СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В соответствии с идеологией нового образовательного стандарта, в которой явно просматривается необходимость усиления общекультурного звучания курса математики и его значимости для формирования личности подрастающего поколения, требуется пересмотр содержания курса математики и методических решений, нацеленных на достижение учащимися основной школы планируемых результатов изучения предмета. Изучение математики в школе обеспечивает выпускника не только важным кругом предметных и межпредметных знаний, но и помогает совершенствованию мышления, выработке мировоззрения, оказывает существенное влияние на развитие личности школьника.
Опыт работы учителя математики МБОУ СОШ № 11 Пирожковой Елены Викторовны
по теме: « Реализация требований ФГОС ООО к результатам обучения средствами линии учебно-методических комплектов УМК «Алгоритм успеха»»
Теоретическая база опыта
В соответствии с идеологией нового образовательного стандарта, в которой явно просматривается необходимость усиления общекультурного звучания курса математики и его значимости для формирования личности подрастающего поколения, требуется пересмотр содержания курса математики и методических решений, нацеленных на достижение учащимися основной школы планируемых результатов изучения предмета. Изучение математики в школе обеспечивает выпускника не только важным кругом предметных и межпредметных знаний, но и помогает совершенствованию мышления, выработке мировоззрения, оказывает существенное влияние на развитие личности школьника.
Важным шагом в создании современной методической системы преподавания математики учащимися 10-12 лет, которая отвечала бы идеологии новых образовательных стандартов, является разработка методически эффективных подходов к способам подачи учебного материала и организации учебной деятельности подростка.
Актуальность
Согласно статье 55 Закона РФ "Об образовании" "...при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе …осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением". Таким образом, учителя имеют право выбирать УМК в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО.
Изменения обучения согласно новым требованиям ФГОС ООО обусловлено изменением приоритетов и представлений о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из данного периода обучения (блок уроков, четверть, год и т.д.). Образовательной задачей новой школы является изменение всех этапов образовательных технологий, связанных с изменением самих ФГОС ООО.
Перед учителями школ встает вопрос выбора для работы такого УМК, в котором в системе компонентов лежат единые принципы построения предметного содержания и методического аппарата , направленные на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, отраженные во ФГОС.
Одним из таких УМК является система учебников «Алгоритм успеха», обеспеченная единой методологической основой построения всех линий УМК и единством методических принципов построения всех элементов, включенных в систему.
Методологической основой представленной системы учебников «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход, рассматриваемый как основной механизм достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В системе учебников «Алгоритм успеха» системно-деятельностный подход реализуется через освоение учащимися универсальных учебных действий, обеспечивающих широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, видами и способами учебной деятельности.
Методические принципы построения всех составляющих системы учебников «Алгоритм успеха», с одной стороны, направлены на бережное отношение к отечественным педагогическим традициям и образовательным подходам, с другой стороны, ориентированы на современные апробированные технологии, реализующие деятельностные подходы в обучении.
Условиями возникновения и становления опыта стали осмысление особенностей, назначения , функций ФГОС ООО, осмысление проблемы качества образования в рамках модернизации Российского образования и концепции федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования второго поколения; осмысление путей преподавания математики в контексте ФГОС ООО, необходимость организации учебной деятельности по достижению образовательных результатов ФГОС ООО средствами имеющимися УМК, необходимость формирования универсальных учебных действий и особенно личностных достижений у учащихся при подготовке к итоговой аттестации школьников привели к изучению и разработке данной проблемы.
Основополагающими принципами данного опыта являются:
Принцип коммуникативности (связи)
Познать систему означает прежде всего изучить ее внутренние и внешние связи.
Принцип структурности
Благодаря устойчивости структуры обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов.
Принцип управляемости и целенаправленности
Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития.
Принцип гуманистической направленностиРеализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования развитой личности.
Принцип связи с жизнью и производственной практикой
Практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.
Принцип научности
Является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок является логическим продолжением ранее проводимой работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования намечается последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирается содержание, намечается система уроков и других форм организации педагогического процесса, планируется повторение, закрепление и другие формы контроля.
Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.
Принцип доступности и посильности
Обучение и воспитание школьников, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом состоянии.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Понятие о ситуативной и контекстной речи
Первой у ребенка появляется ситуативная речь – то есть речь, понятная только в одной, конкретной, наглядной ситуации. (Ребенок требует: «Дяй, дяй, дяй!» и тянет руки к стакану с водой, мы понимаем, что ребенок хочет пить. В данном случае, не видя ситуации невозможно определить что хочет ребенок)
Позже появляется контекстная речь, то есть речь, понятная в отрыве от ситуации (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить и папа дал мне воды». В данном случае, все понятно об уже прошедшей ситуации (контекстной) - что ребенок хотел пить и был напоен).
Ситуативная речь не пропадает, когда ребенок вырастает, она присутствует и у взрослых, как правило, в диалогах между хорошо знакомыми людьми, когда часть слов заменяется на выразительную мимику, взгляды, жесты.*
Исследования Рузской А.Г., РейнстейнА.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями:
1. Взрослый воспринимается ребенком как источник удовлетворения естественных потребностей и от взрослого ребенок требует то, что срочно хочет получить, в зависимости от текущей ситуации, то есть обращения к взрослому изначально конкретны. Вместе с тем, взрослый лучше понимает ребенка и чаще догадывается, что ребенок хотел сказать, часто взрослые сами договаривают за ребенком предложения или подсказывают слова, словосочетания. То есть сообразительность взрослых не ставит ребенка перед задачей полностью использовать свои речевые возможности.
2. Сверстник воспринимается дошкольником как «тренажер» для отработки полученных речевых умений и знаний и, именно, на нем ребенок пробует чаще чем на взрослом употреблять контекстную речь. При этом, сверстник еще не очень хорошо умеет расшифровывать обращенную к нему речь и ребенку приходится больше стараться при подборе слов и построении предложений = освоение контекстной речи.
В условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.
Одни дети стараются все записать, сопровождая записи иллюстрациями, другие лучше усваивают, если просто внимательно слушают, третьим необходимо все представить в виде схемы или графика. Это происходит потому, что у первого ребенка визуальное видение мира, у второго — аудиальное, а третий является дигиталом. Зная особенности детей кинестетиков, аудиалов, дигиталов и визуалов, можно подобрать такие способы подачи информации на уроках, чтобы материал был усвоен всеми детьми. Как же определить детей кинестетиков, аудиалов и визуалов? Давайте рассмотрим каждый тип людей подробнее.
Аудиалы
Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.
Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.
Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами.
Как работать с аудиалами?
Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.
На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.
Еще аудиалы очень реагируют на тембр голоса, ритм вашей речи. Поэтому хорошо, если педагог во время объяснения новой темы будет выделять интонационно важные моменты и новые правила.
Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.
Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.
Аудиал-школьник: какой он?
Общая характеристика детей с доминирующим звуковым каналом восприятия информации:
Их внимание неустойчиво: школьники легко отвлекаются, переключаясь на что-то другое.
Без труда запоминают услышанное.
Задумавшись, разговаривают сами с собой.
Проговаривают слова при чтении. Это заметно по шевелящимся губам.
В их речи четко прослушивается определенный ритм.
Отдают предпочтение счету и письму.
В классе бывают самыми разговорчивыми, вступают в дискуссии.
Реагируют на интонацию.
Уверены в своих силах, легко беседуют с одноклассниками и педагогами.
В игре — заводилы и лидеры.
Без труда выполняют задания учителей, но монотонная работа им быстро наскучивает. Аудиалам сложно усидеть на месте и долго работать над самостоятельным заданием.
Чтобы определить ведущий канал восприятия, надо понаблюдать за ребенком и выполнить несложные эксперименты. Особенности поведения таких учеников:
Когда они задумчивы, что-то вспоминают, их взгляд направлен по средней линии.
Жесты — на уровне груди.
В их словаре много слов, связанных с восприятием на слух (обсуждать, тихий, послушайте, мелодичный, голос).
Их легко отвлекают посторонние звуки.
Главное во время отдыха — вдоволь наболтаться и пошуметь. Особенно это заметно после долгого вынужденного молчания.
Стараются обратить на себя внимание друзей: шумят, громко разговаривают. Кажется, что слышно только их.
На рабочем месте нет порядка. Школьные принадлежности разбросаны по парте.
Разговаривают быстро, смотря поверх голов собеседников. Используют зрительные указатели.
Общаясь с другими людьми, держатся на расстоянии. Эта небольшая дистанция позволяет им избежать лишних прикосновений.
Когда пишут, «поднимают» вверх окончания слов или всю строчку.
Записывая в дневник домашнее задание с доски, уточнят номера у соседа. Сделают записи со слуха или вообще не станут ничего делать, а дома узнают все по телефону у одноклассников.
Аудиалы обожают разговаривать по телефону. Для них это прекрасный шанс насладиться голосом собеседника. Такой человек, не видя партнера по диалогу, чувствует себя вполне комфортно. Некоторым аудиалам так легче собраться с мыслями.
Когда им не хватает разговоров в жизни, они начинают вести их сами с собой. Тогда такие школьники могут показаться излишне замкнутыми или погруженными в свой внутренний мир.
Линия поведения с детьми-аудиалами
Действительность такова, что в нашем мире проще живется визуалам (доминирует зрительный канал). Ребенку-аудиалу придется столкнуться с определенными трудностями: организация обучения в детском саду и начальной школе не дает возможности усваивать большинство информации на слух. Педагоги и воспитатели акцентируют внимание на принципе наглядности.
Чтобы создать для всех учеников комфортные условия, надо знать, как работать с детьми-аудиалами. Принципы общения со школьником на «его языке»:
Такой ребенок не воспримет предупреждение учителя, когда он сосредоточенно что-то запоминает. В процессе ученик издает звуки, шевелит губами. Такие действия помогают ему добиться успеха.
При разговоре следует использовать голосовые вариации (оперировать громкостью, паузами, высотой тона). Нужно отражать телом ритм речи (головой) со скоростью, характерной для аудиалов.
Ученик быстро отреагирует на словесные замечания. Когда он нарушает дисциплину, эффективнее сказать шепотом «ш-ш-ш».
В классе ему будет хорошо на передней парте, ближе к педагогу. Для аудиала важно все слышать.
Вынужденный прикасаться к собеседнику или смотреть на него, ребенок фактически «выпадет» из диалога. На этом продуктивный разговор закончится: ученик перестанет слышать и воспринимать учителя.
Выражать свои мысли и ощущения словами для аудиала так же важно, как дышать. Школьник может не заметить внешние проявления позитивного отношения к себе, он не способен разобраться в чужих чувствах. Желая наладить контакт с ребенком, педагог должен именно говорить с ним.
Визуалы
В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.
По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.
Как работать с детьми-визуалами?
Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.
Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.
При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.
Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.
Чем отличаются дети-визуалы?
Если подключить свое внимание, то с легкостью можно определить, к какому психотипу относится ребенок, и затем уже выстраивать свою линию поведения для общения с ним.
Визуалы, рассказывая о чем-либо, постоянно используют глаголы со значением «видеть».
Визуалы — самые усидчивые из детей и подростков, их трудно отвлечь, заставить переключиться на что-то иное. Они могут часами заниматься делом, которое им нравится.
При общении такой ребенок смотрит или прямо в лицо, или поверх головы. Кстати, если мы видим на уроках отсутствующий взгляд у такого ребенка, то это вовсе не означает, что он не слушает, как раз в этот может, скорее всего, и идет напряженная умственная работа. Если приходится что-либо вспомнить, взгляд их может быть направлен вверх.
Во время перемен визуалы чаще всего остаются в классе за партой. Он предпочитает тишину, и спокойная обстановка дарит ему комфорт.
Доказано, что когда визуал «не видит», то он и перестает «слышать», поэтому для получения полной информации он будет предпочитать соблюдать большую дистанцию, причем, чем дальше, тем лучше. Он вовсе не старается дистанцироваться от вас и вашего занятия, а пытается обозреть все и вся как можно лучше.
Визуалу очень трудно получать информацию по телефону, поэтому свои телефонные разговоры он будет сводить до минимума. Личную встречу он всегда предпочтет альтернативным средствам коммуникации.
Очень часто, особенно в подростковом возрасте, эти дети имеют комплексы по поводу своей внешности и одежды.
Какие приемы лучше использовать при работе с визуалами?
Поскольку любой человек на 85% познает мир визуально, то классическая система образования и воспитания, основанная на принципах наглядности и образности, прекрасно подходит для такого ребенка.
Эти дети обычно очень усидчивы и внимательны, а значит, они достаточно неплохо усваивают полученную на занятиях информацию.
Если зрительной информации недостает, то ребенок может этот недостаток с легкостью устранить, так как постоянно пользуется таблицами, схемами, графиками. В начале обучения нужно предлагать детям нарисовать рисунок, иллюстрацию, изготовить макет и т.д. Уже с самого раннего детства такой малыш может иногда словно «зависать» над какой-то картинкой, то это не страшно, ребенок считывает зрительно всю информацию о предмете. Подростки-визуалы иногда что-то чертят в тетрадях или блокнотах, причем для вас это может казаться ненужными закорючками, каракулями и т.д., на самом деле для него это особая форма концентрации.
Визуалов нельзя назвать особо красноречивыми и даже просто разговорчивыми людьми, поэтому следует умело направлять развитие их речи, уметь их выслушать, они могут довольно долго подбирать нужные слова. Можно попросить их построить опорную схему на доске или листе бумаги, а затем ее озвучить поэтапно. Визуал для того, чтобы внятно рассказывать о чем-либо, должен обязательно иметь наглядный материал.
Визуалы не терпят нарушения их интимного пространства, поэтому могут устраиваться на задних партах. Это еще им нужно и для лучшего усвоения информации: обзор будет более полным. Поэтому пересаживать их поближе бесполезно, успеваемость от этого не улучшится.
Для визуала крайне важен внешний вид (учителя в том числе), он как никто другой обратит внимание на все мелочи вашего костюма, макияжа и прически, а отсюда и будет складываться его отношение и к вам как к учителю и человеку, так и к предмету, который вы преподаете.
Дети этого психотипа очень легко выучат правило, если его представить в виде схемы, стихотворение по картинкам и т.д. С самого раннего детства ему нужно покупать красиво оформленные книги, показывать обучающие мультфильмы, составлять вместе с ним плакаты, схемы, коллажи и любой другой демонстрационный материал, это очень сильно облегчит ему обучение.
Рассказывая что-то, визуал будет жестикулировать, не следует его останавливать, так как его жесты являются для него способом некоего рисования, и так ему легче выразить свои мысли.
С этим ребенком следует говорить на одном языке, то есть как можно чаще употреблять в своей речи глаголы со значением «видеть, смотреть», следует обучить его приемам «словесного рисования» и тогда речь его будет развиваться более успешно.
В сплошном тексте ему можно подчеркивать особо важные моменты цветными карандашами, нарисовать какие-то схемы, иногда можно и шуточные.
Для ребенка-визуала важен укоризненный или поощрительный жест, он его понимает даже лучше чем замечание, высказанное вслух.
Несомненно, что ребенок развивает и пользуется и другими органами чувств, их также необходимо постоянно развивать. Ведь именно от умения пользоваться всеми способами получения информации из внешнего мира и зависит дальнейшая успешность взрослого человека. Ведь кроме получения образования существует еще и обучение общению, адаптация в любом коллективе, умение работать в команде и, наконец, умение построить личные гармоничные отношения. А всему этому нужно обучать ребенка с детства.
Кинестетики
В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.
В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.
Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.
Как работать с детьми-кинестетиками?
Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.
Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.
Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.
Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.
Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".
Как распознать ребенка-кинестетика?
Особенности поведения, которые «выдадут» кинестетика:
В словаре ребенка преобладают слова, описывающие чувства или движения (холодный, прикосновение, твердый, схватить). В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.
Этот малыш просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.
Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.
Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.
Во время беседы постоянно меняет позу. Любимое положение — руки обнимают себя, ноги поджаты или переплетены. Часто сутулится, ходит с поникшими плечами.
Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне.
Часто полагается на свою интуицию, которая развита очень хорошо.
Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу.
Ребенок четко запоминает общее впечатление.
Память включается во время движения. Ученик, слушая педагога, может даже не смотреть на него, но перебирать пальцами ручку или карандаш.
Если нужно переписать с доски домашнее задание, ребенок будет долго рыться в портфеле. Вероятнее всего, достанет учебники и прямо в них отметит нужные номера.
Его тетради неопрятные: они покрыты пятнами, помяты. На парте — полный кавардак, в котором ученик отлично ориентируется.
Перемену использует, чтобы размяться и подвигаться.
Школьник исключительно владеет своим телом: отличается отличной координацией движений, он гибкий и ловкий. У него ярко выраженная тяга к спорту.
Склонность к ручному труду.
С такими детьми учителям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий учителя тратится впустую.
Проблема неправильного подхода к ребенку, когда не учитывается его способ усвоения информации, довольно глубокая. Специалисты говорят, что от таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала.
Например, ученики-кинестетики долго считают на пальцах, когда их одноклассники уже начали решать примеры устно. Для детей это становится большой проблемой. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть свою «неуспеваемость»: прячут ладони под партой, за спиной, стучат по столешнице пальцами. Ребята нуждаются в совершенно другом отношении к себе, терпении со стороны педагогов и близких людей.
По мнению некоторых профессионалов, все дети — кинестетики. Такая точка зрения имеет право на существование, поскольку все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны и эмоциональны. Позже у большинства детей доминирующий канал меняется на зрительный или слуховой.
Как вести себя с детьми-кинестетиками?
Детям, познающим мир тактильным способом, сложно воспринять лекцию и словесные объяснения учителя. Педагогам приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Крик на таких школьников не действует.
Нельзя спешить и вешать на ребенка ярлык «неуспеваемый ученик». Учитель должен разобраться, как правильно работать с детьми-кинестетиками.
Рекомендации по работе с детьми-кинестетиками
Ребенку очень сложно долго сидеть неподвижно. Надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске.
Два человека поймут друг друга, разговаривая на одном языке. Так же и с кинестетиками. Им помогут жесты, прикосновения, типичная для них медлительность мыслительных операций.
Такие ученики обучаются посредством памяти. Преувеличения способствуют запоминанию.
Ребенок отреагирует на замечание учителя, если оно сопровождается мягким прикосновением к плечу.
Лучше воспримет тот материал, который был записан.
Практичная деятельность (конструирование, эксперимент) — наиболее продуктивная деятельность на уроке.
Для ученика важна физическая нагрузка. Чем больше он потратит сил, тем успешнее проявит себя в других жизненных сферах.
Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. Какой толк от теоремы? Как она поможет в жизни? Работая с детьми-кинестетиками, нужно дать им ответы на эти вопросы, показать область применения на практике изучаемого материала.
Ни в коем случае нельзя пренебрегать другими каналами восприятия. Их нужно задействовать по максимуму. Важно запастись терпением и все равно объяснять, снова и снова показывать. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от количества открытых каналов и уровня их развития.
Дигиталы
Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.
Как работать с учениками-дигиталами?
В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.
Как определить тип восприятия информации у ребенка
Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.
Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.
Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.
В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.
Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.
Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития
Реализация этого принципа связана с деятельностью памяти, прежде всего смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта обеспечивают их прочность.
Основные компоненты опыта:
Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала;
- знакомство школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке;
- использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников.
- развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, используя информационные технологии;
- продолжение работы по реализации принципа личностно- ориентированного подхода в обучениии воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
-выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;
-использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;
Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью школьников;
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя.
Новизна
Методологической основой представленной системы учебников «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход, рассматриваемый как основной механизм достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В системе учебников «Алгоритм успеха» системно-деятельностный подход реализуется через освоение учащимися универсальных учебных действий, обеспечивающих широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, видами и способами учебной деятельности.
Методические принципы построения всех составляющих системы учебников «Алгоритм успеха», с одной стороны, направлены на бережное отношение к отечественным педагогическим традициям и образовательным подходам, с другой стороны, ориентированы на современные апробированные технологии, реализующие деятельностные подходы в обучении.
- Рассмотрены концептуальные принципы УМК, методологические и методические принципы УМК.
- Дается подробная характеристика каждого из компонентов УМК, рассмотрены способы использования всего дидактического потенциала УМК для реализации ФГОС ООО и достижения планируемых результатов освоения программы по математике.
- Разработка системы задач, позволяющих на объективной основе и современном уровне реформировать подход к проектированию уроков математики.
- Создание необходимых условий для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:
Учитель должен быть подготовлен к успешной реализации стандартов( необходимо изучить весь пакет документов ФГОС ООО, овладеть прежде всего понятийно- терминологическим аппаратом, и ИПК ППРО ОГПУ поможет учителю в этом).
Необходимо повысить психолого-педагогический аспект технологической ( дидактической, методической )грамотности учителя.
В учебном процессе нужно реализовать личностно-ориентированный подход при обучении математике;
Учитывать возрастные особенности школьников
Применяться системы задач, которые способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся;
Адресная направленность опыта.
Данный опыт может быть интересен учителям математики, которые планируют свою работу по УМК «Математика 7 класс» автор А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.
Основным принципом построения методического аппарата учебников всех линий, входящих в систему, является обеспечение возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов организации учебно-воспитательной работы в процессе урочной и внеурочной деятельности учащихся. При этом соблюдение ориентации на использование здоровьесберегающих технологий в обучении, соответствия возрастным особенностям и возможностям обучающихся и обеспечение необходимого воспитательного потенциала рассматривались как ведущие принципы отбора содержания учебников и их методического построения. Помимо этого, к общим методическим принципам построения элементов системы следует отнести:
практическую направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика;
связь учебного материала предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования универсальных учебных действий;
ориентацию учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;
возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества;
обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ;
возможности обеспечения для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
использование возможностей современных информационно - коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, Интернет-ресурсов.
Ключевые идеи, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующие ФГОС ООО:
-Воспитание гражданина - обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укреплённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
-Формирование ценностных ориентиров - предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности обучающихся, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти ценности конкретизируются в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета.
-Обучение в деятельности - предполагает, что достижение указанных в ФГОС ООО, примерных программах по предметам и реализуемых в УМК целевых установок и основополагающих принципов обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД) посредством реализации системно-деятельностного подхода. УУД выступают в качестве основы образовательного процесса. Содержание и методическое обеспечение УМК предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
-Синтез традиций и инноваций - означает опору на лучшие, проверенные временем традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой образовательного процесса инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны. В УМК, соответствующих ФГОС ООО последовательно применяются такие инновации, как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными видами информации, создание портфолио учащихся, новые формы оценки достижений обучающихся и т.п.
УМК «Алгоритм успеха»» ориентирован на:
формирование математической грамотности;
реализацию системно - деятельностного подхода в обучении;
использование современных образовательных технологий;
реализацию принципа уровневой дифференциации,
возможность выстроить индивидуальный образовательный маршрут;
установление межпредметных связей;
развитие универсальных учебных действий (УУД)
Особенности УМК
-УМК ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода и рассчитан на разнообразные способы повышения эффективности образовательного процесса;
- в УМК разумное и сбалансированное сочетание строгости и доступности изучаемого материала, что предполагает возможность самостоятельного обучения;
- УМК разработан с учётом требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС;
-универсальный и обширный дидактический материал в учебнике и рабочих тетрадях позволяет реализовать принцип уровневой дифференциации;
-задания практической направленности в УМК способствуют установлению межпредметных связей и развитию универсальных учебных действий (УУД);
-в учебнике представлены сведения из истории математики в виде рассказов и справочных данных.
Комплект авторского коллектива А.Г. Мерзляка и др. рассчитан на обучение с 5 по 11 класс: 5-6 математика, 7-9 алгебра (базовый и углубленный уровни), 7-9 геометрия, 10-11 алгебра.
Рассмотрим УМК для 5 класса. В комплект для входит:
Программа курса , учебник , рабочие тетради №1, №2, рабочая тетрадь для учителя(методическое пособие), дидактический материал, электронное пособие
| Математика. Программы: 5-9 класс / под ред. Буцко, Мерзляк, Полонский . - Москва : Вентана - Граф, 2013 . - 112 С. + СD . - (Алгоритм Успеха) Представленные программы по курсам математики (5-6 классы), алгебры (7-9 классы) и геометрии (7-9 классы) созданы на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанное А.Г. Мерзляком, В.Б. полонским, М.С. Якиром - авторами учебников, включенных в систему "Алгоритм успеха". К изданию прилагается компакт-диск с тематическим планированием по предметам, позволяющий учителю разрабатывать рабочие программы. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. |
| Мерзляк А.Г. Математика 5 класс. Дидактические материалы / под ред. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир . - Москва :Вентана - Граф, 2014 . - 144 С. - (Алгоритм Успеха) Дидактические материалы содержат упражнения для самостоятельных и контрольных работ. Используются в комплекте с учебником "Математика. 5 класс" (авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир) системы "Алгоритм успеха". Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. |
| Буцко Е.В. Математика 5 класс: методическое пособие / под ред. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др . - Москва :Вентана - Граф, 2013 . - 288 С. - (Алгоритм Успеха) Пособие содержит примерное планирование учебного материала, технологические карты уроков, методические рекомендации к каждому параграфу, комментарии к упражнениям, математические диктанты, контрольные работы и решения задач раздела "Задачи от мудрой совы", Пособие используется в комплекте с учебником "Математика. 5 класс" (авт. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир) системы "Алгоритм успеха". Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
|
| Мерзляк А.Г. Математика 5 класс: рабочая тетрадь / под ред. А.Г. Мерзляк,В.Б. Полонский, М.С. Якир . - Москва :Вентана - Граф, 2014 . - 112 С. - (Алгоритм Успеха) Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий на усвоение и закрепление нового материала, задания развивающего характера, дополнительные задания, которые позволяют проводить дифференцированное обучение. Тетрадь используется в комплекте с учебником "Математика. 5 класс" (авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир), входящим в систему "Алгоритм успеха". Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. |
Системно-деятельностный подход реализуется через широкий спектр заданий в учебнике и рабочей тетради (№ 1 и № 2), дифференцированных по сложности, способу выполнения (индивидуальная, парная, групповая), задания для подготовки к олимпиадам (рубрика «Делаем нестандартные шаги»).
Удачно выполнена систематизация изученного материала: есть «Итоги главы» и задания «Проверь себя в тестовой форме», расположенные в конце каждой главы учебника.
Рабочая тетрадь имеет ту же структуру, что и учебник, но содержит большее количество заданий высокого уровня и заданий на использование нестандартных подходов к решению.
Комплект оснащен рубрикой «Дружим с компьютером», в которой размещены задачи, решаемые с помощью компьютерных моделей.
Широко представлены возможности проектной деятельности учащихся.
Есть список тем для педагога, по которым могли бы быть выполнены как долгосрочные, так и кратковременные проекты.
Кроме того, само наполнение учебника задачным материалом, ориентированным на практический и социальный опыт учащихся, способствует реализации проектной деятельности.
Во второй главе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) установлены требования к результатам освоения обучающимися Основной образовательной программы основного общего образования. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий
(УУД): личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Чтобы развить определенное УУД , надо использовать специально подобранные задания. Где же их взять? Должен ли их специально разрабатывать учитель или готовить автор? Для большинства УУД не требуется специальных заданий, Их всегда можно выбрать из арсенала учебников.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Формирование личностных УУД
Содержание учебного материала УМК позволяет выстроить процесс изучения предмета с тем, чтобы достичь одновременно высоких результатов, как предметных, так и личностных.
Формирование личностного мировоззрения.
Отличительной чертой УМК является систематическое изучение геометрического материала с помощью использования пространственных объектов и изучение основ комбинаторики.
В 5 классе при изучении темы «Площади и объёмы» одновременно происходит изучение понятий на плоскости, так и в пространстве. Выводятся формулы нахождения площади поверхности не только прямоугольного параллелепипеда, но и пирамиды с подробным её разбором( сколько граней, рёбер, виды пирамид) В 6 классе очень подробно рассматривается шар, круговой сегмент, выводятся формулы для вычисления площади кругового сектора)
С первой же главы курса 5 класса начинается изучение элементарных комбинаторных задач (способом построения дерева возможных вариантов), а в 6классе ( вероятность случайных событий по формулам, вводится понятие граф)
Поскольку изучение этого материала обоснованно возрастным интересом к саморазвитию, то такой подход к обучению в дальнейшем поможет учащимся добиться успехов в обучении.
Заканчивая обучение на ступени основного общего образовании, учащиеся должны быть готовы к жизни, уметь решать жизненные проблемы оптимальным образом, рационально. На вопрос: «Для чего ты изучал математику?» - учащийся должен суметь ответить: «Для того чтобы я мог представлять все возможные варианты жизненных предложений, мог из них выбрать лучший для меня (семья, общество), смог его реализовать, подсчитать прибыль и затраты, а затем прикинуть и разумно распорядиться полученным»
2)Формирование эстетического сознания учащихся с помощью иллюстративного материала учебника, конструирование моделей, сравнительного анализа различных решений одной задачи.
Каждая из рубрик иллюстрирована согласно всем требованиям к оформлению пособий. Такой подход к оформлению делает его привлекательным для его прочтения ни только для детей, но и их родителей.
Для формирования эстетического сознания учащемуся важно не только воспринимать красивые объекты, но самому иметь возможность их творить.
3)Развитие эрудиции учащихся с помощью дополнительных сведений энциклопедического характера как основа выстраивания индивидуальной траектории образования и профессионального выбора.
На уроках математики выполнить эту педагогическую задачу трудно. Но вместе с тем и увлекательно. В каждой главе есть рубрика «Когда сделаны уроки», в которой даётся историческая или познавательная справка. Подобный методический приём использования любопытства не только актуализирует введение нового материала, но и развивает эрудицию учащихся в целом.
Предлагаемые авторским коллективом УМК «Мезляк и др» приёмы обучения нацелены на обеспечение благоприятных условий для формирования личностных универсальных учебных действий. УМК при условии одновременного использования всех его составляющих может обеспечить выполняемость требований, необходимых для формирования познавательного интереса к изучению предмета, а именно:
-высокую активность ученика при изучении предмета
-регулярное использование разнообразных видов деятельности на уроке
-понимание нужности и целесообразности изученного
-связь с ранее изученным
-посильность обучения (по индивидуальной траектории)
-яркость и эмоциональность изложения
-систематическую проверку и оценку деятельности ученика
Для поддержания интереса необходимо наличие среды, которая бы стимулировала любознательность учащегося, давала ему пищу для ума, заставляла задавать вопросы. Набор задач из рабочей тетради по каждой теме разбит авторами на три уровня: задачи среднего уровня, сложные задачи, задачи повышенной сложности. В рабочих тетрадях и в учебнике они выделены аналогично. Такой подход значительно облегчает работу учителя в привлечении внимания всего класса к изучаемому материалу
4) Формирование осознанного и ответственного отношения к поступкам через развитие самостоятельности при обучении.
Дидактический материал -этап контроля и диагностики. Данное пособие позволит организовать самостоятельную деятельность учащегося
5) Дифференцированный подход к промежуточному и итоговому контролю изученного материала с помощью пособий «Мерзляк», как основа формирования саморазвития и самосознание личности. Авторы УМК специально обогатили свои пособия как содержанием так и формами обучения, чтобы сделать его универсальным, т.е. пригодным для обучения разных по уровню способностей и знаний учеников. Для того чтобы учителю было удобно отбирать материал для конкретного класса, конкретного ученика. Ученикам даже предлагается пройти дома самостоятельно контрольную работу в компьютерном виде, опираясь на ссылки в учебнике.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Формирование регулятивных УУД
1)Формирование первичного опыта целеполагания на уроках математики в 5-6 классах
Одним из регулятивных умений является целеполагание. Под целеполаганием понимается умение видеть, ставить, формировать цели и одновременно принимать поставленные цели на основе анализа возможностей. Учителю следует каждый раз обращать внимание учащихся на цель урока, каким образом будут её добиваться, и обязательно в конце урока озвучить результаты достижения цели урока , о трудностях, которые остались, наметить перспективы на будущее. Ранее все эти этапы урока считались традиционными, но не имели педагогического назначения в развитии умений самих учащихся.
Поскольку формирование целей в УМК производится по каждой теме, то это обеспечивает систематичность работы по формированию целеполагания у учащихся.
2)Формирование прогнозирования и оценивания с помощью количественных показателей
Содержание курса позволяет расширить возможности привлечения математического аппарата к проведению саморегуляции на основе оценивания и прогнозирования своей деятельности.
В учебниках, тетрадях, дидактическом материале, помимо заданий на умение нахождения значений числовых выражений с многочисленными арифметическими действиями, широко представлены задачи на использование различных единиц измерения, на сравнение, округление и прикидку. Вместе с этим набор задач содержит как классические, так и нетрадиционные задачи, соответствующие возрасту учеников.
3)Прогнозирование и оценка как этапы решения задач на оптимизацию
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в основной образовательной школе будет происходить наиболее эффективно, если учащиеся постепенно будут постигать смысл такого понятия, как оптимальное (рациональное) решение задачи. В процессе закрепления умений по соответствующим темам будут целесообразны решение практических задач на оптимизацию, или как их ещё называют, задачи принятия решений.
Особенностью подачи материала учебника УМК Мерзляк является поочерёдное изучение тем арифметики, геометрии с элементами комбинаторики. Это позволяет обобщить понятие оптимальности на основе объективных и очевидных фактов, как нельзя лучше отражающих необходимость изучения самой математики. Опять же, при систематической работе учителя по предварительному обсуждению возможных способов решения задач у учащихся на основе представлений об оптимизации возникает потребность решать задачи рациональным, красивым способом. В УМК представлены различные способы решения задач, предлагаются задания на решение задач несколькими способами.
4)Прогнозирование и оценка через сравнение и прикидку
Ещё одним средством, развивающим умения прогнозировать и оценивать. Является использование заданий с выбором ответа. Такие задания есть в учебнике после изучения каждой главы «Проверь себя» в тестовой форме. Следует отметить, что учащиеся действительно, анализируя правдоподобность ответов, могут прогнозировать ответ задачи. Поэтому даже такой подход к решению задач с выбором верного ответа даёт возможность приобретение полезного опыта по прогнозированию как ответов, так и своей деятельности по решению задачи.
5)Предметная рефлексия как основа развития саморегуляции
Поскольку педагогическая задача по формированию регулятивных умений является относительно новой в основной школе, то в процессе развития данных умений учителя - предметники ограничивают так называемыми «минутками рефлексии» в конце урока.
Учащиеся в этом возрасте ещё стоят у подножия вершины знаний они ещё не могут с высоты этой вершины оценить красоту мира и выбирать жизненные цели. Задача учителя 5-6 класса заключается в помощи ребёнку верить, что труд его на пути к вершине не проходит бесцельно.
Другими словами, обучение должно быть системно-деятельностным, т.е. опираться на активную работу по достижению цели самим ребёнком.
Для успешного формирования регулятивных умений работа по целеполаганию не имеет педагогического эффекта без обращения к анализу результатов сделанной работы. Для этого в конце каждой главы в учебнике есть рубрика «Итоги главы».
Затем по итогам контрольной работы по теме можно провести рефлексию на основе анализа успехов и неуспехов учащегося, выяснения их причин.
Десять приёмов рефлексии
Повторение на уроке пройденного материала
Помощь ученикам в обнаружении связи между их условиями и результатами труда
Ориентирование учеников на самооценку в деятельности
Предлагать ученикам выбирать для себя уровень сложности заданий
Для развития самооценки учебной деятельности, самостоятельности предлагать учащимся самим оценивать свой результат
Взаимоопрос
Идеальный опрос (шутка)
Каждый ученик получает свой вариант контрольной работы
Ошибка в контрольной работе
Рейтинг
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей ( прежде всего партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных УУД
Игры, соревнования, конкурсы как средства формирования коммуникативных умений.
Для успешного воплощения в жизнь подобных замыслов ФГОС необходим разумный подход к использованию нестандартных форм урока.
Для гармоничного развития регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных учебных умений обязательно должен стать сочетание разнообразных игр и соревнований, различие которых основано как на правилах, так и в распределении ролей между участниками. С точки зрения распределения ролей все соревнования делятся на индивидуальные и групповые , в зависимости от числа участников.
Формирование умений работать в группе, формировать свою точку зрения , согласовать позиции и других коммуникативных УУД на основе использования УМК возможно через проведение, например, таких игр
Математическая карусель
Математический хоккей
Математический бой
Познавательные УУД обеспечивают процесс обучения через владение знаково-символическими средствами, в том числе действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций. Включая анализ, синтез, классификацию, установление аналогий и т. д.; усвоение общих приемов решения задач , выдвижения гипотез, оптимизации решений и т. д.
Формирование познавательных УУД
1)Познавательные универсальные учебные действия
В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково- символические , логические и действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных действий входят:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в письменной форме
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение, как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, воспроизведение недостающих компонентов
-построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование
2) Для развития познавательных УУД возможно использовать следующие типы задач:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования
- задачи на смысловое чтение.
Рассмотрим некоторые примеры из учебника.
Примеры заданий по математике в 5 - 6 классе, формирующие универсальные учебные действия
Познавательные УУД
1. Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.
Задание:Найди выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;
(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.
Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c.
Сделай вывод.
2. Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование
Задание Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
3. Общеучебные действия: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Задания. Найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа.
4. Логические действия: построение логической цепи рассуждений. Общеучебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Задания Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.
Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.
.
5. Общеучебные: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование. Логические: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты. Действия постановки и решения проблем: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Задания Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:
а) на треугольник и пятиугольник;
б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.
Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.
.
Личностные УУД
Задание Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый Синий Красный)
Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
Задание Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?
Дополнительное задание: сделать сообщение о полезных свойствах брусники и черники
Знание растительного мира родного края, формирование навыков здорового питания.
Задание Пусть столбик, высота которого равна стороне клетки тетради, соответствует 1 году жизни человека. Нарисуй столбик, высота которого соответствует твоему возрасту.
Графическое представление информации (простейшие диаграммы)
Регулятивные УУД
а) Ученик решал уравнение 16 · 2х = 4 так:
16· 2х=4 2х = 16: 4 2х = 4 х = 4: 2 х = 2
Найди ошибку в решении.
б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:
2(х+1)=18 2(х+1)=18
2х+1=18 2х+2=18
2х=18-1 2х=18-2
2х=17 2х=16
х=17: 2 х=16: 2
х=8,5 х=8
Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.
Тест «Найди ошибку»
Тема «Свойства вычитания натуральных чисел»
1) 45-(25+17)=37
Обнаружить и сформулировать учебную проблему
2) 90-67=23
3) 764- (264+40)=460
4) 301-(20+201)=120
5) 56 – 36 – 7=13
6) (200+67)-100=33
7) 1200-1100-40=1060
8) 32+13-5=40
9) 56+8+12-26=50
10) 75-31-9+15=50
составить план выполнения работы.
3. Тема «Единицы измерения площадей».
Исключите лишнее: м²; дм²; м; га; км²; а; см²
Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения
Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)
4. Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов:
Математика-царицавсехнаук.Еевозлюбленный-истина,еенарод-простотаиясность.
Дворецэтойвладычицыокружентернистымизарослями,и,чтобыдостичьего,каждомуприходитьсяпробиратьсясквозьчащу.Случайныйпутникнеобнаружитводворценичегопривлекательного. Красотаегооткрываетсялишьразуму,любящемуистину,закаленномувборьбеструдностями…(СнядецкийЯн).
Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста.
5. Тема «Проценты»
Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходится на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?
Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.
Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них
6. В квадрате со стороной 10см постройте диаграмму распределения продаж имеющегося в магазине сахара по дням недели (1см составляет 10%).
Понедельник 10% Вторник 20% Среда 15% Четверг 25% Пятница 30%
Регулятивные:
- целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование: - определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.
Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения.
Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.
7. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км. Солнечный свет распространяется со скоростью 300 000км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых. 149,6 млн. км
Коммуникативные УУД
Игра «Морской бой». Тема «Действия с десятичными дробями».
Сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения
(В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).
Правила игры:
1. Класс делится на две команды.
2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.
3. Выбор первого хода. Ведущий задаёт вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.
4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненные». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.
5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.
Типы вопросов:
1. Как сложить две десятичные дроби?
2. Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную дробь?
3. Прочитайте дробь 345,17809.
4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?
5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.
6. Как перемножить две десятичные дроби?
7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число? И т.д.
2. Групповая работа – класс делится на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.
Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
3. Ролевая игра «Угадай, кто это». Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объективны и подходят авторам. Затем характеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке его одноклассники (акцент на положительные черты).
Учиться познавать себя через восприятие других
В заключении хотелось бы дать некоторые рекомендации учителям
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, или что приходится менять в своей работе
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Научно-технический прогресс шагает по нашей планете семимильными шагами, и школа,
как одна из основных ступеней образования, должна соответствовать его требованиям. И поэтому перед педагогами стоит главная из задач, выдвигаемая временем, — быть
готовым к переменам, уметь адаптироваться в новых условиях, постоянно усваивая новые знания.
Литература:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
2. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. — М.: ООО ≪Дом педагогики≫, 2006. — 231 с.
3. Сапегина, И. В. Организация процесса обучения математике в 5–6 классах, ориентированного на понимание: дис. кандидата педагогических наук / И. В. Сапегина. — СПб., 2002. — 151 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
5. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Математика : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф, 2013.–256 с. ил.
6. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Математика : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф, 2013.–304 с. ил.