ТЕМА: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Составила Бенца Т.Н.
Цель: просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.
Задачи:
Подготовительный этап:
Ход собрания.
Вступительное слово учителя.
«Ваш сын ударил одноклассника». «Ваш ребенок не выучил домашнее задание». «Ваш малыш нагрубил учителю». Такие и аналогичные формулировки довольно часто встречаются в школьных дневниках...
Чтобы исправить плохое поведение своего ребенка нужно, прежде всего разобраться в его причинах.
Дети - наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными людьми. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим.
(Миллер В.С.)
Очень часто взрослые, сами того не желая, подают пример плохого поведения своим детям. А ребенок копирует поведение родителей.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их.» Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
♦ любовь умиления,
♦ любовь деспотическая,
♦ любовь откупа.
Рассказывают члены родительского комитета.
Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда напрашиваются слова - куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем. Какой это шаг и к чему он может привести.
Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана: все, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное - мое желание. Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления - эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.
Дети - радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счастья детей. Все это - бесспорные истины, но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль - это значит развращать детей.
Любовь деспотическая
Есть еще разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.
«Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши-девятиклассника одной из школ г. Кривого Рога Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома все, что надо делать для помощи родителям - моет полы, посуду, чистит одежду и обувь всей семье. «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, — но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают...»
Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить - чтобы умнее был и родителей уважал.
Гнусный деспотизм невежественных родителей - это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков, маленький человек ожесточается.
Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростком - стал грубым, своенравным. Почему это так происходит?
Причина этого явления - в неумении родителей пользоваться своей властью над ребенком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую волю сына или дочери. Родительская власть должна поощрять,
одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим своим инструментом родительской властью - надо подойти к ребенку так, - чтобы не сломать этого еще нетвердого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотическое самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим. Помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Любовь откупа
Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа.
Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия — что же вам еще надо?
Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться...
Мы имеем дело с небольшим числом отцов - людей, страдающих неизлечимым пороком - нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная
толстокожесть, бездушное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей.
Если в такой семье мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты убожества. Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы в недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?
Учить ребенка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
Педагоги и психологи в один голос говорят о том, что ребенок не будет вести себя плохо «так просто». Любое действие имеет мотив. Нужно уметь ответить на вопрос – чего ребенок хочет добиться своим поведением? Психологи утверждают, что на поведение учащихся в школе влияют четыре внутренних мотива.
1. Желание быть замеченным. Каждый ребенок должен получать определенное количество внимания от значимых для себя людей, и если он не получает ласки, заботы и одобрения, он добивается внимания другим способом – ведет себя нехорошо, и тогда внимание взрослых уже всецело обращено на него, хотя оно и не слишком приятное, но все же внимание.
2. Борьба за самоутверждение. Если родители ведут себя чересчур властно и опекаемо, вступает в силу этот мотив. «Я сам» — основное требование ребенка с двух лет до юношеского возраста. Поэтому естественной реакцией на категоричные замечания, резкость и несправедливость будет бунт.
3. Месть на обиды в прошлом. В основном это обиды на своих родителей, а особенно ярко выражен этот мотив, если ребенка отлучили от семьи – его воспитание занимаются бабушки, или его поместили в учреждение для детей-сирот. Часто бывает, что мама уделяет одному ребенку больше внимания, а другому меньше. Часто в наше время происходят разводы, и тогда ребенок тоже таит обиду. В душе он страдает, его гложет обида, но он может выразить их через непослушание и дерзость.
4.Переживание собственной неудачливости. Неблагополучная ситуация в одной сфере жизни ребенка может привести к неудачам в другой. Например, конфликты с одноклассниками, трудности по какому-то из школьных предметов могут стать причиной запущенной учебы и вызывающего поведения. Такого ребенка отличает заниженная самооценка. Постоянно получая в свой адрес критику, он стает неуверенным в себе, делает выводы – если у него не получается ничего, тогда не стоит и стараться, но внешне он стремится показать окружающим, что он безразличен к этому.
Можно сделать вывод, что все мотивы поведения неблагополучных детей сводятся к одному – к потребности любого ребенка в тепле и внимании, потребности быть принятым и уважения его личности. Любое нарушения в поведении ребенка – крик о помощи.
Необходимо также уметь прочитывать своего ребенка как открытую книгу, относится к нему внимательнее, научиться разговаривать с ребенком на равных, не обвиняя его ни в чем и не оценивая. Нужно быть для ребенка другом, который понимает его внутреннее состояние.
Обсуждение прочитанного.
Чего делать нельзя никогда!? (Просим по возможности обсуждать каждый пункт и приводить конкретные примеры.)
1. В первую очередь, не стоит повышать на ребенка голос. Крик – это свидетельство неуверенности и беспомощности. А спокойный и ровный тон голоса говорит о сильном духе. Постоянный крик провоцирует возникновение эмоций взрослого у ребенка, и он начинает осознавать, что только таким способом нужно добиваться своего....
2. Еще одно свидетельство слабости человека – бить ребенка. При ударах, пусть даже несильных, в сознании ребенка формируется страх и обида. И, наконец, ребенок сам начинает вести себя подобным образом с тем, кто слабее его, вымещая так свою обиду. Он также считает, что слова не имеют той значимости, какую имеют шлепки. Лучше всего успокоиться, а уже потом начинать разговаривать с ребенком.
3. Нельзя унижать ребенка, выражениями на подобии «Для чего тебе голова?», «Ты сам послушай, что ты говоришь» оказывается разрушительное воздействие на положительное видение себя.
4. Не нужно выражать угрозу в адрес ребенка. Этим можно добиться только того, у детей возникает чувство неприятия и боязни взрослых, а поведение не изменяется в лучшую сторону.
5. Заставлять ребенка давать какие бы то ни было обещания не приведут ни к чему хорошему. Он может просто-напросто забыть об этом, а сам станет более циничным и у него разовьётся стойкое чувство вины. В это же время нельзя позволять ребенку все, что ему вздумается, ведь в таком случае у него не формируется представления о правилах и ограничениях, которые он должен соблюдать. А это повлечет за собой абсолютную несамостоятельность и медленное приспособление к среде.
Плохое поведение ребенка в школе – это не приговор.
Важно научиться лучше понимать своего ребенка и самого себя, и быть ребенку самым лучшим другом. Но помнить и о том, что ребенок должен быть ребенком. Нельзя требовать от него постоянно послушания, правильности, уважения к окружающим и соответствия всем их требованиям.
И в первую очередь быть требовательным к самому себе. Если сам не соблюдаешь установленные правила, то и ребенок их выполнять не станет!
Анализ детских рисунков
Наиболее хорошо трактовать по рисунку ребенка психологическую обстановку в семье. Чтобы судить наверняка, берем не один, а несколько рисунков Всё очень просто:
Если кто-то ребенком оказался забыт, обращаем на это внимание. Раньше времени не обижаемся - маленькие дети иногда не рисуют кого-то по причине, что тот на работе, живет в отдельной комнате и т. д. Если малыш "забывает" нарисовать члена семьи не один раз, можно задуматься о напряженных взаимоотношениях между ним и ребенком. Если ребенок забывает нарисовать себя, это может означать что он чувствует себя одиноким, лишним. Тот, кого ребенок рисует первым, обычно представляется с точки зрения малыша наиболее значимым в семье (глава, так сказать). К тому, рядом с кем, малыш рисует себя, он испытывает наибольшую привязанность. Чаще всего, для малышей, это, конечно, мама, поэтому папы не должны на это обижаться. Смотрим на расстояние между членами семьи - чем оно ближе, тем ближе внутрисемейные отношения. Если расстояние чересчур мало, фигуры нарисованы одна на другой, вероятно ребенку "тесно" в семье и не хватает психологической свободы. Если слишком велико - может говорить о холодности отношений в семье. Тоже относится к "разъединяющим" предметам - дерево, цветы и т.д. между членами семьи, это своеобразный психологический барьер. Размер человеческих фигур соответствует эмоциональной значимости человека в семье. Например, папа меньше мамы - возможно, его эмоций не хватает ребенку по причине папиной занятости на работе. Младший брат больше самого малыша - возможно, он отнимает слишком много внимания.
Обсуждение детских работ по желанию родителей.
И на последок: Как бороться с грустью, с обидой, с агрессией, со стрессом…Советы для любого возраста.
Выступление родителей.
Рекомендации в стихах о преодолении различных эмоциональных состояний были написаны для использования на стендах классных уголков, а также в кабинетах психологов. Данные рекомендации может использовать любой человек, ведь заучив стишок с советом, человек автоматически получает стратегию выхода из сложной ситуации. Данные рекомендации были также использованы автором на уроках психологии по изучению эмоций человека. Попробуйте выучить, и эмоции, неприятные вам сами собой улетучатся!
Если тебя НЕ ПОНИМАЮТ:
Если хочешь ты, чтоб кто-то
Смог тебя во всем понять,
То попробуй-ка сначала
Ты его с душой принять!
От ОБИДЫ и АГРЕССИИ:
Если кто-то Вас обидел,
Что-то злостное сказал,
То его совсем не нужно
Обзывать и унижать!
Вы попробуйте сначала
До десятка досчитать!
От ГНЕВА:
Если зол ты и не можешь
Зло свое в себе держать.
То тебе необходимо
Прыгать, бегать, приседать!
От ГРУСТИ:
Если настроение – не очень,
Если грустно стало вдруг тебе,
Для тебя совет есть, между прочим:
«Спой-ка песенку любимую себе!»
От ЛЕНИ:
Если очень ты ленивый,
Делаешь все с неохотой.
Вот совет: займись сначала
Интересной для себя работой!
От СКУКИ:
Если скучно и тоскливо,
От тебя диван устал,
Ну-ка, мой дружочек милый,
В стойку смирно быстро встал!!!
Сделай с музыкой зарядку
И квартиру убери,
Съешь большую шоколадку,
Улыбнись и оживи!
От СТРЕССА И ТРЕВОГИ:
Если на душе тревога,
Если ощущаешь стресс,
Сделай быстро вдох глубокий,-
Это первый твой прогресс!
На бумаге покалякай,
Руку посжимай в кулак,
Громко-громко ты поахай!
Нет тревоги, стресс – пустяк!
От СТРАХА:
Если ты, дружок, трусишка,
Если ты, дружок, бояка,
Не затягивая слишком,
Сделай ты рисунок страха.
Страху посмотри в лицо ты
И добавь в шедевр улыбку,
Желтой, синей, белой краски,-
Превратился страх в ошибку!
Завершить наше собрание хочу отрывком из известного стихотворения Себастьяна Бранта:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Будьте требовательнее к себе, внимательнее к своим детям, любите их «мудро» и прислушивайтесь к советам психологов.
Всего хорошего!
Источники информации
Анализ детских работ [электронный ресурс] http://mama-elly.ru/detskaia-psihologiia/46-2010-09-24-08-17-57
Советы в стихах [электронный ресурс] http://ped-kopilka.ru/psihologija/stihi-o-preodoleni-yemocionalnyh-sostojanii.html
Родительское собрание [электронный ресурс] http://magulagina.edurm.ru/index.php?catid=4:2010-11-30-06-55-41&id=40:----q--------q&Itemid=2&option=com_content&view=article
Поведение в школе[электронный ресурс] http://psyforum.net/povedenie-v-shkole.html
Советы психолога [электронный ресурс] http://www.ladynerd.ru/parents/psychologist/
Коррекция плохого поведения [электронный ресурс] http://www.soulfit.ru/plohoe_povedenie/