СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно - деятельностного подхода через активные методы обучения на уроках химии. Мой опыт.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается реализация АМО на уроках химии 9-8 классе

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно - деятельностного подхода через активные методы обучения на уроках химии. Мой опыт.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мозжухинская основная общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района












Тема опыта:



«Реализация системно - деятельностного подхода через активные методы обучения на уроках химии»








Автор :

учитель химии Рязанова А.Д.












2018 год


В чем состоит мой опыт?


Как не просто учителю сегодня разобраться в выборе программы, учебника, методического пособия. В результате долгих раздумий, детальном анализе многообразия учебников химии, многолетнего опыта работы, я остановилась на программе и учебниках О.С. Габриеляна, хотя меня не все в них устраивает. Всего два часа в неделю, каждый урок – это новая тема. Особенно труден для учеников перенасыщенный учебный материал 8 класса. Не удивительно, что любителей химии среди учеников единицы, а то и вовсе нет. Это требование времени, информации с каждым годом становится больше, а время растянуть невозможно, значит и подходы к обучению необходимо менять.

При переходе на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, как и многие педагоги, я столкнулась с некоторыми проблемами. Как мне, человеку, воспитанному и получившему образование по традиционной системе, вдруг поменять методики, формы и приемы на уроках? Безусловно, ученики были не совсем еще готовы к таким переменам, но больше возникало вопросов у меня самой. Новые подходы, определения, стандарты, направления деятельности, а каким должен быть обычный урок? Ответ на этот вопрос я получила на лекциях Губановой Маргариты Ивановны - доктора педагогических наук, профессора,

профессора межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ФГБОУ ВПО «Кемеровского государственного университета. На ее лекциях педагоги оживлялись, всегда активно работали: всё записывали, задавали вопросы, сами на них отвечали, играли как дети. Она рассказывала об активных методах обучения и на лекциях демонстрировала их. А результатом была наша совместная деятельность. Так я пришла к выводу, что одно из основных принципов современного урока – это создание условий для активной деятельности обучающихся. Еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Поэтому не стоит резко менять свои подходы к построению урока, необходимо постепенно внедрять приемы, методы, отрабатывать формы, учитывая все ошибки.

В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Многим из нас приходиться переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. К сожалению, а может и к счастью, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС, как признают авторы проекта. Нам, учителям, необходимо перестать быть носителем знаний. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач. Чтобы ученик захотел сделать открытие, чтобы у него появилось желание к активной учебно-познавательной деятельности, я предлагаю воспользоваться методами активного обучения.


Активные методы обучения


С помощью разных методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.

Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи:

  1. Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

  2. Формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе.

  3. Обеспечить формирование предметных и метапредметных, компетенций учащихся.

Для начала необходимо разобраться: где методы, а где приемы. В чем разница? А главное, где может учитель проявить свое творчество, внести свою «изюминку»?

В литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача информации.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным знанием, умением или навыком. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов. Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, для учебной деятельности наиболее приемлема следующая:

Характеристика некоторых методов активного обучения

Проблемное обучение – основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Проблемы возникают при напоминании учащимся о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний. Тема «Водородные соединения неметаллов». Школьники знают, что при обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание, причем они не могут объяснить причин этого явления. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.



Решение ситуационных задач – это элемент активного обучения. Ситуационные задачи помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях. Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.). Пример такой задачи:

Студент выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза преподавателя с поджатыми губами. Студент сразу все понял.

Что понял студент?



Анализ конкретных ситуаций - метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определенные решения.

В качестве примера предлагаю урок химии в 9 классе: «Свойства фосфора и его соединений»:

В начале урока учитель зачитывает цитату (известную всем учителям химии) из романа А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»: «Чудовище, лежащее пред нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», – сказал я». Предлагается провести расследование по данному факту.

Учебная дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Пример: урок в 8 классе по теме «Вода, свойства, значение» проводится в виде дискуссии по группам. Каждой группе выдается вопрос для обсуждения:

  1. Химические свойства воды. Может ли вода гореть? Кто и когда впервые осуществил синтез воды?

2. Физические свойства воды. В каких агрегатных состояния встречается вода в природе? Может ли вода течь вверх? Почему бутылка с водой, поставленная в морозилку раздувается?

3. Каковы основные источники загрязнения воды? Какие методы очистки воды? Почему в природе нет чистой воды?

4. Роль воды в жизни человека.

В течение 5-7 минут группа работает над своим вопросом. Затем представители групп доводят до остальных групп информацию и отвечают на вопросы оппонентов (члены группы дополняют ответы на вопросы, возникшие у других групп). Дискуссией руководит учитель.

Исследовательский метод - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Такие задания могут быть как теоретическими, так и практическими. Пример задания в 8 классе (приоритетно групповой работы) :

Даны вещества: №1 Хлорид кальция, №2 гидроксид кальция, №3 карбонат кальция Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется? Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде

Результаты деятельности

Несмотря на то, что химия является одним из сложных предметов в школьной программе, по итогам независимого школьного мониторинга у обучающихся нашей школы 100% успеваемость, качество знаний составляет от 40 до 60%.

Учащиеся активно принимают участие в школьных олимпиадах, заочных конкурсах по предмету химия, имеют победы и призовые места на школьном уровне, дипломы участников на федеральном уровне. Дети активно посещают внеурочные занятия по предмету, на которых не только закрепляют, но и углубляют знание по предмету, занимаются исследовательской деятельностью. Наиболее успешные работы участвуют в ежегодных школьных научно-практических конференциях. В 2015 году обучающие получили диплом 1 степени за научно-исследовательскую работу «Удивительное рядом» на районной научно-практической конференции «Мир открытий».

У каждого учителя есть свои наработки, методики, технологии, но какие-то отдельные элементы мы заимствуем друг у друга, тем самым повышая свой профессиональный уровень. Я надеюсь, что мой опыт работы будет полезен учителям химии нашего района и не будет трудностей в его организации. Не знать чего то – не так страшно, страшнее - когда нет желания в познании.