СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по истории СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В реферате рассматривается история создания СНГ, его функционирование, а также значение в современных международных отношениях 

Просмотр содержимого документа
«Реферат по истории СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Педагогический институт

Кафедра социально-экономических дисциплин





Направление: 44.04.01

Педагогическое образование

Программа:Обществоведческое образование

Квалификация: магистр

Форма обучения: очная



Проскурякова Мария Анатольевна


Роль Содружества Независимых Государств в современных международных экономических отношениях

Реферат




Проверил:

Метелица В.И.





Иркутск – 2015


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Распад СССР и образование СНГ……………………………………………………..3

  2. Место и роль Содружества Независимых Государств в современном геополитическом моделировании мира……………………………………………….4

  3. Влияние СНГ на мировую экономику…………………………………………………5

  4. Заключение………………………………………………………………………………7

  5. Список литературы……………………………………………………………………..7





























  1. Распад СССР и образование СНГ


Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

- координация внешнеполитической деятельности;

- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

- сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

- миграционная политика;

- борьба с организованной преступностью.


Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

Создание Содружества одиннадцати государств считалось успехом российской дипломатии. Ведь осенью 1991 г. не более семи бывших республик, да и то с оговорками, проявляли интерес к участию в ССГ. Правда, 7 ноября 1992 г. Национальное собрание Азербайджана не ратифицировало учредительные документы СНГ, и в течение года представители Баку участвовали в работе Содружества в качестве наблюдателей. Однако с конца 1993 г. после возвращения Азербайджана и вступления Грузии в рамках СНГ сотрудничают двенадцать стран бывшего СССР.

31 марта 1994 г. Экономический Суд СНГ рассмотрел вопрос о толковании положений учредительных документов Содружества с точки зрения членства в нем. Суд исходил из решений СГГ и СГП, принятых летом 1992 г. и предполагавших, что государствами - участниками СНГ могут считаться страны, подписавшие и ратифицировавшие два документа - Минское соглашение и алматинский протокол. Исходя из данных о ратификации этих документов, а также учитывая последующее вступление в СНГ Азербайджана и Грузии, суд решил, что участниками СНГ могут считаться 11 стран. Одновременно Молдова, получившая отсрочку для ратификации учредительных документов до 22 апреля 1994 г., также могла приобрести статус участницы СНГ. 8 апреля 1994 г. Кишинев ратифицировал оба документа и стал двенадцатым участником Содружества.

Что касается членства в СНГ, то суд не мог не учитывать, что три государства не ратифицировали Устав, и отнес к членам СНГ лишь девять стран: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Молдова, Туркменистан и Украина официально членами СНГ не являются, однако считаются его участниками. При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Таким образом, СНГ является логическим продолжением распада СССР. Более того, СНГ являлся важной частью сохранения интеграционных процессов на постсоветском пространстве, но не оправдал, в конце концов данных надежд. Данное сотрудничество не стало настоящим союзом государств бывшего Советского Союза, который должен был сохранить его лучшие достижения. Но все же роль СНГ не стоит недооценивать, что докажут последующие параграфы исследования.


  1. Место и роль Содружества Независимых Государств в современном геополитическом моделировании мира


Современные международные отношения представляют собой во многом поле борьбы наиболее мощных геополитических стран, регионов, политических и военных блоков. Основой геополитических подходов к проблемам внешней политики и безопасности является моделирование страновых и региональных геополитических комбинаций.

Содружество Независимых Государств (СНГ) охватывает значительную часть евразийского континента. На сегодняшний день СНГ состоит из 10 членов и одного «ассоциированного члена». С распадом СССР значительная часть территории «хартленда» перешла «по наследству» Содружеству Независимых Государств. Территория СНГ исторически привлекала своими особо богатыми природными ресурсами другие влиятельные государства, прежде всего США и страны Западной Европы, поэтому зона «хартленда» постоянно находилась в состоянии геополитического противостояния основных геополитических игроков (России, США, Великобритании, Китая). Кульминацией такого противостояния стал период «холодной войны».

Рассматривая картину современного геополитического моделирования мира, достаточно сложно целостно обозначить в нем место и роль Содружества Независимых Государств, поскольку речь, чаще всего, идет об отдельных государствах (Российской Федерации, Украине, Казахстане, Беларуси и т. д.) или небольших группах государств, являющихся членами СНГ, а не об организации в целом. Причиной тому является недостаточная практическая эффективность деятельности данного Объединения и его неопределенность в будущем. Некоторые аналитики считают, что СНГ является весьма неустойчивым образованием и исчерпало себя как международная организация. Подтверждением тому стали события августа 2008 года: грузинско-российская война и последовавшее за ней признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Москвы. Данный шаг России публично не поддержал ни один член Содружества. Вместе с тем организация продолжает функционировать и является полноправным субъектом международных отношений, имея лидера в лице Российской Федерации, которая, в свою очередь, является важным «участником» современного процесса геополитического моделирования.

Более того, ряд государств Содружества перешли к более тесному взаимодействию, создав в 1992 году военно-стратегическую группировку на основе Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Именно на ОДКБ возлагается задача обеспечения внешней безопасности государств, входящих в СНГ.

Что касается обеспечения внешней безопасности, то это очень актуально, особенно для Азиатского региона СНГ. Для полноценного понимания геополитического маневрирования США в Азиатском регионе постсоветского пространства необходимо принять во внимание высказывание помощника государственного секретаря США по делам Средней Азии Роберта О. Блейка, который в своей речи «Приоритеты администрации Б. Обамы в Южной и Центральной Азии», произнесенной в январе 2011 г., признал, что Средняя Азия (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан) находится на стратегически важном перекрестке дорог, граничащих с Китаем, Афганистаном, Россией, Ираном и Индией. Более того, США выгодно сохранять в этом регионе геополитический плюрализм, обеспечивающий его раздробленность.

В этих условиях СНГ рассматривается в контексте противостояния основных геополитических сил «суши» и «моря» (Россия и США). Неоспоримым лидером здесь является  Российская Федерация, чего, к сожалению, нельзя сказать в отношении остальных стран СНГ. При этом не стоит забывать, что Россия является преемницей СССР. В современных геополитических моделях их роль и место характеризуется как «периферийные» и рассматриваются лишь через призму интегрирующих объединений. Однако и Россия на современном этапе не способна в полной мере сдерживать геополитическое лидерство США.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: на данный момент говорить об СНГ как о «сильном» акторе мировой геополитики не приходится, организация переживает непростой период развития. Большинство государств СНГ подвержены активному внешнему воздействию США и Западной Европы, что порождает в Содружестве состояние определенного политического дуализма: остаться в лоне родной организации или же сменить вектор интересов в сторону Запада. Этим и объясняется сложность анализа их места и роли в современном геополитическом моделировании мира.


  1. Влияние СНГ на мировую экономику


Страны СНГ (без России, если специально не оговаривается) играют весьма скромную роль в мировой экономике: в 2009 г. на них приходилось 1,3 % мирового паритетного ВВП и 1,2 % глобального экспорта товаров и услуг. В то же время в ряде отраслей и секторов государства Содружества занимают достаточно прочные позиции, в частности, на рынках энергоносителей (в 2008 г. на Казахстан и Азербайджан приходилось свыше 5 % мирового экспорта нефти, на Туркмению - более 6 % продаж природного газа), черных и цветных металлов (на Украину - более 4 % глобального экспорта черных металлов, на Казахстан - 4-5 % экспорта меди и цинка), минеральных удобрений (в сумме на Белоруссию и Украину - 7-8 % мирового экспорта), пшеницы (поставки из Украины и Казахстана превысили 10 % мировых продаж), хлопка-сырца (доля Узбекистана и Туркмении в мировом экспорте - 14-15 %). Казахстан и Узбекистан обеспечивают 25 % мировой добычи урана, те же страны и Киргизия - 5 % мировой золотодобычи. В общемировых запасах многих видов стратегического минерального сырья доля СНГ составляет 5-10 %, а по отдельным видам (уран, цинк, свинец, др.) - превышает 10 % (подробнее о значении стран СНГ в мировых запасах и добыче важнейших полезных ископаемых в Приложении 3).

Развитие экономик стран СНГ в 2000-х гг. определялось двумя основными факторами.

С одной стороны, в условиях значительного восстановительного роста экономики после кризисных 1990-х гг. на фоне преобладающей низкой конкурентоспособности национальных производств произошло резкое увеличение импорта, прежде всего инвестиционных и потребительских товаров, из стран дальнего зарубежья. Суммарный ВВП стран СНГ вырос в реальном выражении в 1,9 раза в 2008 г. против 2000 г., тогда как объемы ввоза товаров из дальнего зарубежья увеличились по стоимости в 7,6 раза (внутрирегиональный импорт, без импорта РФ из СНГ, за тот же период увеличился в 4,7 раза, причем в основном за счет повышения цен на энергоносители и металлы). Поставки товаров из Китайской Народной Республики (КНР) в СНГ возросли в 2008 г. по сравнению с 2000 г. в 31,5 раза, в том числе к уровню 2004 г. - в 6,7 раза, а экспорт из 27 стран Европейского союза (ЕС-27) в 2008 г. против 2004 г. увеличился в 2,6 раза.

Сложилась ситуация, когда все большая часть потребностей государств Содружества в изделиях обрабатывающей промышленности, оборудовании, технологиях, товарах народного потребления стала покрываться за счет импорта из дальнего зарубежья, что превратилось в существенный фактор торможения интеграционных процессов и усиления центробежных тенденций в регионе.

С другой стороны, низкая конкурентоспособность большинства обрабатывающих производств на фоне растущих мировых цен на основные сырьевые товары и материалы привела к утяжелению структуры промышленности и экспорта стран СНГ, формированию их преимущественно сырьевой, низкотехнологичной международной специализации. Экспорт практически всех государств Содружества в той или иной пропорции состоит из энергоносителей, металлов, удобрений, различных видов промышленного и аграрного сырья. Характерно, что в экспорте наиболее промышленно развитых стран СНГ - Белоруссии и Украины - около 60 % приходится на минеральные продукты, металлы, базовые химикаты и удобрения.

В результате указанных процессов взаимная торговля стран СНГ развивалась в последние годы значительно медленнее, чем товарообмен с дальним зарубежьем. Ее удельный вес в их общем товарообороте (включая Россию) только за 2004-2008 гг. снизился с 27 % до 21,5 %, в том числе в импорте - с 38 % до 27 %. При этом доля торговли с третьими странами в общем товарообороте стран СНГ без России повысилась за тот же период с 59 % до 66 %, в том числе в экспорте - с 70 % до 76 %, в импорте - с 47 % до 54 %. Для сравнения: в 2008 г. удельный вес внутрирегиональной торговли для ЕС-27 достигал 65 %, для стран НАФТА (США, Канада, Мексика) - 40 %.

Мировой валютно-финансовый кризис разделил участников СНГ на две группы.

Первая группа - это нетто-экспортеры энергоносителей (Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан), которые сильно пострадали от падения мировых цен на нефть, но сумели сравнительно быстро восстановиться за счет накопленных резервов и возобновившегося роста котировок на нефтяном рынке. Важно, что эти страны в меньшей степени зависят от состояния экономики России и других государств Содружества. В 2008 г. в экспорте Казахстана на СНГ приходилось лишь 16 % (27 % в 2000 г.), в экспорте Азербайджана - 3 % (13 %), поскольку практически все объемы энергоносителей - основного экспортного товара - направляются в дальнее зарубежье.

Вторая группа стран - нетто-импортеры энергоносителей, чей рост в последние годы подпитывался масштабным внешним кредитованием, благоприятной конъюнктурой на рынках многих видов неэнергетического сырья и промышленных полуфабрикатов, расширением рынков сбыта в России и увеличением трансферов от трудовых мигрантов, опять же из России. Кризис привел к существенному ослаблению перечисленных источников роста, что вызвало значительное общее ухудшение ситуации и деваль- вационные процессы в этих государствах: в Украине, Белоруссии, а также в странах СНГ - нетто-импортерах энергоносителей с низким уровнем доходов - Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистане.

В классификации страновых рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которую ориентируются кредиторы и инвесторы по всему миру, страны СНГ (по состоянию на конец января 2010 г.) находятся на самых низких ступенях рейтинга. Из предусмотренных экспертами ОЭСР 8 степеней странового риска (0 - нет рисков, 7 - практически неприемлемые для кредиторов и инвесторов риски) пять государств Содружества - Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина - находятся на нижнем седьмом уровне, Армения, Грузия, Туркмения и Узбекистан - на предпоследнем шестом уровне, и только Азербайджан и Казахстан - на более или менее приемлемом пятом уровне (его также имеют Доминиканская Республика, Гватемала, Иордания и др.).




Заключение


В итоге исследования можно сделать следующие выводы. СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан. 

- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан 

- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР

- Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина (и т.д)

Любое государство, входящее в СНГ, вправе выйти из организации в любое время и на свое усмотрение. СНГ не состоялось как союзное государство. «Институт СНГ» представляет из себя не более чем группу договоров о преимущественно двустороннем сотрудничестве по разным направлениям между Российской Федерацией и некоторыми бывшими республиками СССР

Таким образом, интеграции важных для России регионов – пограничных стран, участниц СССР, не произошло. Это, несомненно, играет негативную роль в установлении широких экономических отношений между странами СНГ, политического партнерства и пограничной стабильности. Как следствие, Россия имеет мало преимущества в регионах: Восточная Европа и Средняя Азия, что негативно сказывается на ее международном положении.



Список литературы:


  1. Л. М. Гайдукевич, Белорусский государственный университет, заведующий кафедрой, профессор

  2. Алтухов, В. Геостратегия «Анаконда» и Евразия // Информационно-аналитический портал «Геополитика» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://geopolitica.ru/article/geostrategiya-anakonda-i-evraziya. — Дата доступа: 01.11.12.

  3. Торкунов А. Современные международные отношения. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/

  4. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - Минск, 1992 - 1998.

  5. СНГ: цифры, факты, персоналии. - Минск, 1998.

  6. Союз можно было сохранить. Белая книга. Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. - М., 1995.

  7. Стратегический курс России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств // Дипломатический вестник. -1995.-№10.

  8. Загорский А. Военное сотрудничество стран СНГ // Экспорт обычных вооружений. - 1997. - № 8 - 9.

  9. Цыбуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. - М., 1994



0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!