СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация внеурочной деятельности по математике в рамках проектных мастерских

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках реализации ФГОС ООО неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации обучающихся. Проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач ФГОС ООО, так как направлена на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Реализация внеурочной деятельности по математике в рамках проектных мастерских»

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

В РАМКАХ ПРОЕКТНЫХ МАСТЕРСКИХ

Каримова Елена Викторовна,

МОУ "Лицей №12" г. Железногорска

В рамках реализации ФГОС ООО неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд важных задач: 

  • обеспечить благоприятную адаптацию учащихся при переходе из начальной школы в пятый класс; 

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 

  • улучшить условия для развития школьников; 

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 

В связи с этим при разработке программы внеурочной деятельности по математике был сделан акцент на отказ от репродуктивных методов в пользу методов, направленных на активизацию внутреннего потенциала учащихся и в качестве такого метода был выбран метод проектной деятельности.

Проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач ФГОС ООО, так как направлена на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов, на овладение учащимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально-значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.

В основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, поэтому была разработана модель организации внеурочной деятельности по математике на основе проектных мастерских. Проектная мастерская – добровольное сообщество учащихся и педагога с целью создания проектов определенной направленности в рамках одной предметной области.

Организация проектных мастерских позволяет решить ряд задач:

  • создать условия для освоения обучающимися содержательной стороны предмета и смежных учебных дисциплин, расширения научного кругозора в каких-либо областях знаний; освоения метапредметных результатов; развития ключевых компетенций;

  • создать условия, способствующие овладению учащимися приемами и социальными нормами коллективной творческой деятельности; развитию учебных организаторских, творческих и других способностей и интересов; положительной учебной мотивации;

  • способствовать адаптации школьников в современном мире;

  • способствовать развитию коллектива как средства воспитания личности.

Для организации работы в начале учебного года для пятиклассников и шестиклассников был проведен классный час с рекламой различных проектных мастерских по математике. Для этого были привлечены обучающиеся 9 класса, которые представили фрагменты собственных творческих проектов.

Творческие проектные мастерские для учащихся 5-6 классов

Название мастерской


Описание деятельности

Конечный продукт


«Занимательные вычисления»

Хотите удивить товарищей? Уметь быстро считать в уме, применяя «хитрые» приемы – искусство, которому надо учиться. В этой мастерской раскрываются секреты быстрых и хитроумных вычислений

Стенгазета о вычислениях и приемах быстрого счета

«Математические ребусы»

В мастерской рассматриваются правила и приемы составления и разгадывания математических ребусов

Набор ребусов (стенгазета или буклет)


«Не верь глазам своим»

В мастерской изучаются геометрические иллюзии, несуществующие в реальном мире фигуры, которые можно лишь изобразить

Альбом с иллюзиями, в том числе самостоятельно придуманными


«Удивительный мир флексагонов, флексоров и флексманов»

Флексагон – это изготовленная из цветного картона специальным образом головоломка, которая при складывании разными способами меняет цвет или форму. Именно таким фигурам посвящена эта мастерская

Изготовленные из бумаги головоломки, памятки (или видео) по их изготовлению

«Задачник здорового образа жизни»

В мастерской изучаются навыки здорового образа жизни через решение математических задач

Буклет или задачник

«Проценты в жизни моей семьи»

Где используются проценты в окружающей жизни, как часто вы и ваша семья встречаете их? В этой мастерской вы найдете ответы на эти вопросы.

Презентация о процентах

Учащиеся выбирали проектную мастерскую по собственному желанию, исходя из наклонностей и способностей. Продумывая тематику проектных мастерских, учитывались возрастные особенности школьников и перспективу дальнейшей работы. Чтобы исключить чрезмерную перегрузку школьников в течение года учащиеся 5-6 классов принимают участие лишь в одном из проектов. В дальнейшем учащиеся 7-9-х классов могут принять участие в двух-трех проектах в любой предметной области.

Работу над проектами в проектных мастерских можно рассматривать как способ формирования универсальных учебных действий: организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных. Одна из главных задач проектных мастерских – сформировать группу детей как учебное сообщество.

Члены проектной мастерской в течение определенного времени работают каждый над своим проектом. Встречаясь на занятиях своих мастерских, которые проходят один раз в неделю, они могут помогать друг другу, обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. В проектные мастерские приглашаются ученики старших классов, которые делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики помогают более слабым, работая в группе. Такая совместная работа позволяет создавать интересную творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствует благоприятному психологическому климату в классах, в лицее. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Отличительной особенностью модели организации внеурочной деятельности на основе проектных мастерских является:

- объединение постоянной малой группы 4-5 школьников в течение учебного года для выполнения совместной работы;

- возможность организации делового взаимодействия малых групп между собой внутри подвижных групп со сходными образовательными потребностями на данный момент.

В работе используется двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами:

1. Работа над темой. (Узнаем.) Школьники собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. Они формируют навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). По завершении обмениваются найденными знаниями.

2. Работа над проектами. (Делаем.) Школьники работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты.

Основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию, для этого вводятся специальные условия, ограничения и этапы деятельности. В проектных мастерских осваиваются навыки, которыми взрослые уже владеют, а дети только учатся.

Итогом работы над проектами стал «Фестиваль проектов», проведенный в конце учебного года, на котором каждая проектная мастерская представила результаты своей работы. Если классифицировать выполненные проекты по видам конечного результата, то получилась следующая картина:


Мероприятия

Классный час в начальной школе,

мастер-класс для одноклассников,

физкультминутки, викторина, соревнование

Изделие

Учебные пособия, выставка поделок, задачник

Информационные проекты

Страницы учебника (с текстами, рисунками, заданиями), рекламные проспекты «Знай и умей!», стенгазеты,

памятки для учащихся

Исследования

Презентация самостоятельно полученных новых знаний

Решения проблем

Как сберечь здоровье? Как научиться быстро считать?

Флексагоны – головоломка или игрушка? и др.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Какими бы не были по своему виду и типу проекты, выполненные в рамках проектных мастерских, самое главное, что с их помощью можно:

1. Научить учащихся: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы; находить конкретные пути решения проблем; применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2. Развивать у школьников исследовательские и рефлексивные умения.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления школьника, умения искать пути решения поставленной задачи.

4. Развивать у учащихся коммуникабельность, умение работать в сотрудничестве, творчески подходить к способу подачи материала.

6. Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектной мастерской.

Такой подход к организации внеурочной деятельности обеспечил

  • плавный переход школьников из начальной школы в основную школу;

  • формирование предпосылок для индивидуализации деятельности;

  • наличие инициативного, самостоятельного действия.

Работа над проектами в рамках проектных мастерских педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у школьников интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

Ожидаемые конечные результаты:

  • формирование регулятивных УУД: за 5 лет получения основного общего образования каждый ученик выполнит и представит несколько проектов различной направленности, поучаствовав в 5-8 проектных мастерских;

  • формирование коммуникативных УУД: в проектных мастерских занимаются ученики из разных классов, работая в группах;

  • формирование личностных УУД: получение опыта публичного выступления; награждение лучших проектов, учеников, мастерских на Фестивале проектов;

  • получение школьниками опыта творческой и проектной деятельности;

  • наполнение «Портфеля достижений ученика» описанием проектной работы и Сертификатом за выполненный проект.