СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация традиционных мероприятий филиала Нахимовского военно-морского училища воспитанниками 62 взвода / 6-Б класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему внимание предоставлен воспитательный потенциал традиций 62 взвода (6-Б класса) Филиала Нахимовского военно-морского училища. Вам будет интересно узнать традиции учреждения пансионного типа с военно-морской направленностью. 

Просмотр содержимого документа
«Реализация традиционных мероприятий филиала Нахимовского военно-морского училища воспитанниками 62 взвода / 6-Б класса»

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФИЛИАЛА НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА ВОСПИТАННИКАМИ 62 ВЗВОДА / 6-Б КЛАССА


Пронина В.В.


ФГКОУ Филиал Нахимовского военно-морского училища, Севастополь, Россия

E-mail: [email protected]


«Сила традиций и сила творчества в их сочетании –

животворящий источник всякой культуры»

П.Савицкий


Ежегодно происходит формирование новых учебных классов. Сформировавшийся детский коллектив – явление динамическое, в процессе развития которого реализуются различные направления и цели совместной деятельности воспитателя и нахимовца. В жизни каждого воспитанника происходят значимые события: разлука с семьей и привычным бытом, адаптация к строгому распорядку дня с военными элементами уклада училища, знакомство с правилами самообслуживания и самоподготовки. Не всегда адаптация происходит быстро и безболезненно, поэтому роль воспитателя велика. Разнообразные способы сплочения коллектива, вовлекающие воспитанников в различные виды деятельности – это первые ступеньки к формированию традиций класса.

Слово «традиция» образовано от латинского tradition, что в переводе обозначает преемственность, передача, предание. В словаре иностранных слов приведены следующие определения: Традиция – 1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту; 3) устный рассказ, передающийся от одного поколения к поколению, предание [1].

Классные руководители и воспитатели учебного заведения с военно-морской направленностью являются ключевыми звеньями организации воспитания юных нахимовцев. Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет вовлекать учащихся в активную внеурочную деятельность и системно-деятельностный метод отлично вписывается в профессиональную миссию воспитателя, которая заключается не только в педагогическом сопровождении индивидуального становления личности нахимовца и образования классного коллектива, но и в привлечение нахимовцев к полноценному участию в формировании классных традиций в период обучения. Традиции взвода не могут быть выстроены вне традиций училища, поэтому нахимовцы класса являются участниками всех традиционных училищных, курсовых мероприятий, а также тех, которые проводят учреждения микрорайона, города и Министерство обороны. «Воспитание - подчеркивает К.Д. Ушинский, - не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров» [2].

При формировании традиций класса воспитатель сталкивается с проблемой, что не каждое мероприятие может стать традиционным в учреждении пансионного типа. Работа воспитателя должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить преемственность семейного воспитания и начальной школы с новыми условиями жизни воспитанников. Очень важно продолжение духовно-нравственное становление личности с военной составляющей, которая войдет в жизнь каждого нахимовца и станет правилом и путем упорядочения жизни будущих офицеров.

Традиционные мероприятия класса формируются по нескольким этапам:

1) знакомство воспитанников друг с другом, первичная адаптация к жизни училища, образование классного коллектива;

2) индивидуально-личностное и творческое развитие нахимовцев;

3) духовно-нравственное направление;

4) военно-патриотическое воспитание.

Мероприятия первого этапа – эта беседы, классные часы, инструктажи которые помогают социализации воспитанников и созданию комфортной и благоприятной атмосферы жизни класса. Основными классными часами в рамках формирования коллектива были «Мы – пятиклассники», «Вместе - мы сила», «Красота нашего общения», «Наша мимика и жесты» и т.д. Цикл классных часов для адаптации к новым условиям училища и окружающей обстановки принес свои положительные результаты. Они обеспечили сплочение нашего класса, создание позитивного климата общения, уважения и толерантности друг к другу.

Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения и обучения, что является естественной реализацией устава училища. Это приветствие офицера-воспитателя и классного руководителя, оформление портфолио и служебных карточек нахимовца, организация самоподготовки и парково-хозяйственной деятельности, подготовка уставной формы одежды и другие. Привитие уважения к труду, порядку и дисциплине это первые задачи в период адаптации к новым условиям жизни воспитанников. Инструктажи уставного порядка в жилых блоках и гардеробах, инструктажи заправки кровати актуальны и на сегодняшний день.

Уже освоившись с условиями жизни в стенах училища, нахимовцы начинают принимать участие в концертах и конкурсах, что способствует индивидуально-личностному и творческому развитию воспитанников. Среди множества праздничных мероприятий, предусмотренных воспитательным планом училища, нахимовцы отдают явное предпочтение Дню знаний, профессиональному празднику учителей, Новому году, Дню защитника Отечества. Не остаются без внимания Международный женский день и, конечно же, День Победы. От воспитателя требуется максимально сконцентрировать творческий потенциал нахимовцев. Комплекс мероприятий направленных на организацию праздничных вечеров, концертов, торжественных собраний, встреч, тематических классных часов способствует сплочению коллектива и образованию традиций, налаживанию дружеских связей и сотрудничества между воспитанниками.

Первое училищное мероприятие, в котором участвует вновь набранный класс – это День знаний. Воспитанники сразу задействованы в подготовке к этому мероприятию, что является важным фундаментом их совместной деятельности. Вместе с воспитателем нахимовцы узнают друг друга, выясняют увлечения и род любимых занятий, раскрывают свой внутренний потенциал. Мы достойно выступаем на праздничных линейках и гордимся тем, что старшина наша класса Носачёв Савелий был удостоен чести первым звонком открыть 2016-2017 учебный год. После построения в учебном корпусе проходят классные часы с докладами и презентациями нахимовцев. Эти первые выступление юных воспитанников дают заряд положительных эмоций и мотивацию на весь последующий год.

К тому моменту, когда уже произошло знакомство с преподавателями и нахимовцы влились в учебный процесс, приблизился День учителя. Это повод и хорошая возможность

для воспитателя поговорить с детьми о преподавателях, о важности и значимости их труда, о любимых предметах. Преподаватели училища дают не только предметные знания, но и делают нахимовцев мыслящими, самостоятельными, духовно богатыми людьми. Всё это заслуживает искреннего признания и благодарности. Учащиеся под руководством воспитателя с любовью и уважением к преподавателям готовят самодельные праздничные открытки и стенгазеты, повышая свои креативные способности и творческую активность. Редколлегия и журналисты класса развивают оригинальные замыслы, техники исполнений рисунков, плакатов и еженедельных боевых листов, раскрывая потенциалы каждого учащегося.

Второй год большое внимание при формировании традиций класса уделяется духовно-нравственному направлению. Развитие традиции «письмо ближнему своему» помогает воспитанникам в общении с родственниками и друзьями. Написание и получение писем, открыток поднимает настроение и дух нахимовцев, находящихся в стенах учебного заведения пансионного типа. В письмах воспитанники делятся своими эмоциями, чувствами, впечатлениями о жизни училища и класса. Таким образом, они учатся формировать свои мысли, излагать их на письме, что благоприятно сказывается на межличностном общении учащихся.

Празднование Христианских праздников так же помогает развитию духовно-нравственного воспитания и эстетического сознания нахимовцев. На территории училища есть домовой храм, который посещается во время богослужений в субботу и в воскресенье. У многих воспитанников есть потребность пообщаться с батюшкой Александром, исповедаться, причаститься. Настоятель направляет учащихся на правильный путь, говорит о дисциплине, о духовных ценностях, послушании, уважение к ближнему своему. Эти встречи очень важны, так как они помогают детям в решении их вопросов, затруднительных ситуаций и очень хорошо влияют на формирование коллектива. Воспитатель поддерживает эту традицию и прививает интерес к православным праздникам и духовному наследию земли русской.

Военно-патриотическое воспитание – приоритетное направление работы классного руководителя для формирования первичных профессиональных навыков и основ военного уклада жизни. День защитника Отечества – это наш почти профессиональный праздник. Воспитанники к нему подходят подготовленными, с выверенным творческим потенциалом. С удовольствием планируются номера и готовятся вместе с детьми и поддержкой родителей класса. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" концертная программа и номера направлены на формировании готовности к военной службе. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым нахимовцем своей роли и места в служении Отечеству. Подготовка к концертам - ещё одна часть нашей работы. Даже те нахимовцы, которые не очень хорошо танцуют и поют, желают и стремятся выступить, что дает шанс каждому ребенку почувствовать себя значимым и внести лепту в историю класса. Все репетиции концертных номеров проходят в благоприятной атмосфере, в предчувствии празднования значимых дат в стенах училища.

Конкурс патриотической инсценированной песни «Во имя жизни на Земле…» почти завершал учебный год. Нахимовцы – юное поколение, которое чтит и помнит память героев, которые отдали свои жизни ради нашего счастливого будущего. Воспитанники имеют различные способности. Индивидуальная робота воспитателя с классом помогает выявить сильные стороны каждого ребенка для совместного достижения высоких результатов. Проучившись всего год, наша работа уже была оценена. В конкурсе, посвященном 72-годовщине Великой Победы, мы представили номер «Дети войны», в котором выступили почти все учащиеся класса вместе с воспитателем. Наше выступление заняло первое место среди 5-7 классов училища.

Военно-патриотическое воспитание нахимовцев и развитие традиций, связанные с празднованием Дня Победы включает в себя уроки мужества, встречи с интересными людьми и ветеранами, участие в акции «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Письмо ветерану». Эта серия мероприятий требует довольно продолжительного времени и предварительной работы. Дети изучают семейное древо, делятся рассказами о подвигах своих родных и близких, оформляют фотографии героев, изучают историю образования георгиевской ленты, пишут благодарственные письма ветеранам, чтя их героизм и самоотверженность. Эти традиции наполнены проявлениями гражданской инициативы, патриотическим воспитанием молодежи и уважения памяти своих предков.

В результате проведенной работы, в течение года нахимовцы класса сдружились, проявили и раскрыли свои личные качества, организаторские и коммуникативные способности. Начальная система уклада военной жизни вошла в обыденную жизнь воспитанников, научившись выполнять распорядок дня и устав училища. Использование системно-деятельностного метода и лично-ориентированного подхода повысило уровень самоконтроля и самооценки, инициативы и ответственности, трудолюбия и толерантности.

Классный коллектив - это большая семья, в которой зарождаются и развиваются различные по направлениям традиции из года в год. Со временем одни традиции сменяют другие в соответствии с возрастом и потребностями воспитанников и степенью сплоченности нахимовцев. Воспитатели, осваивая современные технологии, используя все хорошее и полезное из собственного опыта, прививают ценность и любовь к традициям училища, курса, взвода и семьи. Закладываются те просветительские зерна, которые вскоре вырастут в будущее нашей страны.


Литература

1. Исаев И.Ф. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современность / И.Ф.Исаев. – Белгород: БГПИ, 1994. – 178с.

2. Лехина И.В. Словарь иностранных слов / И.В.Лехина, С.М. Локшина, Ф.Н. Петрова. – 7-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1979. – 624с.

3. Кузнецова Е. Взаимодействие в коллективе: семинар-практикум / Е.Кузнецова // ОБЖ. Всё для учителя/ - 2016.- № 8.-С.31-35.

4.Татьянина Л. Социально-психологические аспекты доверия в морских экипажей / Л.Татьянина // Морской сборник.-2015.- № 1. –С.59.