Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС
Д.Г. Схаляхо,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5 Тахтамукайского района
Республики Адыгея.
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода. (слайд 1)
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. (слайд 2)
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.(слайд 3)
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Что значит "деятельность"?
- целеустремленная система;
- есть обратная связь;
- всегда имеет генетически развивающийся план анализа. (слайд 4)
Реализация технологии системно- деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов: (слайд 5-6)
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Системно-деятельностный подход является основой Федеральных государственных стандартов второго поколения. В соответствии с требованиями Стандарта теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно - деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», то есть «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Системно-деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Актуализация деятельностного подхода в обучении при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. (слайд 7)
Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального потенциала школьника, его успешное жизненное самоопределение.
Таким образом, системно - деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.
Первоклассники нашей школы начали учиться по стандартам. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.
Учителя нашей школы придерживаются основного принципа новых стандартов: открывать знания, а не получать. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? На уроке большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.
В учебном процессе играм отводится особая роль, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы. Получать знания помогает современная техника, компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно. Все хотят выйти к доске. В результате чего учебный процесс активизируется.
На протяжении 1 полугодия учителя первых классов тщательно отслеживают уровень развития каждого ребенка, ведут мониторинг, где фиксируют все достигнутые результаты. Большую работу в этом направлении проводит и психолог. Итоги доводятся до родителей, обсуждаются, анализируются. Родителям даются конкретные рекомендации. Диагностические карты заведены на каждого ученика.
Система оценивания включает внутреннюю и внешнюю оценку. Внутреннюю оценку проводит учитель и самое интересное, что эту оценку проводит и сам ученик. (слайд 8-10).
У всех первоклассников заведено Портфолио. Оно является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Таким образом, системно - деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. И он нам поможет в таком сложном вопросе, как научить ребенка учиться. СДП нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Умело организованный урок в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения. (слайд 11).
Шота Руставели говорил «Чем наполните посуду, то выльется оттуда» Давайте наполним жизнь наших детей в школе интересными творческими делами, подарим им радость созидания, это все в наших руках.
А сделать данный процесс деятельностным, креативным - прямая обязанность учителя!
Учителя! Как огонек в пути!
Какое ж нужно пламенное сердце,
Чтоб детям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!!! (слайд 12).
Использованная литература
1.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст ] Л.С. Выготский.- Педагогика, 1926 г.
2.Давыдов В.В. Теория Л.С. Выготского детельностный подход в психологии [Текст] В.В. Давыдов// Вопросы психологии, 1980, №5.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
4.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] А.Н. Леонтьев.-М., 1975.
5.Сумарокова О.В. Системно- деятельностный подход как основа ФГОС НОО [Текст ]/ О.В. Сумарокова. – ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж»
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: технология введения. Информационно- методические материалы. Вологда, 2011.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]
8.Эльконин Д.Б. Проблемы обучения и развития в трудах Л.С. Выготского [Текст]Д.Б. Эльконин// Вопросы психологии, 1996, №6.
9.Юдин Е.Э. системный подход и принцип деятельности [Тескт] Е.Э. Юдин. М.,1978.