Проект
По литературе
на тему: «Литературный Петербург писателей 19 века: А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского»
Выполнили:
Масло В.С. и Комкова А.А.
Ученицы 10 «А»
МБОУ СОШ№3
Проверила:
Тюликова Г.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№3
пгт. Верхнеднепровский, 2016г.
План проекта:
Введение
Основная часть
Александр Сергеевич Пушкин
«Ода на вольность»
«Арап Петра Великого»
«Домик в Коломне»
«Пиковая дама»
«Евгений Онегин»
«Медный Всадник»
Фёдор Михайлович Достоевский
Вывод
Список литературы
Введение
Санкт-Петербург менялся из года в год… Побывав в этом городе, можно заметить, как он меняется и по сей день. Каждое здание, стоящее на Ниве,- свидетель эпохи. И не один уважающий себя писатель не мог обойти в своих произведениях этот чарующий город. Чаще всего своё внимание на Петербург обращали великие русские писатели, такие как: Александр Сергеевич Пушкин и Фёдор Михайлович Достоевский. Литературному Петербургу этих писателей и посвящён данный реферат.
В результате проделанной работы мы хотим выяснить: как Санкт-Петербург влияет на своих жителей, раскроем некоторые тайны этого города, проведём анализ нескольких произведений русских писателей-классиков о нём, определим черты сходства и различия в изображении города у разных авторов, установим, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.
Никто ведь не понимал этот город лучше, чем авторы произведений которые в нём жили. И если Вы никогда не гуляли по улицам трёхсот летнего города, то писатели, показывая Петербург с разных сторон, могут раскрыть не только внешнюю, но и внутреннюю красоту этого города.
Эта работа может служить основным источником информации об истории развития героев под воздействием атмосферы Петербурга на страницах произведений русских писателей, а так же при изучении истории города.
Практически с самого начала своего основания и до нынешних дней Санкт-Петербург является местом сосредоточения творческих личностей. Сюда со всех концов страны съезжаются и остаются жить писатели, художники и другие люди творческих профессий. Зачастую, именно здесь их посещает особое вдохновение, позволяющее им творить великие произведения искусства. Этот город застал и расцвет русской поэзии.
Но мало кто знает, что Петербург в ней грает не только пейзажную роль, но и может выступать как главное действующее лицо. Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.
Основная часть
Петербург Александра Сергеевича Пушкина.
Петербург – новая столица России, которая сзывает, притягивает к себе молодые таланты. Окончив Императорский Царскосельский лицей, сюда переезжает и юный А.С. Пушкин. Он поселяется в стороне от шумного, блестящего центра столицы, так как жить в центре города было не по средствам. Но он не остаётся в стороне от светского общества. Иван Пущин вспоминал, что А.С. Пушкин «…кружился в большом свете…». Да! Он любит балы, развлечения, влюбляется в светских дам, посвящает им стихи, но и, кроме того, всегда стремится к участию в литературных делах.
Впервые, как цельный образ выступает Петербург в «Оде на вольность»(1819). Из тумана вырисовывается романтический замок мальтийского рыцаря - «уверенного злодея».
«…Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий меж тумана
Пустынный памятник тирана
Забвенью брошенный дворец…»
Город полный двойственности. В стройной, пышной Северной Пальмире, в гранитном городе, под бледно-зеленым небом ютятся его обитатели - скованные рабы, чувствующие себя в родном городе как на чужбине, во власти скуки и холода, как физической, так и духовной неуютности, отчужденности. Вот образ Петербурга, который придется по вкусу последующей упадочной эпохе. Но Пушкин сумеет с ним сладить и выводит его лишь в шутливом стихотворении. Судьба Петербурга приобрела самодовлеющий интерес. Пусть стынут от холода души и коченеют тела его обитателей - город живет своей сверхличной жизнью, развивается на пути достижения великих и таинственных целей.
В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра
Великого»(1827) новый город: «Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая поднималась из болот по манию своего государя. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над сопротивлением стихий. Дома, казалось, наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными торговыми судами».
Стремление заглянуть в колыбель Петербурга свидетельствует об интересе к росту города, к его необычайной метаморфозе. Эта тема особенно затрагивала Пушкина. Петербург преломляется в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы праздничного города и будней. Городская жизнь во всех проявлениях находит в поэзии Пушкина свое отражение. Вялость предместья отразилась в «Домике в Коломне»(1830).
Бытовые картины столицы сделаются на время единственной темой Петербурга, возбуждающей интерес общества, и здесь мы находим у Пушкина совершенные образы. Мотив «ненастной ночи», когда воет ветер, падает мокрый снег, и мерцают фонари, который сделается необходимым для Гоголя, Достоевского… набросан также Пушкиным в «Пиковой Даме»(1834). «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло. Улицы были пусты. Изредка тянулся ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. Герман стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни дождя, ни снега»…
Тему негостеприимного города продолжает А.С. Пушкин в «Евгении Онегине». Петербург нарисован им как царство строгих правил благопристойного лицемерия. Начиная с «пожилых дам в чепцах и розах, с виду злых», до «диктатора больного», румяного, «как вербный херувим», - все играет какую-нибудь роль. Образ Петербурга – маскарада был закреплен дальнейшей историей русской литературы
Образ Петрова града нашел свое целостное выражение в «Медном всаднике». Как ни выразительны все эти разнообразные образы, освещающие облик Петербурга с самых различных сторон, все они становятся вполне постижимыми только в связи с тем, что гениально высказал Пушкин в своей поэме-мифе: «Медный всадник».
Александр Сергеевич Пушкин далеко опережал в предвидениях свой век. Он назвал «роковой» волю Петра по поводу основания города. И этот рок мы видим в описании страшного наводнения, постигшего Петербург в 1824 году, которое и является основным сюжетом для поэмы «Медный всадник». В данном произведении мы наблюдаем горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей, и мы сочувствуем главному герою, но вдруг, посмотрев на изваяние Петра I, снова склоняемся в священном трепете, думая слышать за собой:
«…Как будто грома грохотанье,
Тяжело – звонкое скаканье
По потрясённой мостовой…»
Мы понимаем вдруг, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном всаднике, который любуется городом… И нам чудится, что из его медных уст исходит творящее: «да будет!», а простертая рука гордо повелевает утихнуть разъяренным стихиям… При взгляде на великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и разрушения и, как-то символически осуществляющего собою несокрушимость его творения, мы сознаемся, что этот бронзовый гигант не может уберечь индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства, что за него историческая необходимость и что взгляд его на нас уже его оправдание…
За картиной величия стихии следует картина крушения веры Евгения. Совершается полный поворот. Восстановившаяся жизнь города очень далека от той, красивой, что дана во вступлении. «Порядок прежний» означает, что «со своим бесчувствием голодным ходил народ», что «чиновный люд на службу шел», что действовал «торгаш отважный».
Именно в ряду таких новостей сообщается, что граф Хвостов «уж пел бессмертными стихами несчастье невских берегов». А.С. Пушкин вполне осознавал, что сам-то он делает нечто иное. У него город восторга больше не вызывает, а Евгению, утратившему веру в незыблемость града Петрова, остается бессмысленно скитаться да спать на пристани. Он уже раздавлен.
Автору «Евгения Онегина» и «Медного всадника» холодность, жестокость, призрачность великолепия Петербурга известны. Но А.С. Пушкин видит здесь и другое. Его музу любуется «шумной теснотою, мельканьем платьев, и речей, явленьем медленным гостей». Достоинство, отточенность форм, напоминающая высшие образы искусства («И темной рамою мужчин вкруг дам, как около картин»), сдержанность аристократизма, отсутствие вульгарности, стройность упорядоченности и ума, синий лед Невы, на котором играет солнце, - поэт и в Петербурге видит то, что позволяет его любить. Недаром именно с восхищения Петербургом начинает А.С. Пушкин свой вдохновенный гимн:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…»
История русской литературы знает два Петербурга: символ величия России, столицу империи — с Дворцовой набережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как парадный фасад, так и грязные задворки. И на этих задворках ютился совершенно иной Петербург — город доходных домов, где в клетушках с грязными темными лестницами и смердящих кабаках коротал свой век люмпен и криминал.
Образ жизни аристократии в роскошном Петербурге можно охарактеризовать такой строкой из «Евгения Онегина»: «Полусонный в постелю с бала едет он». А вот образ жизни людей петербургского дна отличается коренным образом. Им приходится всеми правдами и неправдами добывать себе кусок хлеба насущного, имея одну только радость — напиться до бесчувствия под вечер.
А.С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как и Петр Великий - строителем самого города. Все, что было сделано до певца «Медного всадника», является лишь отдельными изображениями. Только Пушкин дает ему силу самостоятельного бытия. Его образ Петербурга есть итог работы всего предшествующего века и, вместе с тем, пророчество о судьбе. Пушкин властно предопределил все возможности дальнейшего развития. Он создает то, что казалось уже не мыслимым в эпоху оскудения религиозной культуры: создает миф Петербурга.
В обрисовке местности подчеркиваются черты убожества, мрака. Пустынные воды, бедный челн стремится одиноко, мшистые, топкие берега, чернеющие избы - приют убогого чухонца, лес неведомый лучам, в тумане спрятанное солнце… глухой шум… Все эпитеты создают впечатление хаоса. Чудесною волей преодолено сопротивление стихий. Свершилось чудо. Возник Петербург.
«…Прошло сто лет - и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…»
Еще раз подчеркнуты тьма и топь и после этого непосредственно: вознесся пышно, горделиво. В дальнейшем описании все эпитеты выражают: гармоничность, пышность и яркость, с преобладанием светлых тонов.
«…По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башень. Корабли,
Толпой со всех концов земли,
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темнозелеными садами
Ее покрылись острова…»
Весь образ Петербурга внушает спокойную, радостную веру в его будущее, охраняемое Медным Всадником на звонко скачущем коне. Каждое слово вызывает близкие образы Санкт-Петербурга. Вот стройные сочетания строгих строений Исаакиевской площади. Вот бесчисленные мосты обильной водами столицы, такие живописные, часто фантастические, всегда индивидуальные. Вот чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И среди всего этого, всегда чувствуемая, хотя бы и незримая, Нева.
Далее идет описание белой ночи Петербурга. Тема, ставшая неразрывной спутницей всех описаний северной столицы, начиная от смущенного ими Альфьери, кончая современными поэтами.
«…Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиральтейская игла.
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…»
Ничего больного, призрачного мы не находим в этом описании «ночи благосклонной». Здесь очарование соткано из светлых эпитетов, выражающих душу белой ночи: прозрачный, ясный, золотой, блеск безлунный.
Петербургская зима, столь часто гнилая, слякотная, у Пушкина дышит здоровьем и весельем.
«…Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз…»
Вся поэма «Медный всадник» посвящена тому, «чьей волей роковой над морем город основался». Почему роковой? Вокруг чудотворного строителя совершается мистерия. Пределы человеческого творчества пройдены. Космические силы вызваны на бой. Законы, наложенные на человеческую волю, нарушены. Действующим лицом должен сделаться рок. Покарает ли он Медного Всадника? Сокрушит ли он того, кто дерзнул стать Властелином судьбы? Со священным трепетом поэт всматривается в Петербург.
«…Ужасен он в окрестной мгле?!
Какая дума на челе,
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный Властелин Судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы…»
Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и будущем, но он в большей мере принадлежит предшествующему периоду, чем последующему. С наследием Пушкина должны были считаться все, попытавшиеся сказать свое слово о Петербурге. Многие заимствовали из богатств образа Пушкина близкие им черты, но вдохновения Пушкина не разделили, веры его не приняли; вдохновение и вера Пушкина принадлежали прошлому: он разделяет ее с Державиным, Батюшковым, Вяземским. Северная Пальмира для них, прежде всего прекрасное создание Петрово; сказочно быстрый рост ее чудесен; она является символом новой России, грозной, богатой, просвещенной империи. Великие силы вызвали ее к жизни, страшные препятствия стоят на ее пути, но с ясной верой можно взирать на ее будущее.
«…Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия.
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра…»
Петербург Фёдора Михайловича Достоевского
Приемником Александра Сергеевича Пушкина в описании Петербурга стал Фёдор Михайлович Достоевский, хотя он и описывает город очень своеобразно, северная столица раскрывается в его произведениях очень правдоподобно и реалистично: у читателя складывается ощущение, будто он вместе с главными героями прогуливается по набережным и скверам .
Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург - лучшая иллюстрация к его романам. Он видел другой Петербург, нежели А.С. Пушкин, - «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», набережные канавы, харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки, лотки мелких торговцев, ночлежки…
В граде Перовом живет и работает Ф.М. Достоевский. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах, в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Ф.М. Достоевского сторонятся «Пушкинских кварталов».
Живя в Петербурге, Ф.М. Достоевский внимательно всматривается в окружающую действительность. Многое ему казалось страшным и непонятным. «…Петербург, не знаю почему, - писал он, - для меня всегда казался какою-то тайною». И в эту тайну ему хотелось проникнуть, понять, как и в чем живут обитатели нищих кварталов.
Для Ф.М. Достоевского в Петербурге в непримиримой схватке столкнулись две цивилизации — европейская и русская. Это город, насильственно построенный, неестественно сложившийся. Имя царя-основателя «Петр» означает камень. А потому Санкт-Петербург, Петрополь — это каменный мешок, мертвый и безликий.
У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любит лето. Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время - весна, пробуждение природы. Но - "самое интересное во всех отношениях время - осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…".
Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга - закаты солнца. "Косые лучи заходящего солнца" - этот образ существует почти во всех его романах. "Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю угрюмость; как будто на душе просияет…". Чистые цвета в петербургской палитре Достоевского появляются только тогда, когда их озаряет солнце. В пасмурные дни город мрачен, бесцветен, уныл: преобладают желто-коричневые и серо-зеленые тона.
Город, залитый лучами солнца, - любимый образ Достоевского, но это именно "озарения" Петербурга: "солнце у нас такой редкий гость". Более свойственны ему "снег, дождь и все то, чему даже имени не бывает, когда разыграется вьюга и хмара под петербургским небом…". Героям Достоевского как-то ближе больной и холодный вид Петербурга. Раскольников, например, любил, "как поют под шарманку, в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые, больные лица: или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру… а сквозь него фонари с газом блистают…". Слякоть, грязь, туман, морось - обычные состояния петербургской природы - придают городу соответственное настроение. Достоевский "разгадывает" его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…
Петербург со своей ирреальностью, миражностью может стать последней точкой в безумии человека. Именно в этом городе происходят фантастические в своей прозаичности события многих произведений Достоевского, зреют безумные идеи, совершаются преступления - "все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим…". Особенно таинственны набережные Петербурга - Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный фантастический колорит, доводя ситуацию порой до абсурда. Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их "общении". В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон, в различных ракурсах, неожиданно дает возможность увидеть ситуацию глазами самого героя.
В Достоевском постоянно присутствует ощущение зыбкости Петербурга, его фантасмагоричности. Кажется, что искусственно созданный город может исчезнуть также внезапно, как и появился. Это чувство заметно прослеживается в так называемом "видении на Неве" из "Петербургских сновидений в стихах и прозе": "…Был я тогда еще очень молод. Подойдя к Неве, я остановился на минуту и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль, вдруг заалевшую последним пурпуром кровавой зари, догоравшей в потемневшем небосклоне. Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр иглистого инея. Становился мороз в двадцать градусов. Мерзлый пар валил с загнанных насмерть лошадей, с бегущих людей. Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со всех кровель обеих набережных подымались и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми, новый город складывался в воздухе… Казалось, наконец, что весь мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами…в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу…".
После этого Достоевский, называя себя фантазером и мистиком, делает очень важное заключение: "Какая-то странная мысль вдруг зашевелилась во мне. Я вздрогнул, и сердце мое как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива могущественного, но доселе незнакомого мне ощущения. Я как будто что-то понял в эту минуту, до сих пор только шевелившееся во мне, но еще не осмысленное; как будто прозрел во что-то новое, совершенно в новый мир, мне незнакомый и известный только по каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам. Я полагаю, что с той именно минуты началось мое существование…".
В эту минуту Достоевский "схватил" душу Петербурга, окончательно ощутил двойственность петербургского бытия. Город-мечта превратился в город-призрак, где все ненастоящее, искусственное. Петербург показался писателю похожим на кукольный театр, издевательски созданный каким-нибудь шутником. "И стал я разглядывать и вдруг увидел какие-то странные лица. Все это были странные, чудные фигуры, вполне прозаические, вовсе не Дон Карлосы и Позы, а вполне титулярные советники и в то же время как будто какие-то фантастические титулярные советники. Кто-то гримасничал передо мною, спрятавшись за всю эту фантастическую толпу, и передергивал какие-то нитки; пружинки и куколки эти двигались, а он хохотал и все хохотал!".
В странном и угрюмом городе ("Что, не приходило вам в голову, что в Петербурге угрюмые улицы? Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете") необычно все: памятники, которые вдруг могут ожить, здания, давящие своей массой, маленькие домишки с глазами-окнами.
Достоевский писал о себе в "Дневнике писателя" 1873 г.: "Я люблю, бродя по улицам, присматриваться к иным, совсем незнакомым прохожим, изучать их лица и угадывать, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует…" Но у Достоевского был чисто писательский интерес. Вглядываясь в лица, он пытался понять их, предполагал их жизненные ситуации, даже придумывал, где они живут. Герои же его произведений, как правило, заняты только своей жизнью. "Принявшись за описание быта бедных людей, - говорил он, - я рад случаю познакомиться с пролетариатом столицы". В его сознании стал постепенно вырисовываться замысел произведения о бедных людях. Роман "Бедные люди" (1846) - первое произведение Ф.М. Достоевского, мгновенно вызвавшее успех у читателей и критиков, тем самым давшее почву для создания новых произведений. Здесь главное внимание автор уделил изображению социальных противоречий жизни Петербурга и выразил свое горячее сочувствие бедным людям, в произведении наиболее полно отражается жизнь петербургских низов.
Впервые в литературе была так глубоко, изнутри раскрыта и так подробно показана духовная жизнь обездоленных. Достоевский "показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре", - писал Белинский.
Страстно, настойчивее других писателей Достоевский заговорил о праве бедных людей на счастье.
Достоевский отворачивается от прекрасной архитектуры центральной части столицы, от красивых парков, нарядных улиц. Его герои не видят всего этого!
Обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы - и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках, и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.
Действие романа происходит в Петербурге, с 8 апреля по 30 сентября (весна, лето, начало осени). Но герои Достоевского не увидели цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива. Она фактически лишены всего, они обездолены. В сырость и слякоть автор водит своего героя по камням набережных каналов, вдоль домов "высоких, черных, закоптелых", сталкивает его с артельщиками, извозчиками, шарманщиками, пьяными мужиками и грязными бабами и прочим народом с "уныние наводящими лицами". Образ такого города наводит уныние и на героя повести, и на читателя, создавая наиболее подходящий общий тон.
Это Петербург далеких окраин, город бедняков. Варенька с родителями живет в деревянном домике на Петербургской стороне, после смерти отца перебирается с матерью на Васильевский остров, и, лишь похоронив мать, поселяется в доме, набитом бедными семьями, вблизи Фонтанки. Во дворе дома, напротив Вареньки, проживает и Макар Девушкин. Упоминается в романе и Выборгская сторона - в те времена также жалкая окраина.
В "Бедных людях" Достоевский развернул перед читателем подробное описание жилищ петербургской бедноты.
Можно ясно представить себе всю в "бальзаминчиках" и "гераньках" комнатку Вареньки Доброселовой и угол в чадной кухне за перегородкой, который Макар Алексеевич из самолюбия называет своей комнатой. "Вообразите, примерно, - пишет Девушкин Вареньке, - длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег!. Впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые, чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный. Два офицера живут и всё в карты играют. Мичман живет; англичанин учитель живет".
Губительна для всего живого атмосфера этих углов с их "остроуслащенным запахом". Девушкин не может привыкнуть к ней: "У нас чижики так и мрут. Мичман уже пятого покупает, - не живут в нашем воздухе, да и только. Кухня у нас большая, обширная, светлая. Правда, по утрам чадно немного, когда рыбу или говядину жарят, да и нальют, намочат везде, зато уж вечером рай. В кухне у нас на веревках всегда белье висит старое; а так как моя комната недалеко, то есть почти примыкает к кухне, то запах от белья меня беспокоит немного; но ничего: поживешь и попривыкнешь".
Отвратительна лестница доходного дома, по которой Макар Алексеевич ежедневно поднимается в свою "комнату": " винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной, одним словом, нехорошо".
"Нехорошо" не только в жилищах героев, нехорошо и на улицах Петербурга. Гонимый несчастьями, мечтающий выпросить взаймы хоть несколько грошей для спасения Вареньки, Девушкин бродит по улицам города и наблюдает жалкую и в то же время обычную сцену: "Остановился я посмотреть на шарманщика. Мысли такие лезли в голову, - так я, чтобы рассеяться, остановился. Стою я, стоят извозчики, девка какая-то, да еще маленькая девочка, вся такая запачканная. Шарманщик расположился перед чьими-то окнами. Он милостыни просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина. Нищий, нищий он, правда, все тот же нищий; но зато благородный нищий; он устал, он прозяб, но все трудится, хоть по-своему, а все-таки трудится"
Показывая скитания Девушкина по Петербургу, Достоевский знакомит читателя с жизнью петербургских улиц, создает целую галерею городских типов, углубляя социальное звучание своего произведения. Это нищие, беспризорные, шарманщики, дети-побирушки, обманутые и "павшие" девушки, ростовщики, чиновники. Чиновничеству, которое составляло в сороковых годах прошлого века одиннадцатую часть жителей столицы, Достоевский вообще уделяет особое место на страницах своих романов. Но это - мелочь, беднота, годовой доход которой не превышал заработка ремесленника, а иногда был и меньше.
Пейзаж "Бедных людей" социален, как и в произведениях многих других писателей гоголевского направления. Однако в повести есть другая очень важная особенность городского пейзажа, характерная именно для Достоевского, - психологизм. Городской пейзаж помогает понять настроения героев, их чувства.
Город мы видим здесь сквозь восприятие главного героя. Макар Девушкин в своих письмах-исповедях видит Петербург мрачным, грязным, перенаселенным, наводящим уныние и тоску.
"Вечер был такой темный, сырой. Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые, артельщики, извозчики, наш брат по какой-нибудь надобности; мальчишки; какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом, выкупанным в копченом масле, с замком в руке; солдат отставной, в сажень ростом, вот какова была публика! Часто, видно, был такой, что другой публики и быть не могло. Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня".
Но Петербург неоднороден. В нем есть и другая жизнь. Девушкин видит резкие социальные контрасты. "Когда я поворотил в Гороховую,-рассказывает он, - так уж смерклось совсем и газ зажигать стали. Я давненько-таки не был в Гороховой, - не удавалось. Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; все так и блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это все так, для красы разложено - так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живет в Гороховой; тоже, должно быть, народ весьма достаточный. Сколько карет поминутно ездит; как это все мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стекла как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть и княжны и графини. Верно, час был такой, что все на балы и в собрания спешили".
Макар Девушкин горько задумывается о несправедливости, которая царит вокруг. Одни живут "в каком-нибудь дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь, которая, по нужде, за квартиру считается", а другие "тут же, в этом же доме, этажом выше или ниже", живут "в позлащенных палатах", - размышляет он.
Смиренный Девушкин сам испуган своим "вольнодумством", видя, что в нем рождаются "ропот, либеральные мысли, дебош и азарт", но он не в силах побороть их. Картины тяжких страданий петербургской бедноты, особенно детских страданий, заставляют его роптать.
Щемящей болью отзывается в душе Девушкина сцена в семье обнищавшего чиновника Горшкова, где умер Петенька - "мальчик лет девяти". У гроба "маленькая девочка, дочка, стоит, да такая бедняжка скучная, задумчивая! А не люблю я, маточка Варенька, когда ребенок задумывается" - тревожно пишет Макар Алексеевич, видя, как горе, врываясь в душу ребенка, отнимает у него последнее - детскую беспечность.
На Гороховой улице, полной богатых магазинов, шумной от проезжающих карет, Макар Алексеевич встречает нищего мальчика, которому он - сам бедняк - так и не смог подать милостыни. "Замечаю малютку, мальчика, так себе лет десяти... Подбежал он ко мне, ручонки дрожат у него, голосенок дрожит, протянул он ко мне бумажку и говорит: записка! Развернул я записку - ну что, все известное: дескать, благодетели мои, мать у детей умирает, трое детей голодают, так вы нам теперь помогите…"
Страдания детей - одна из граней социальной жизни Петербурга, жизни России, где господствует власть богатства, где гибнут бедняки.
Петербург выступает здесь как беспощадная сила, враждебная тысячам и тысячам незаметных тружеников. Постепенно образ города словно отчуждается от восприятия героев, в чьи уста вложен автором рассказ о нем, и начинает самостоятельную жизнь в романе как равноправное, активнодействующее лицо. Впоследствии это станет характерным для многих произведений писателя. Роман "Бедные люди" положил начало тому, что впоследствии получило название "Петербург Достоевского".
Молодой писатель сделал дальнейший шаг по пути, проложенному А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем, впервые воссоздавшими в своих произведениях Петербург как блестящую северную столицу - творение русского народа - и одновременно как олицетворение безжалостных сил, губящих жизнь "маленького человека".
В своём знаменитом произведении «Преступление и наказание» Достоевский показывает нам Санкт-Петербург в образе города-спрута, в котором "человеку пойти некуда…"
Когда писатель творил свое «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его ф.М. Достоевский, в столярном переулке, где в большом доходном доме, снимал квартиру сам.
История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. В мире Достоевского места, обстановка, природа неразрывно связаны с героями и составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться "безобразная мечта" нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ - Петербург участник преступления Раскольникова. На протяжении всего романа лишь несколько кратких описаний города, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в "духовный" пейзаж, чтобы почувствовать "Петербург Достоевского".
Раскольников так же двойствен, как и породивший его Петербург (с одной стороны, Сенная площадь - "отвратительный и грустный колорит картины"; с другой - Нева - "великолепная панорама"), и весь роман посвящен разгадке этой двойственности Раскольникова - Петербурга. В ясный летний день Раскольников стоит на Николаевском мосту и "пристально вглядывается" в открывающуюся перед ним "действительно великолепную панораму": "Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина. Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его".
Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным улицам» идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит через Сенную площадь, где еще в XVIII веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию. В двух шагах о т грязной Сенной находился столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых находилось 18 (!) питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатае покидают кабаки.
От такой жизни люди начинают тупеть, смотреть друг на друга «враждебно и с недоверчивостью, между ними не может быть других отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки».
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные сырые « гробы».
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
Внутренняя драма романа вынесена на улицы и площади Петербурга. Здесь Соня приносит себя в жертву, на улице падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта. Петербург неотъемлем от личной драмы Раскольникова.
Основной поток повествования словно вбирает в себя все интонации и оттенки отдельных сцен и образов, постоянно возвращается к этим темам и придает роману некоторое симфоническое звучание современного Петербурга. Этот поток как бы сливает огромное многоголосье подавленных рыданий и возмущенных воплей в единое целое раскольниковской трагедии.
Петербург разрывает родственные связи, пресекает вековые традиции. Неслучайно маляр Миколка из романа «Преступление и наказание» с грустью и сожалением замечает, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.
Герои произведений Ф.М. Достоевского ютятся обычно в трущобах между Екатерининским каналом и Фонтанкой. Писатель никогда не описывает городских красот, лицевой, показной стороны столицы. Тем самым он как будто утверждает, что не может быть живой природы в городе мертвецов. А газон на Петровском острове введен в сюжет романа лишь только для того, чтобы усилить контраст — зелени и серого камня, живого и мертвого.
На природе с горожанином начинают происходить страшные вещи: когда Раскольников засыпает под кустом, то видит страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа. Совсем неслучайно и Свидригайлов кончает жизнь самоубийством на Петровском острове под росными кустами.
Цветовая гамма не блещет разнообразием и состоит преимущественно из казенных цветов — желтого и черного. Так во времена Ф.М. Достоевского красили будки и шлагбаумы. Точно так же и жилище старухи-процентщицы представляет собой «небольшую комнату… с желтыми обоями Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…». «Желтенькие пыльные обои» мы видим и на стенах в каморке Раскольникова, и в комнате Сонечки. Желтое от постоянного пьянства и лицо Мармеладова.
Так в произведении Ф. Достоевского все пространство окрашивается в желтый цвет. Оно постепенно и как бы незаметно превращается в небезызвестный «желтый дом» — общественную «психушку». Желтый цвет и его оттенки — грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый — усиливают атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства, вызывают чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. А сочетание «желтого» и «желчного» придает повествованию горький привкус: «Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам (Раскольникова). Наконец ему стало душно в этой желтой каморке».
Так город перерождается в настоящее кладбище людских судеб, где каменные здания — надгробия, а комнаты петербургских домов — гробы.
Петербург Ф. Достоевского — это город убийств, ужасов и людского одиночества. Вот почему сам писатель всю жизнь мечтал купить землю с лесом и проточным прудом.
Ф.М. Достоевский, напомню еще раз, постоянно вглядывался в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны нищего Петербурга, видя его жалких обитателей, с их горькой участью. И сущность города была заключена не в его кажущемся пышном убранстве, а в его социальных противоречиях.
Так что выходит, что между двумя Петербургами — Пушкина и Достоевского — стираются все грани различия. Но все дело в том, что водораздел между добром и злом проходит через сердце каждого человека, а сам город тут ни при чем. Зло рождается в людских помыслах и только совершается в темных подворотнях.
Для Достоевского Петербург - "самый умышленный и отвлеченный город в мире". Устами своих героев Достоевский передает и свое отношение к нему: "…сугубое несчастье обитать в Петербурге", "…это город полусумасшедших… Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге"…". И все-таки Достоевский очень любил Петербург. Это город его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он необходим ему для творчества: часто Петербург становится источником его вдохновения. Уезжая из него, Достоевский всегда стремится обратно, возвращаясь, тяготится им. В Петербурге ему тошно, скучно, тяжело. В Петербурге у Достоевского никогда не было своего дома, постоянного угла - он все время менял квартиры, может быть, надеясь вместе с квартирой изменить что-нибудь еще. Так же, как и Достоевский, часто меняют свои квартиры и многие его герои. И так же, как он сам, они чувствуют себя в этом городе неприкаянными. Но им нравится это ощущение дискомфорта и одиночества, они даже стремятся к нему (очень "петербургское" желание, "чтоб тошнее было"). Достоевский считал, что в таком состоянии человек больше способен понять, глубже мыслить. "Когда такое нервное время находило на меня прежде, то я пользовался им, чтобы писать, - всегда в таком состоянии напишешь лучше и больше".
Вывод
Петербургом пропитана литература: он так завораживающе красив, так значителен, что просто не мог не войти в творчество художника, писателя, поэта. Петербург не только одухотворен, он одушевлен. Это - живое существо. У каждого из нас он свой, неповторимый и единственный. Города - как люди. Существует же понятие "лицо города". У Петербурга оно очень разное, часто меняющееся. То близкое, знакомое, то чужое и непривычное. Петербург капризен. Мгновенно меняет настроение - часто это зависит от света, солнца: безоблачный, светлый, легкий или мрачный, угрюмый, отчужденный. Как и все живое, Петербург подвержен действию времени - появляются следы старения и разрушения, утомления и усталости.
Несмотря на то, что оба великих писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: они не любят и не принимают его. Образ Петербурга в их романах символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, с другой, является сам действующим лицом, губящим человеческую сущность.
Петербург – это не только величественный город, но и важнейшая тема русской литературы. Поэтому, начиная уже с первой половины 18 века, его образ находит отражение в творчестве различных писателей.
Петербург - это окно в Европу (он же – окно из Европы в Россию), дал вторую, необходимую для творческого равновесия точку опоры не только русской истории, но и русской словесности. Он явился своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами, как российскими, так и зарубежными.
Именно благодаря Александру Сергеевичу Пушкину и Фёдору Михайловичу Достоевскому мы узнали о таком замечательном городе. Именно на страницах их произведений раскрывается вся суть и величие Санкт-Петербурга. И мы с уверенностью можем сказать, что этот город будет вечен, так как он живёт на страницах произведений выдающихся писателей России, не только творивших в прошлые века, но и нынешних писателей.
Список литературы
«Ода на вольность» А.С.Пушкин
«Арап Петра Великого» А.С.Пушкин
«Домик в Коломне» А.С. Пушкин
«Пиковая Дама » А.С.Пушкин
«Медный всадник» А.С.Пушкин
«Евгений Онегин» А.С.Пушкин
«Бедные люди» Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский
«Литература.10класс. Часть первая» В.И.Коровин
«Литература.10класс. Часть вторая» В.И.Коровин
Интернет ресурсы
http://www.peterburg.biz/history/index.php#ixzz440vWotpY