СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание

Тема: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Составила Бенца Т.Н.

Цель: просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.

Задачи:

  • познакомить родителей с причинами плохого поведения детей;
  • дать рекомендации по вопросам воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.»

ТЕМА: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Составила Бенца Т.Н.

Цель: просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.

Задачи:

  • познакомить родителей с причинами плохого поведения детей;

  • дать рекомендации по вопросам воспитания.

Подготовительный этап:

  • Приглашение родителей;

  • Конкурс рисунков «Моя семья»;

  • Материал для выступления членов родительского комитета.

                                     Ход собрания.

Вступительное слово учителя.

«Ваш сын ударил одноклассника». «Ваш ребенок не выучил домашнее задание». «Ваш малыш нагрубил учителю». Такие и аналогичные формулировки довольно часто встречаются в школьных дневниках...

Чтобы исправить плохое поведение своего ребенка нужно, прежде всего разобраться в его причинах.

Дети - наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными людьми. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим.

(Миллер В.С.)

Очень часто взрослые, сами того не желая, подают пример плохого поведения своим детям. А ребенок копирует поведение родителей.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их.» Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

♦         любовь умиления,

♦         любовь деспотическая,

♦         любовь откупа.

Рассказывают члены родительского комитета.

Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда напрашиваются слова - куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем. Какой это шаг и к чему он может привести.

Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана: все, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное - мое желание. Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления - эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.

Дети - радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счастья детей. Все это - бесспорные истины, но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль - это значит развращать детей.

Любовь деспотическая

Есть еще разновидность   неразумной, инстинктивной    родительской любви.  Это    любовь деспотическая.

«Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши-девятиклассника одной из школ г. Кривого Рога Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома все, что надо делать для помощи родителям - моет полы, посуду, чистит одежду и обувь всей семье. «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, — но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают...»

Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить - чтобы умнее был и родителей уважал.

Гнусный деспотизм невежественных родителей - это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков, маленький человек ожесточается.

Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростком - стал грубым, своенравным. Почему это так происходит?

Причина этого явления - в неумении родителей пользоваться своей властью над ребенком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую волю сына или дочери.     Родительская     власть    должна     поощрять,

одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим своим инструментом родительской властью - надо подойти к ребенку так, - чтобы не сломать этого еще нетвердого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотическое самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим. Помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа

Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа.

Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия — что же вам еще надо?

Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться...

Мы имеем дело с небольшим числом отцов - людей, страдающих неизлечимым пороком - нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная

толстокожесть, бездушное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей.

Если в такой семье мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты убожества. Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы в недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?

Учить ребенка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.

Педагоги и психологи в один голос говорят о том, что ребенок не будет вести себя плохо «так просто». Любое действие имеет мотив. Нужно уметь ответить на вопрос – чего ребенок хочет добиться своим поведением? Психологи утверждают, что на поведение учащихся в школе влияют четыре внутренних мотива.

1. Желание быть замеченным. Каждый ребенок должен получать определенное количество внимания от значимых для себя людей, и если он не получает ласки, заботы и одобрения, он добивается внимания другим способом – ведет себя нехорошо, и тогда внимание взрослых уже всецело обращено на него, хотя оно и не слишком приятное, но все же внимание.

2. Борьба за самоутверждение. Если родители ведут себя чересчур властно и опекаемо, вступает в силу этот мотив. «Я сам» — основное требование ребенка с двух лет до юношеского возраста. Поэтому естественной реакцией на категоричные замечания, резкость и несправедливость будет бунт.

3. Месть на обиды в прошлом. В основном это обиды на своих родителей, а особенно ярко выражен этот мотив, если ребенка отлучили от семьи – его воспитание занимаются бабушки, или его поместили в учреждение для детей-сирот. Часто бывает, что мама уделяет одному ребенку больше внимания, а другому меньше. Часто в наше время происходят разводы, и тогда ребенок тоже таит обиду. В душе он страдает, его гложет обида, но он может выразить их через непослушание и дерзость.

4.Переживание собственной неудачливости. Неблагополучная ситуация в одной сфере жизни ребенка может привести к неудачам в другой. Например, конфликты с одноклассниками, трудности по какому-то из школьных предметов могут стать причиной запущенной учебы и вызывающего поведения. Такого ребенка отличает заниженная самооценка. Постоянно получая в свой адрес критику, он стает неуверенным в себе, делает выводы – если у него не получается ничего, тогда не стоит и стараться, но внешне он стремится показать окружающим, что он безразличен к этому.

Можно сделать вывод, что все мотивы поведения неблагополучных детей сводятся к одному – к потребности любого ребенка в тепле и внимании, потребности быть принятым и уважения его личности. Любое нарушения в поведении ребенка – крик о помощи.

Необходимо также уметь прочитывать своего ребенка как открытую книгу, относится к нему внимательнее, научиться разговаривать с ребенком на равных, не обвиняя его ни в чем и не оценивая. Нужно быть для ребенка другом, который понимает его внутреннее состояние.

Обсуждение прочитанного.

Чего делать нельзя никогда!? (Просим по возможности обсуждать каждый пункт и приводить конкретные примеры.)

1. В первую очередь, не стоит повышать на ребенка голос. Крик – это свидетельство неуверенности и беспомощности. А спокойный и ровный тон голоса говорит о сильном духе. Постоянный крик провоцирует возникновение эмоций взрослого у ребенка, и он начинает осознавать, что только таким способом нужно добиваться своего....

2. Еще одно свидетельство слабости человека – бить ребенка. При ударах, пусть даже несильных, в сознании ребенка формируется страх и обида. И, наконец, ребенок сам начинает вести себя подобным образом с тем, кто слабее его, вымещая так свою обиду. Он также считает, что слова не имеют той значимости, какую имеют шлепки. Лучше всего успокоиться, а уже потом начинать разговаривать с ребенком.

3. Нельзя унижать ребенка, выражениями на подобии «Для чего тебе голова?», «Ты сам послушай, что ты говоришь» оказывается разрушительное воздействие на положительное видение себя.

4. Не нужно выражать угрозу в адрес ребенка. Этим можно добиться только того, у детей возникает чувство неприятия и боязни взрослых, а поведение не изменяется в лучшую сторону.

5. Заставлять ребенка давать какие бы то ни было обещания не приведут ни к чему хорошему. Он может просто-напросто забыть об этом, а сам станет более циничным и у него разовьётся стойкое чувство вины. В это же время нельзя позволять ребенку все, что ему вздумается, ведь в таком случае у него не формируется представления о правилах и ограничениях, которые он должен соблюдать. А это повлечет за собой абсолютную несамостоятельность и медленное приспособление к среде.

Плохое поведение ребенка в школе – это не приговор.

Важно научиться лучше понимать своего ребенка и самого себя, и быть ребенку самым лучшим другом. Но помнить и о том, что ребенок должен быть ребенком. Нельзя требовать от него постоянно послушания, правильности, уважения к окружающим и соответствия всем их требованиям.

И в первую очередь быть требовательным к самому себе. Если сам не соблюдаешь установленные правила, то и ребенок их выполнять не станет!

Анализ детских рисунков

Наиболее хорошо трактовать по рисунку ребенка психологическую обстановку в семье. Чтобы судить наверняка, берем не один, а несколько рисунков Всё очень просто:

Если кто-то ребенком оказался забыт, обращаем на это внимание. Раньше времени не обижаемся - маленькие дети иногда не рисуют кого-то по причине, что тот на работе, живет в отдельной комнате и т. д. Если малыш "забывает" нарисовать члена семьи не один раз, можно задуматься о напряженных взаимоотношениях между ним и ребенком. Если ребенок забывает нарисовать себя, это может означать что он чувствует себя одиноким, лишним. Тот, кого ребенок рисует первым, обычно представляется с точки зрения малыша наиболее значимым в семье (глава, так сказать). К тому, рядом с кем, малыш рисует себя, он испытывает наибольшую привязанность. Чаще всего, для малышей, это, конечно, мама, поэтому папы не должны на это обижаться. Смотрим на расстояние между членами семьи - чем оно ближе, тем ближе внутрисемейные отношения. Если расстояние чересчур мало, фигуры нарисованы одна на другой, вероятно ребенку "тесно" в семье и не хватает психологической свободы. Если слишком велико - может говорить о холодности отношений в семье. Тоже относится к "разъединяющим" предметам - дерево, цветы и т.д. между членами семьи, это своеобразный психологический барьер. Размер человеческих фигур соответствует эмоциональной значимости человека в семье. Например, папа меньше мамы - возможно, его эмоций не хватает ребенку по причине папиной занятости на работе. Младший брат больше самого малыша - возможно, он отнимает слишком много внимания.

Обсуждение детских работ по желанию родителей.

И на последок: Как бороться с грустью, с обидой, с агрессией, со стрессом…Советы для любого возраста.

Выступление родителей.

Рекомендации в стихах о преодолении различных эмоциональных состояний были написаны для использования на стендах классных уголков, а также в кабинетах психологов. Данные рекомендации может использовать любой человек, ведь заучив стишок с советом, человек автоматически получает стратегию выхода из сложной ситуации. Данные рекомендации были также использованы автором на уроках психологии по изучению эмоций человека. Попробуйте выучить, и эмоции, неприятные вам сами собой улетучатся!

Если тебя НЕ ПОНИМАЮТ:

Если хочешь ты, чтоб кто-то

Смог тебя во всем понять,

То попробуй-ка сначала

Ты его с душой принять!

От ОБИДЫ и АГРЕССИИ:

Если кто-то Вас обидел,

Что-то злостное сказал,

То его совсем не нужно

Обзывать и унижать!

Вы попробуйте сначала

До десятка досчитать!

От ГНЕВА:

Если зол ты и не можешь

Зло свое в себе держать.

То тебе необходимо

Прыгать, бегать, приседать!

От ГРУСТИ:

Если настроение – не очень,

Если грустно стало вдруг тебе,

Для тебя совет есть, между прочим:

«Спой-ка песенку любимую себе!»

От ЛЕНИ:

Если очень ты ленивый,

Делаешь все с неохотой.

Вот совет: займись сначала

Интересной для себя работой!

От СКУКИ:

Если скучно и тоскливо,

От тебя диван устал,

Ну-ка, мой дружочек милый,

В стойку смирно быстро встал!!!

Сделай с музыкой зарядку

И квартиру убери,

Съешь большую шоколадку,

Улыбнись и оживи!

От СТРЕССА И ТРЕВОГИ:

Если на душе тревога,

Если ощущаешь стресс,

Сделай быстро вдох глубокий,-

Это первый твой прогресс!

На бумаге покалякай,

Руку посжимай в кулак,

Громко-громко ты поахай!

Нет тревоги, стресс – пустяк!

От СТРАХА:

Если ты, дружок, трусишка,

Если ты, дружок, бояка,

Не затягивая слишком,

Сделай ты рисунок страха.

Страху посмотри в лицо ты

И добавь в шедевр улыбку,

Желтой, синей, белой краски,-

Превратился страх в ошибку!

Завершить наше собрание хочу отрывком из известного стихотворения Себастьяна Бранта:

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Будьте требовательнее к себе, внимательнее к своим детям, любите их «мудро» и прислушивайтесь к советам психологов.

Всего хорошего!



Источники информации

  • Анализ детских работ [электронный ресурс] http://mama-elly.ru/detskaia-psihologiia/46-2010-09-24-08-17-57

  • Советы в стихах [электронный ресурс] http://ped-kopilka.ru/psihologija/stihi-o-preodoleni-yemocionalnyh-sostojanii.html

  • Родительское собрание [электронный ресурс] http://magulagina.edurm.ru/index.php?catid=4:2010-11-30-06-55-41&id=40:----q--------q&Itemid=2&option=com_content&view=article

  • Поведение в школе[электронный ресурс] http://psyforum.net/povedenie-v-shkole.html

  • Советы психолога [электронный ресурс] http://www.ladynerd.ru/parents/psychologist/

  • Коррекция плохого поведения [электронный ресурс] http://www.soulfit.ru/plohoe_povedenie/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!