Мы с вами хорошо понимаем, как важно уже при первом знакомстве учащихся с предметом пробудить интерес к его изучению, внести в учебный процесс развлекательные элементы, активизировать познавательные мотивы обучения.
В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Учащимся предстоит долгий путь усвоения чужого языка и в перспективе их ждет заучивание новых слов, работа со словарем, анализ грамматических конструкций…
А ведь хочется как можно скорее попробовать свои силы, прочитать по-английски занимательный текст, оценить своеобразный английский юмор, удивить родных и друзей знанием английских пословиц, скороговорок, считалок, рифмовок, загадок. При этом важен каждый этап урока. Именно начало урока во многом определяет успех всего урока.
Именно на этом этапе обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. (Слайд 2). Учителю важно создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить их речевую подготовку. Подобная речевая подготовка носит традиционное название «речевой разминки».
С помощью речевой разминки можно «запустить урок», придавая занятию нужный ритм и психологический фон, соответствующий состоянию учащихся, мотивируя обучаемых на иноязычную речевую деятельность. (Слайд 3).
Реализация речевой разминки позволяет достичь следующих целей:
помочь учащимся войти в языковую среду;
ввести учащихся в тему урока.
(Слайд 4).
К задачам речевой разминки относятся:
побуждение учащихся к говорению на иностранном языке
настрой слухового и речевого аппарата учащихся на восприятие иноязычной речи
актуализация в речи учащихся изученного на предыдущих уроках языкового материала
активизация речевой деятельности с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций
(Слайд 5).
вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность
развитие творческого мышления у обучаемых
развитие умения работать в команде
развитие воображения и творческого мышления
активизация внимания учащихся
создание динамичной атмосферы урока
развитие спонтанной речи учащихся .
(Слайд 6).
Для определения содержания и выбора форм речевой разминки следует придерживаться следующих правил:
разработать начало урока, способное вызвать у учащихся желание говорить на иностранном языке
связать речевую разминку с задачами урока
связать речевую разминку со всеми другими этапами урока.
Содержание и форма речевой разминки зависят от:
цели урока
уровня знаний учащихся
учебного материала
особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.
Каким же образом можно использовать речевую разминку в качестве средства обучения спонтанной, то есть неподготовленной речи? Говорение вызывает у учащихся большие затруднения, при этом наивысшую степень трудности представляет "самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка, так как это предполагает наличие умения программировать не отдельное высказывание, а все сообщение в целом".
На следующих примерах показано, как можно организовать работу по совершенствованию разговорных навыков учащихся. Вы предлагаете им краткую модель, позволяя воочию увидеть и услышать, что от них требуется. Во время вашего выступления внимание учащихся сосредоточено на вас, а не на отдаленном голосе пленки или тексте. Моделирование спонтанного выступления более эффективно, чем абстрактные объяснения-инструкции.
(Слайд 7).
Для этого можно предложить следующие упражнения: (Слайд 8)
1 задание
Цель: повторить построение вопросительных предложений, учить воспринимать информацию на слух, способствовать развитию умения строить речевое высказывание.
Материал: картинки по теме, разрезанные на части или буквы.
Объявите тему, по которой учащиеся формируют вопросы.
(Слайд 9).
Учащиеся работают в группах по 3-4 человека. За правильно заданный вопрос группа получает кусочек картинки или букву. Количество попыток ограничено количеством кусочков или букв в слове. Выигрывает та группа, которая соберет слово или картинку целиком.
Учащиеся описывают картинку или составляют рассказ со словом, используя информацию, полученную в ответ на свои вопросы.
(Слайд 10).
2 задание
Цель: практиковать учащихся в употреблении вопросов.
Материал: одна большая картинка на каждых четырех человек и одна для учителя. Картинка может быть по определенной теме или любая фотография из газеты или журнала (Слайд 11)
Покажите учащимся картинку, разорвите ее на 8 частей и перемешайте так, чтобы несколько частей оказалось лицевой стороной к столу. Попросите учащихся атаковать вас вопросами по теме, которую они вычленили по видимым частям картинки. Если вопрос соответствует тематике картинки, то переворачивается один кусок картинки и т. д. пока все части не будут перевёрнуты. Выигрывает группа, первой открывшая свою картинку.
На начальном этапе работа может быть упрощена: попросите учащихся задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет. На продвинутом этапе работа превращается в более полную дискуссию.
(Слайд 12)
3 задание
Цель: развитие умения воспринимать информацию на слух и описывать предметы.
Выступающий (в первом случае это учитель) показывает, что держит объект и описывает его в деталях: внешний облик, материал, как он у вас появился, почему так важен для вас, где вы его храните, что с ним можно делать и т.д.
Дайте своим учащимся возможность догадаться, что это за объект.
В течение нескольких минут учащиеся решают, какой объект они выберут для описания. Они должны описать свой предмет.
(Слайд 13).
Учащиеся обмениваются своими предметами, не называя их.
Теперь учащиеся могут обменяться предметами, полученными от соседа по парте, с кем-то еще.
Через десять минут остановите работу и попросите учащихся описать предмет, которым они владеют на данный момент, и что они с ним делают. Забавно будет услышать, как сильно изменились предметы. Затем учащиеся пытаются высказать предположение о том, что у них за предмет, прежде чем выяснят, кто же настоящий владелец этого предмета. (Слайд 14).
4 задание
Цель: повторить лексические единицы по пройденной теме, способствовать развитию умения речевого высказывания.
Объявите тему мини-выступления и попросите учащихся задавать вопросы по теме. Через минуту предоставьте свое мини выступление, ответив на большую часть вопросов. Подчеркните, что в своем выступлении вы отвечали не на все вопросы, а на те которые хотели, и те, которые необходимы для связанного выступления.
(Слайд 15)
Учащиеся работают в группах по три человека. Одна из групп учащихся объявляет тему своего мини выступления, а остальные атакуют ее вопросами в течение 5 минут. Через 5 минут группа проводит "мозговой штурм" и один из учащихся этой группы выступает 2-3 минуты, после чего группа меняется ролями с другими группами. (Слайд 16)
5 задание
Цель: развивать умение свободного варьирования речевыми образцами, их расширения и комбинирования; составление логически связанного высказывания.
Объявите микротему.
Продолжите рассказ, расширяя данное предложение. На начальном этапе обучения на доске может быть показан план-скелет рассказа: Who? Where? When? How long? Why? и т.д.; опора может быть представлена в виде зачина и концовки. На продвинутом этапе учащимся предлагается высказать свою точку зрения на утверждение. ( Слайд 17)
Объявите микротему для учащихся. (Микротема может быть одинаковой для всех групп) Учащиеся работают в группах по 4 человека в течение 10 минут, а затем предлагают свой рассказ.
Каждая группа предлагает свою тему и обменивается ею с другими группами. (Слайд 18)
6 задание
Цель: развивать умение построения логически связанного высказывания.
Материал: слова на карточках по теме или рисунки.
Из разложенных вниз лицом слов или картинок набираете 10 и предлагаете свое мини выступление. Слова (картинки) могут использоваться в разном порядке, но ваша задача употребить все слова (картинки).
Учащиеся работают в группах и через 10 минут должны предложить свой рассказ. Выигрывает группа, использовавшая большее количество слов.
Таким образом, можно сказать, что речевая разминка — важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению иностранного языка и развитию спонтанной речи.
Следовательно, благодаря многообразию форм речевых разминок, преподаватель решает целый комплекс задач: обеспечивает контроль знаний; повышает мотивацию; избегает стереотипов; решает воспитательные задачи и самое главное развивает у учащихся неподготовленную спонтанную речь.