РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРОСЬБЫ И ИЗВИНЕНИЯ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КТО?», «ЧТО?»
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, практического овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи - ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что?); осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки;логические - преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться: ... («Доброеутро!»)
Доброе утро! - солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
Речевое общение (упражнение 1) (К.).
Учитель читает стихотворение из учебника (с. 16-17) до слов «И с тех пор я присмирел...».
Поделитесь впечатлениями. Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Добрые тёплые слова, улыбка, доброжелательные взгляды.)
Учитель дочитывает стихотворение до конца.
Учитель показывает книгу В. Осеевой «Волшебное слово» и рекомендует её для чтения.
Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад; Добреют взрослые и дети И улыбнуться всем спешат.
1. Работа по учебнику.
Словарная работа (П. + К.).
Нужно знать как дважды два Все волшебные слова, В день, пожалуй, раз до ста Говорю ...(«пожалуйста»).
Речевое общение (упражнение 2).
Откройте учебник. Прочитайте слово «пожалуйста» орфографически правильно. Запомните.
Рассмотрите рисунки. Где происходит действие? Что произошло? Прочитайте вежливые слова.
Воспроизведите разговор между учительницей и девочкой.
Выполнение упражнения 3 в рубрике «Если осталось время».
Разграничение слов, отвечающих на вопросы кто? что?
Посмотрите вокруг. Нас окружает целый мир. Маленький человек, познавая его, хочет знать, как называется всё то, что его окружает: люди, животные, предметы. Он ещё не умеет говорить и на всё окружающее показывает пальчиком, как бы спрашивая: что это? А вот первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим их предметам и явлениям, тем самым, о которых спрашивают: что это? кто это?
Прочитайте сведения о языке - «Тайны языка». Что вы узнали? (П.)
Устно закончите предложения в упражнении 4 на с. 18. Обратите внимание на вопросы. Используйте слова-подсказки.
Прочитайте задание к упражнению. Какие слова надо выписать? (Слова, которые отвечают на вопрос «кто?».)
Мы найдём слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке!
С помощью слов можно творить чудеса. Рассмотрите предметные картинки в упражнении 5 на с. 19. На какие группы их можно разделить?
Запишите слова, которые отвечают на вопрос что?
2. Работа в тетради «Русский язык».
Всему название дано - И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, - Означено словами.
А. Шибаев
Физкультминутка (Л. + Р.)
Наши пальчики сплетём, Руки вытянем потом. Пальцы выгнутся чуть-чуть - Их расслабить не забудь.
Учащиеся сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы.
Упражнение «Чистописание» (Р.).
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 14 (Р.).
Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 14 (Р.).
Кто, кто в этой комнате живёт?
Кто, кто вместе с солнышком встаёт?
Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Брат, ребята, попугай, братишка, девочка, сестра.) Докажите свой выбор (П. + К.).
Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.
Прочитайте слова. На какие вопросы они отвечают? Для каждого слова предлагаются две звуковые модели, но только одна из них правильная. Ваша задача - соединить стрелкой слово и правильную звуковую модель.
После самостоятельной работы проводится взаимопроверка (К.).
Упражнение в постановке вопросов кто? что? к словам.
На доске з а п и с ь: Кто это? Что это?
Упражнения 5-6 «Спиши текст».
Ученик ты будешь славный, Коль начнёшь писать с заглавной И возьмёшь в соображение Точкой кончить предложение!
Прочитайте слова. Как должно быть обозначено первое слово в предложении? Впишите пропущенные слова в предложения.
Какие знаки надо поставить в конце данных предложений? Объясните свой выбор. Прочитайте предложения. О каких волшебных словах в них говорится? Как вы догадались, ведь слова не назывались?
Подготовка к списыванию. Списывание предложений.
Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся выполняли все правила списывания.
Письмо по памяти (П.).
Проводится самопроверка (К. + Р.).
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности (К. + П.).
Пусть мальчишки и девчонки, Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко: «Будем вежливы всегда!»
Занимательный материал (П.).
Удалось ли вам разгадать загадки-ребусы рубрики «Переменка»? (Тигр, витрина.)Задайте вопросы к словам-отгадкам.
Какие слова-названия вы сегодня учились разграничивать? Какие слова-названия отвечают на вопрос кто? а на вопрос что?
Игра «Волшебныепревращения»(П.).
Слова: коса, мак, капля, сон.
Какой вопрос вы зададите к данным словам? Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом.)