РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
В РАМКАХ ПРОЕКТНЫХ МАСТЕРСКИХ
Каримова Елена Викторовна,
МОУ "Лицей №12" г. Железногорска
В рамках реализации ФГОС ООО неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию учащихся при переходе из начальной школы в пятый класс;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития школьников;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В связи с этим при разработке программы внеурочной деятельности по математике был сделан акцент на отказ от репродуктивных методов в пользу методов, направленных на активизацию внутреннего потенциала учащихся и в качестве такого метода был выбран метод проектной деятельности.
Проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач ФГОС ООО, так как направлена на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов, на овладение учащимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально-значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.
В основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, поэтому была разработана модель организации внеурочной деятельности по математике на основе проектных мастерских. Проектная мастерская – добровольное сообщество учащихся и педагога с целью создания проектов определенной направленности в рамках одной предметной области.
Организация проектных мастерских позволяет решить ряд задач:
создать условия для освоения обучающимися содержательной стороны предмета и смежных учебных дисциплин, расширения научного кругозора в каких-либо областях знаний; освоения метапредметных результатов; развития ключевых компетенций;
создать условия, способствующие овладению учащимися приемами и социальными нормами коллективной творческой деятельности; развитию учебных организаторских, творческих и других способностей и интересов; положительной учебной мотивации;
способствовать адаптации школьников в современном мире;
способствовать развитию коллектива как средства воспитания личности.
Для организации работы в начале учебного года для пятиклассников и шестиклассников был проведен классный час с рекламой различных проектных мастерских по математике. Для этого были привлечены обучающиеся 9 класса, которые представили фрагменты собственных творческих проектов.
Творческие проектные мастерские для учащихся 5-6 классов
Название мастерской | Описание деятельности | Конечный продукт |
«Занимательные вычисления» | Хотите удивить товарищей? Уметь быстро считать в уме, применяя «хитрые» приемы – искусство, которому надо учиться. В этой мастерской раскрываются секреты быстрых и хитроумных вычислений | Стенгазета о вычислениях и приемах быстрого счета |
«Математические ребусы» | В мастерской рассматриваются правила и приемы составления и разгадывания математических ребусов | Набор ребусов (стенгазета или буклет) |
«Не верь глазам своим» | В мастерской изучаются геометрические иллюзии, несуществующие в реальном мире фигуры, которые можно лишь изобразить | Альбом с иллюзиями, в том числе самостоятельно придуманными |
«Удивительный мир флексагонов, флексоров и флексманов» | Флексагон – это изготовленная из цветного картона специальным образом головоломка, которая при складывании разными способами меняет цвет или форму. Именно таким фигурам посвящена эта мастерская | Изготовленные из бумаги головоломки, памятки (или видео) по их изготовлению |
«Задачник здорового образа жизни» | В мастерской изучаются навыки здорового образа жизни через решение математических задач | Буклет или задачник |
«Проценты в жизни моей семьи» | Где используются проценты в окружающей жизни, как часто вы и ваша семья встречаете их? В этой мастерской вы найдете ответы на эти вопросы. | Презентация о процентах |
Учащиеся выбирали проектную мастерскую по собственному желанию, исходя из наклонностей и способностей. Продумывая тематику проектных мастерских, учитывались возрастные особенности школьников и перспективу дальнейшей работы. Чтобы исключить чрезмерную перегрузку школьников в течение года учащиеся 5-6 классов принимают участие лишь в одном из проектов. В дальнейшем учащиеся 7-9-х классов могут принять участие в двух-трех проектах в любой предметной области.
Работу над проектами в проектных мастерских можно рассматривать как способ формирования универсальных учебных действий: организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных. Одна из главных задач проектных мастерских – сформировать группу детей как учебное сообщество.
Члены проектной мастерской в течение определенного времени работают каждый над своим проектом. Встречаясь на занятиях своих мастерских, которые проходят один раз в неделю, они могут помогать друг другу, обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. В проектные мастерские приглашаются ученики старших классов, которые делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики помогают более слабым, работая в группе. Такая совместная работа позволяет создавать интересную творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствует благоприятному психологическому климату в классах, в лицее. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Отличительной особенностью модели организации внеурочной деятельности на основе проектных мастерских является:
- объединение постоянной малой группы 4-5 школьников в течение учебного года для выполнения совместной работы;
- возможность организации делового взаимодействия малых групп между собой внутри подвижных групп со сходными образовательными потребностями на данный момент.
В работе используется двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами:
1. Работа над темой. (Узнаем.) Школьники собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. Они формируют навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). По завершении обмениваются найденными знаниями.
2. Работа над проектами. (Делаем.) Школьники работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты.
Основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию, для этого вводятся специальные условия, ограничения и этапы деятельности. В проектных мастерских осваиваются навыки, которыми взрослые уже владеют, а дети только учатся.
Итогом работы над проектами стал «Фестиваль проектов», проведенный в конце учебного года, на котором каждая проектная мастерская представила результаты своей работы. Если классифицировать выполненные проекты по видам конечного результата, то получилась следующая картина:
Мероприятия | Классный час в начальной школе, мастер-класс для одноклассников, физкультминутки, викторина, соревнование |
Изделие | Учебные пособия, выставка поделок, задачник |
Информационные проекты | Страницы учебника (с текстами, рисунками, заданиями), рекламные проспекты «Знай и умей!», стенгазеты, памятки для учащихся |
Исследования | Презентация самостоятельно полученных новых знаний |
Решения проблем | Как сберечь здоровье? Как научиться быстро считать? Флексагоны – головоломка или игрушка? и др. |
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Какими бы не были по своему виду и типу проекты, выполненные в рамках проектных мастерских, самое главное, что с их помощью можно:
1. Научить учащихся: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы; находить конкретные пути решения проблем; применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Развивать у школьников исследовательские и рефлексивные умения.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления школьника, умения искать пути решения поставленной задачи.
4. Развивать у учащихся коммуникабельность, умение работать в сотрудничестве, творчески подходить к способу подачи материала.
6. Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектной мастерской.
Такой подход к организации внеурочной деятельности обеспечил
плавный переход школьников из начальной школы в основную школу;
формирование предпосылок для индивидуализации деятельности;
наличие инициативного, самостоятельного действия.
Работа над проектами в рамках проектных мастерских педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у школьников интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
Ожидаемые конечные результаты:
формирование регулятивных УУД: за 5 лет получения основного общего образования каждый ученик выполнит и представит несколько проектов различной направленности, поучаствовав в 5-8 проектных мастерских;
формирование коммуникативных УУД: в проектных мастерских занимаются ученики из разных классов, работая в группах;
формирование личностных УУД: получение опыта публичного выступления; награждение лучших проектов, учеников, мастерских на Фестивале проектов;
получение школьниками опыта творческой и проектной деятельности;
наполнение «Портфеля достижений ученика» описанием проектной работы и Сертификатом за выполненный проект.