приветствиям :Good morning ! Glad to see you! You are welcome! Etc.  Любят отдохнуть и поиграть с детьми в игры: “Hide and Seek “, “ Who has gone away?” и так далее.

Таким образом, сказка  выступает не только в качестве мотивирующего приёма, но и является источником познания.

В деятельности учащихся при обучении языку  необходимо ставить перед детьми определённые цели. Ребёнок должен представлять тот результат, которого необходимо достигнуть. В противном случае можно не получить  полноценной деятельности. При этом  важно помнить, что всякая цель  должна объективно существовать в некоторой предметной ситуации. Конечная цель учащихся при знакомстве с удивительной страной Грамматики английского языка – отправиться в путешествие по этой стране. Но прежде чем дети отправятся в путешествие, они должны научиться говорить  на языке жителей этой страны, а  чтобы добраться до этой страны, они должны построить себе паровозик-предложение, у которого слова –вагончики должны быть правильно соединены, иначе он не сможет отправиться в путешествие.

Единство цели и условий её достижения представляет собой учебную задачу, выполнение которой предполагает анализ услышанных  высказываний и обнаружение в них общего и различий, выявление  закономерностей  высказываний жителей конкретного острова, а также  построение на этой основе собственных высказываний.

Учебная деятельность в своей основе нацелена на то, чтобы учащиеся  осуществляли самостоятельный поиск решения учебной задачи , чтобы знания передавались им не в готовом виде, а приобретались детьми в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Действия, выполнение которых приводит к решению учебной задачи, также как и учебная задача, являются необходимыми  составляющими деятельности. Действие - это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный цели.

Исполнительная сторона представляет собой  процесс выполнения учащимися определённого действия.

В обучении грамматике иностранного языка  уместно говорить о действиях по оформлению высказываний, посредством которых  осуществляется  сознательное и постепенное овладение грамматическими средствами.

Действие по оформлению высказывания представляет собой образец, которым учащиеся должны овладеть в процессе обучения.

Традиционно, в каждом действии, выполняемом по образцу, выделяются следующие составляющие: ориентировочная, исполнительная и контролирующая.

Выделение в действии ориентировочной части ставит перед учителем задачу обеспечить объяснение изучаемого материала такими указаниями, опираясь на которые ученик может правильно выполнить задание. Опорой для ориентировки служит ориентировочная основа действия, которая выполняет важную управляющую функцию в процессе исполнения и усвоения действия.

Ориентировочная основа действия в раннем обучении грамматике  задаётся в виде «овеществленного» грамматического  материала, т. к.  ребёнку недостаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки.

Поэтому для введения  грамматических структур  на начальном этапе обучения используются кубики.

В последствии  используются схемы-модели речевых образцов, которые учащиеся рисуют, вырезают из бумаги грамматические символы, конструируют их. Дети получают задание по схемам: расшифровать речь жителей острова Хвастунов , выявить самого хвастливого хвастуна и так далее.

Учащиеся легко усваивают по схемам  отрицательные и вопросительные формы.

Когда дети научатся писать, приобретенный на начальном этапе навык, поможет  им избежать ошибок в постановке вопросов, поможет правильно составить отрицательное предложение и уже  в среднем звене детям предлагается  самостоятельно заполнить временные таблицы, отметить случаи употребления времени, указатели  времени, составить схемы предложений в положительной, отрицательной, вопросительной формах.

Вернёмся к раннему обучению. Для раскрытия сущности грамматических понятий  и для объяснения абстрактных грамматических отношений в раннем обучении английскому языку используется  легенда. В данном случае  она представляет собой не нравоучительный рассказ или притчу, а что-то невероятное, выдумку различных персонажей, которые помогают изучать английский язык .

Например: строгий  мистер Рул  (Mr. Rule ) появляется на уроках и знакомит детей с правилами , с новыми грамматическими структурами.

Мудрый  Мистер Бук (Mr. Book ) знает  ответы на все вопросы.

Пчёлка - Помогалка помогает не делать ошибки при письме. А  Король Грамматики – глагол  to be ( быть ), который чаще других употребляется в английском языке , несомненно является самым главным. Он часто предстает перед детьми в своем парадном костюме : на  голове  трёхэтажная корона  стремя личными формами  времени  Present Simple. на плечах  красуются эполеты  из форм времени  Past Simple. Третья форма глагола  прикреплена  к мундиру в виде медали.

Это всё для того, чтобы учащиеся  лучше ориентировались в его разнообразных формах. И знали, что он очень сердится , когда его игнорируют . А если он очень злится , то издаёт свой королевский указ  о снижении оценки.

Исполнительная часть действия  является процессом выполнения действия  самими учащимися. Включает в себя пять этапов.

  1. Этап подготовительный: выполнение действия с реальными предметами.

  2. Предметное воздействие с проговариванием.

  3. Проговаривание грамматической структуры с опорой на готовую модель.

  4. Выполнение речевой деятельности без опоры на модель.

  5. Употребление структуры в ситуации.

И наконец, контролирующая часть действия  является процессом наблюдения  за правильностью ориентировки  и исполнения. К контролирующей части   относится всё, что связано с контролем и самоконтролем.

Таким образом, построение курса обучения грамматике английского языка в деятельностной методике осуществляется на основе деятельностной концепции формирования умственных действий, а умственные действия являются отражением внешних действий . Единство деятельности и сознания  дает положительный результат в обучении , делает процесс обучения наиболее эффективным.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

   Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.



Глава 2. Практическая часть

Структура урока и особенности некоторых его этапов  в     технологии     системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение  в деятельность;

• выделение содержательной области.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• Выполнение заданий с проговариванием. В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.



  Педагогические  технологии, с помощью которых  можно реализовать новые требования:

-технология проблемного обучения,

- технология проектного обучения, 

-информационные и коммуникационные технологии

  

Для реализации системно-деятельностного подхода мы выбрали технологию кейс-метода.

   Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой  - проблемное обучение.

   Метод кейсов (анализ конкретных учебных ситуаций) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод кейс – стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала  студента и преподавателя.



































В своей работе мы приводим пример того, как мы на своих уроках реализуем системно-деятельностный подход в обучении грамматики английского языка.



План-конспект внеурочной деятельности английского языка в 4 классе

Тема: “Speaking about majesty and fairy tales”( verbs in the past simple)

Цель внеурочной деятельности: закрепление изученного грамматического материала.

Аспекты:

Учебный:

Активизировать навыки чтения, монологической речи.

Активизация простого прошедшего времени в устной речи.

Развивающий:

Развивать речевые способности, психологические функции, связанные с речевой деятельностью (память, внимание, мышление, способность логически мыслить, умение анализировать).

Воспитательный:

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать умение слушать товарища.

Личностно-ориентированный:

Способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.



Речь учителя

Речь учащихся

  1. Организационный момент. Good day, pupils!

I’m glad to see you!


Tell me, please, do you like fairy tales?

Ребята, а вы любите интересные истории? Тогда, мы все дружно отправляемся в сказочное путешествие и тема нашего урока: “Telling stories”.

  1. Речевая разминка. Today I’m going to tell you a fairy tale (a legend) about verbs, which are called regular and irregular.

But at first let’s remember what day is it today?


What date is it today?


What season is it now?

Do you like winter?

Why do you like winter!





That’s great! Thank you!


  1. Целеполагание. Учитель помогает учащимся сформулировать тему урока. Актуализация грамматических навыков.

Tell me please what is the weather like today?

Ok, and what was the weather like yesterday?

Как мы переведем на рус.яз данный вопрос? В данном предложении мы встретили слово «вчера» о чем оно нам подсказывает?

Правильными или нет оказались ваши ответы мы узнаем сегодня на уроке.

Ребята, хотели бы вы сейчас окунуться в мир сказок, и научится волшебству?

Тогда, позвольте мне начать свой рассказ:

Однажды, в далекой-далекой стране, в которой говорили на английском языке жили-были глаголы: как вы думаете какие это могли быть глаголы?

Good day!

We are glad to see you too!


Yes, we do!












It is Monday.



Today is the ….


It is ….now.

Yes, we do! (all together)

I like …..because it is….














Today is….




Какая погода … вчера?


Догадки детей, о том что действие происходило в прошлом.











Вспомогательные, модальные, глаголы-действия, глаголы-связки.


Совершенно верно!

Ребята, а какую песенку мы знаем про глаголы. Исполнение детьми песни на англ.яз “Clap your hands”. Возвращаясь к нашей сказке все эти глаголы прежде всего делились на 2 группы:

- правильные глаголы;

- неправильные глаголы

Пр.гл. всегда были прилежными, исполнительными, воспитанными, а неправильные глаголы могли вести себя по-разному и не всегда подчинялись общепринятым правилам. К неправильным глаголам приходилось относится по-особенному. Для них требовался особенный подход.

Население этой сказочной страны решило для себя, что они будут прибавлять окончание “ed” к правильным глаголам, а неправильные глаголы они решили выучить наизусть, чтобы знать их в лицо.

Ребята, давайте и мы с вами запомним как же образуется прошедшее время глаголов.


В первую очередь, обратим наше внимание на правильные глаголы.






Ребята сейчас мы запишем число и выпишем с переводом все правильные глаголы.


Возвращаясь к нашей сказке про глаголы, неправильные глаголы население сказочной страны решило запомнить, т.к. они образуют форму прошедшего времени не традиционным способом.



  1. Совершенствование лексико-грамматических навыков. Теперь, ребята, вы все владеете волшебством превращения глаголов настоящего времени в глаголы прошедшего времени. И поэтому у меня к вам просьба. В моей корзине имеются заколдованные глаголы,

Могли бы вы, ребята, помочь мне расколдовать их?


Работа в парах (закрепление пройденного материала)

В ваших конвертиках имеются глаголы трех времен – глаголы прошедшего времени, настоящего и будущего времени. Ваша задача, ребята распределить их на три группы.








  1. Выведение учащимися формулы простого прошедшего времени:

Итак, если мы хотим глагол настоящего времени превратить в глагол прошедшего времени, что мы можем с ним сделать?

Ребята, какой вывод вы можете сделать?

формула прошедшего времени Verb(глагол)-----Ved\V2

Основная часть неправильных глаголов нам дана на стр. 130 учебника.

Прибавление окончания «ed» к правильным глаголам.

Чтение детьми правила стр.52

Выполнение упражнения 5 на стр.52 на закрепление.



Учащиеся выписывают и переводят правильные глаголы из текста.





Стр.53 неправильные глаголы. Чтение правила.

Закрепление – выполнение упражнения 8, стр.53







Да, конечно!




Игра:

- (распределение имеющихся глаголов в три колонки: 1.глаголы прошедшего времени; 2.глаголы настоящего времени; 3.гл. будущего времени).

ИЛИ

- ( превращение глагола настоящего времени в глагол прошедшего времени)










К правильным глаголам прибавляем окончание «ed»,например:like-liked; play-played

Неправильные мы глаголы мы запомним. Второй столбик в таблице с неправильными глаголами.

Ответ детей:

В начале нашего урока мы с вами встретили предложение, перевод которого вызвал у нас затруднение.

Теперь уже изучив новое правило можете ли вы правильно перевести данный вопрос и ответить на него?


  1. Итоги.

Все верно. Вы все – молодцы! Теперь , как вы думаете можете ли вы носить гордое звание волшебника сказочной страны? Сможете ли вы рассказать о сказочной стране своим друзьям и поделиться с ними своими знаниями?

И символизируя вашу способность к новому волшебству превращения глаголов я бы вам хотела вручить вам волшебные ручки, которые помогут вам в дальнейших ваших познаниях и изучении секретов английского языка.




What was the weather like yesterday?


- Какая погода была вчера?


-Yesterday was frosty and snowy.










Заключение

    Таким образом, актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт. Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности. Данная тема была выбрана в силу низкого уровня знаний учащихся различных грамматических структур. Недостаточное изучение грамматики приводит к низким показателям итогового тестирования, а также к трудностям у учащихся в чтении, говорении и письме. Кроме того, говоря о деятельной основе обучения грамматике, важно отметить, что деятельностная  основа может быть не только речевой, но и предметно – символической. Деятельность ребёнка в процессе усвоения заключается не  в пассивном отношении его к усваиваемому материалу, а в активном овладении грамматическими структурами, их преобразованием. Данная работа будет интересна и полезна для учителей иностранного языка как с точки зрения теоретического подхода к проблеме, так и с точки зрения применения предложенной системы работы на практике.
Образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость интеграции в содержании образования предметных и универсальных учебных умений, что позволит вывести результаты обучения на компетентностный уровень. «Значимость универсальных учебных действий определяется тем, что они способствуют гармоничному развитию всех когнитивных способностей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия) ученика, которые определяют условия высокой успешности учебной деятельности при овладении иноязычной речью как новым способом взаимодействия с поликультурным и многоязычным окружающим миром».















































Библиографический список.



1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И.Л. Бим, – М.: Просвещение, 1988 – 358 с.

2.   Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова,   – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.

3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000 – 281 с.

4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ/ Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового
поколения // Педагогика.- 2009.- №4.- с.18-22.
6. Кузовлев В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных
учебных действий // Иностранные языки в школе.- 2010.- № 7.- с. 13- 20.
7. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет
начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе.- 2010.- № 6.- с. 3- 9.
8. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале
английского языка // Иностранные языки в школе.- 2003.- № 6.- с 25-31.
9. Сысоев П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая?// Иностранные
языки в школе.- 2007.- № 2.- с 31-35.

10. Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту
иноязычной речи. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /
сост. Леонтьев А.А. – М.: Рус. яз., 1991.- с. 295-304.



14