СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат "Формирование и практики применения профессиональныйх компетенций учителя физической культуры начальных классов на уроке и кружке в ЧОУ "Православная гимназия"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый реферат на дистанционных курсах  по прграмме повышения квалификации "Формирование профессиональных компетенций учителя физкультуры в условиях введения ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Реферат "Формирование и практики применения профессиональныйх компетенций учителя физической культуры начальных классов на уроке и кружке в ЧОУ "Православная гимназия"»




Автономная некоммерческая организация дополнительного

профессионального образования

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»







ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ

по программе повышения квалификации (ПК__СОШ)

«Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры в условиях введения ФГОС»

Тема:

«Мой опыт и практики применения профессиональных компетенций учителя физической культуры начальных классов на уроке и кружке в ЧОУ «Православная гимназия»



Реферат подготовил: Иващенко Валерий Леонидович

Должность: учитель физической культуры

Место работы: Частное общеобразовательное учреждение «Православная классическая гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» г. Невинномысск Ставропольский край Российская Федерация.

Номер и дата договора: №ИУП2017/01-371-02 от 14 февраля 2017г.



11 января 2017 г.



г. Невинномысск, Ставропольского края

Российская Федерация

Содержание

Введение 3

Глава I. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса. 4-5

    1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 5-7

    2. Наличие теоретической базы опыта. 7-8

Глава II. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. 9-11

    1. Анализ результативности. 11-12

    2. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 12

    3. Адресные рекомендации по использованию опыта. 12

    1. Вывод. 12

Литература. 13

























Введение

Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство. (В. А.  Сухомлинский).

Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. Не могу не согласиться с К.Д. Ушинским: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Однако в целом, для меня мастерство – это определённая педагогическая вершина, к которой я стремлюсь.  Считаю, что залогом моей успешной работы является опыт и мастерство, которое в дальнейшем помогает сформировать своё отношение обучающихся к здоровому образу жизни, и к адаптации в социуме. Анализируя свою работу, могу сказать, что имею достаточный педагогический опыт (32 года), знания в области разных видов спорта, и желание прививать обучающимся любовь к физическим упражнениям как необходимой составной части жизни. Несмотря на то, что работа с учащимися начальных классов никогда не была делом лёгким, для меня она стала не просто возможностью проявить себя как педагога, но и позволила воспринять педагогический процесс в целостности его, т.е. рассматривать преподавание физической культуры с учётом влияния ее на полноценное физическое здоровье обучающихся, их нравственное развитие и формирование в них позитивного восприятия жизни. Моя работа основана на создании такого микроклимата, который бы помог ученику раскрыть свои физические способности, да и человеческие возможности, переступить порог страха, неуверенности в своих силах, помочь преодолеть неудачу, радоваться вместе с ним его успехам. Всё это  помогает мне не конфликтовать со обучающимися, быть им учителем-другом.









 Глава I. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

  Актуальность проблемы, над  которой  я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового человека. Интенсивность учебного труда обучающихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.  Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психо - эмоциональные изменения. Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации  задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся. Руководствуясь приказом № 373 от 6 октября 2009 г. Министерства образования Российской Федерации « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, я формирую первоначальное представление о значении физической культуры для укрепления здоровья человека( физического, социального, психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека( физическое, эмоциональное, социальное) , о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

Главная цель физического воспитания в начальной школе – укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирования установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. На начальном этапе прививаю умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность ( режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.). Формирую навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья ( рост, масса тела и др.) совместно с медицинским работником, показателей развития основных физических качеств ( силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно -спортивного комплекса ГТО. Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у обучающихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организуются самостоятельные занятия со здоровье сберегающей направленностью. Применяю физические упражнения для профилактики заболеваний, «лечебную физкультуру», выполнение занятий на свежем воздухе, игры, турпоходы и т.д. Проведение комплексной диагностики физического способностей (сдача контрольных нормативов один раз в четверти) обучающихся, обрабатывается и анализируется для дальнейшего учебного планирования, результаты доводятся до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, будут в огромной степени повышать активность в этом процессе самих обучающихся, будут успешно развиваться и оздоравливаться, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности.

 1.1 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создания оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности обучающихся на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностной. Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования. Образовательный процесс в области физической культуры в гимназии строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • Формирование гармонично развитой личности обучающихся по средством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

  • Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;

  • Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;

  • Развитие двигательных качеств;

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;

  • Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;

  • Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность обучающихся по формированию здорового образа жизни. Я учу детей сохранять свое здоровье, ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей. Нужно чтоб ученики шли к тебе на урок не потому, что надо, а потому, что интересно. И поэтому я стараюсь делать так, чтобы обучающиеся с желанием спешили на урок, чтобы учащиеся были здоровы, чтобы на уроке всегда присутствовал здоровый психологический климат.

Каждый свой урок я начинаю с улыбки, чтобы видели, что я хочу им помочь научиться всему тому, что знаю и умею сам . Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и интересно. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни. Пожалуй, нет на сегодняшний день учителя, который бы не использовал на своих уроках мультимедийные технологии. Использование данной технологии помогает сделать урок интереснее, насыщеннее. Я провожу теоретические уроки, где применяю ИКТ. Считаю эффективным средством использование видеофрагментов на уроках. Ученики видят как правильно выполнять тот или иной элемент из разделов программы, учатся отрабатывать приемы, видят, как это выполняют мастера. При знакомстве с тем или иным видом спорта мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по местам его зарождения. Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними – учащиеся со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с обучающимися, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья каждого ученика. Поэтому в начале каждого учебного года обучающие проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическими способностями, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности учащихся дозирую нагрузку на уроке. Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в спортивном зале размером 8х18 м., на площадке, на местности, в разное время учебного года. С целью закаливания и укрепления здоровья уроки физической культуры, подвижные игры в группах продлённого дня, кружок по общефизической подготовке, спортивно-массовые мероприятия я провожу по возможности на открытом воздухе. Большое значение для здоровья имеет бег. О его оздоровительной пользе говорили и в древности, и современные медики. Научить правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро - задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать быстро, важно в первую очередь привить любовь к бегу, так чтобы испытывал потребность в нём. В своей практике по развитию скоростных качеств я использую систему подводящих и специальных упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип "от простого - к сложному". Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, на их растягивание и расслабление. Другие - скоростно-силового характера, для развития быстроты реакции и быстроты движений. При этом часто применяю игровой метод. Веду также внеклассную работу, кружок общефизической подготовки две группы по 15 человек 3 раза в неделю по 40 минут( 1,2 кл.), часто провожу различные соревнования, конкурсы, все дети этого возраста любят и с удовольствием участвуют в весёлых стартах, подвижных играх и эстафетах. А во внеклассных мероприятиях, особенно в соревнованиях привлекаю родителей где дети видят их в новом качестве и учащиеся с удовольствием выполняют все задания. На уроке каждый учащийся должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя. Содействуют воспитанию активности и инициативы такие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим учениками, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность обучающихся.

1. 2 Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическое обоснование представленного опыта прежде всего нужно рассматривать с точки зрения взаимодействия администрации школы, учащиеся школы, классного руководителя, родителей, учителя физической культуры, медицинского работника, других учреждений дополнительного образования, библиотека и современные информационные технологии. В пособии известного педагога Н.К. Смирнова содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровье сбережения, приводится конкретная программа здорового образа, основное содержание понятия «здоровье сберегающая образовательная технология». В основе опыта лежит комплексная программа физической культуры. Задачей физического воспитания в гимназии является развитие физических способностей соответственно возрасту обучающего, без чего его личность нельзя признать всесторонне развитой. «Этот процесс, возможно осуществить только посредством физических упражнений – многократного повторения заданного  двигательного действия». Здесь имеет место тренинг и уместны тесты, как средство контроля за уровнем развития физических способностей. Хотя частично эта задача может решаться в ходе обучения двигательными действиями. Она должна ставиться специально, должна предусматриваться в учебном процессе средства ее решения, соответствующие формы организации и контроля. Вместе с тем следует признать, что эту задачу только в гимназии решить невозможно. Требуются ежедневные регулярные занятия.

В связи с этим я считаю, что основными видами обучения являются:

  • основное обучение-урок,

  • дополнительно-физкультурное оздоровительное мероприятие,

  • занятия в спортивных кружках и секциях,

  • участие в спортивных соревнованиях.

Однако  эффективность развития физических способностей во многом зависит от желания и активного, сознательного отношения обучающихся  к овладению системой знаний о физическом совершенствовании человека. «Физическая активность учеников обусловлена, в основном эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно – спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, обучающие в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получения удовольствия от самого процесса физической активности».



























Глава II. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка учителя к работе по внедрению здоровье сберегающих технологий. Здоровье сберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству учителям психолого- педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровье сберегающих технологий зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих обучающихся;

  • создание здоровье сберегающей среды;

  • высокой профессиональной компетентности и грамотности учителей;

  • планомерной работы с родителями;

  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Весь процесс обучения в условиях здоровье сберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга.  как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

Основные задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.

  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения (на уровне первоначального умения).

  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровье сбережения.

  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровье сбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель-умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровье сбережения.

  2. Добиться выполнения правил здоровье сбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах гимназии. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического подготовленности учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания. Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю по 40 минут. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению обучающихся  к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей. С целью активизации мышления обучающихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где ученики определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке так же выслушиваем мнение других учащихся, проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, провожу уроки конструирования, где ребята опираясь на ранее изученный материал программы составляют гимнастические и игровые комбинации, комплексы обще развивающих упражнений для утренней гимнастики. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу гимназии.

2.1 Анализ результативности.

Труд учителя - тяжкий труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы. Использование региональных материалов на уроках физической культуры дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости обучающихся. Презентации, подготовленные на региональном материале, помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности. Использование региональных материалов строится преимущественно на наглядном восприятии информации. В результате использования подвижных игр идет стабильный рост качества  ЗУН обучающихся по физической культуре. Обучающиеся гимназии активно участвуют во внутри школьных спортивных мероприятиях, т.к. у нас всего пока 1-2 класс, наша гимназия начала работать с 2015 года, учащиеся ещё не принимали участие в городских муниципальных соревнованиях. Большой популярностью у детей пользуются соревнования по подвижным играм, конкурсы « А, ну-ка, мальчики», «Добры, молодцы», весёлые старты, Дни здоровья совместно с родителями и другие спортивно-массовые мероприятия проводимые в гимназии. Для проведения школьных соревнований привлекаются практически все учащиеся, что способствует развитию и формированию спортивного интереса у обучающихся повысилась двигательная активность. Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровье сберегающим образовательным технологиям позволило:

  1. Повысить успеваемость по предмету.

  2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

  3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

  4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся

2.2 Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Большую трудность вызывает наблюдение за уровнем физической подготовленности обучающихся. Вызывает трудность проведения спортивных соревнований для обучающихся с низкой физической подготовкой. При организации обучения по формированию индивидуального здоровья  обучающихся много времени отводится по составлению карточек для использования  общеразвивающих  упражнений без предмета и с предметом.

2.3 Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт адресуется учителям физической культуры, руководителям МО. Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), являются основой высокой работоспособности во всех видах деятельности: учебной, трудовой, и спортивной. Физической  культурой и спортом заниматься можно в любом возрасте, которая укрепляет здоровье, развивает физические способности, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект.

2.4 Вывод.

Здоровье сберегающие технологии вызывают интерес и желание вести здоровый образ жизни, принимать участие и побеждать в городских и краевых соревнованиях. Об этом свидетельствует позитивная динамика охвата обучающихся физкультурно-спортивной деятельностью - 80% от общего количества обучающихся. Здоровье сберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления учащихся в частности, на уроках физической культуры.









Литература

1. Методические рекомендации Государственного совета Российской Федерации от 30.01.2006 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». 2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 3. Методические рекомендации Поповой Е.В., доцента кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека, Старолавниковой О.В., кандидата педагогических наук преподователя кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербурской академии. 4. Физическая культура. 1-4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ,В.И.Лях -М.Просвещение,2011 г., методические рекомендации 1-4кл.,В.И.Лях-М.Просвещение, 2014г.(физическое воспитание).

5. Уроки физической культуры 1-4 класс, методические рекомендации, А.П.Матвеев ФГОС,2014г.

7