СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по предмету: "Политология", на тему: "Политология, как наука".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по предмету: "Политология", на тему: "Политология, как наука".

Просмотр содержимого документа
«Реферат по предмету: "Политология", на тему: "Политология, как наука".»


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управления образованием Карагандинской области

«Центрально-Казахстанская академия» НОЦ «СГТИ»






Реферат


Предмет:

Политология

Тема:

«Политология, как наука»





Подготовила: Студентка 1 курса

Группы ПМНОСС 16-01

Новикова Алена Николаевна



Караганда 2016


Содержание

  1. Введение

  2. Политология, как наука

  3. Возникновение и становления

  4. Цель, задачи и функции

  5. Методы

  6. Заключения

  7. Список используемой литературы






































Введение

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике или мире политического. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. При изучении политологии необходимо учитывать данное обстоятельство, но при этом помнить, что она имеет свой собственный предмет.


Политология, как наука

Политология – термин, образовавшийся из двух греческих слов: «politike» + «logos», и буквально означает «политическая наука». Исходное значение термина «наука» – «знание».

Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки.

«Политология» -

  • Наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

  • Единая наука о политике.

  • Общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.

Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. В наши дни она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широко распространенную учебную дисциплину.

На протяжении существования политологии, вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди современных политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет. Существуют 3 точки зрения:

  1. Политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества.

  2. По существу, отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике.

  3. Политология как общая, интеграционная наука о политике во всех ее проявлениях.

Все 3 точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места

Изучает:

  • Поведение людей, как представителей политических объединений (как граждан государства, членов политических партий, представителей властных структур).

  • Политические отношения в обществе или политическое взаимодействие социальных субъектов.


Возникновение и становление

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) формах организации общества носили религиозно-миологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей фараонов. По древнекитайскому мифу, власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

Благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие (Аристотель).

В средние века политическая наука развивается в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются Аврелий Августин и Фома Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепции политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей как Макиавелли, Гоббс, Джон Локк, Монтескье и других, учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая и наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины ХIХ века. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. 1857 г. в Колумбийском колледже США создана кафедра «История и политическая наука». 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует в настоящее время.

1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Следовательно, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине ХХ века.

В России в конце ХIХ начале ХХ веков политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев М. Острогорский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.

Однако, после революции 1917 г. и установления Советской власти, политология оказалась под запретом. Тоталитарному режиму было невыгодно обучать своих граждан политической грамотности. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин.


Цель, задачи и функции

Цель: Проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления.

Выявить на макроуровне и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах.

Наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального изменения политики.

Функции:

  1. Познавательная – функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

  2. Инструменталистская (или практическая) – функция призвана использовать научные выводы в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

  3. Воспитательно-социализационная – призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».

  4. Диагностическаяпризвана определять соответствие программ политических курсов, как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

  5. Политическая рефлексия призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

  6. Прогностическаяпризнана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества.

  • Разрешение общественных конфликтов, их рационализация.

  • Руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом.

  • Интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка.

  • Политическая социализация, обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Задачи:

  1. Формирование знания о политике, политической деятельности

  2. Объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития

  3. Разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.


Методы

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. В средние века, доминирование в Западной Европе религиозных концепций предопределило и то,что и политическая мысль развивалась в рамках логической парадигмы.

Зарождение гражданской концепции политической мысли дало мощный толчок - возникновения и развития новых методов. В свои Трудах Дж.Локк, Ш.Монтескье, Э.Берк и другие, заложили основы институционального метода в политологии. В ХIХ начале ХХ века этот метод является одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторах политически деятельности и политического процесса.

С возникновением социологии как науки в середине Х I Х века социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Этот метод так же становится одним из основных. Он широко используется и в настоящее время.

Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлении раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов) социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный (компаративный) метод использовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства.

В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является отдельным, относительно самостоятельным, научным направлением в структуре общей политической науки.

Антропологический метод анализирует политическое явление исходя из природной коллективисткой сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе существо политическое и не может жить обособленно. В ходе своего эволюционного развития, люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления они возник в ХIХ веке. Однако в его основу легли многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Макиавелли, Гоббса, Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

В конце ХIХ начале ХХ века в американской психологии возникает такое научное направление как бихевиоризм. В 30 —50 годах ХХ века он активно развивается в политической науке и становится одним из самых значительных политических методов в американской политологии.

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению А.С.Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества - общества, лишенного естественных исторических корней. Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью ни какими-либо ценностями.

Структурно-функциональный анализ предполагает, что политическая сфера, как и общество в целом представляет собой сложную систему (структуру), с стоящую из множества взаимосвязанных элементов каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему, функцию.

Системный подход как отдельное направление политических исследованиях возникает в 50- 60 года ХХ века. Основными разработчиками этого подхода, являются американские исследователи Д.Истон и Г. Альмонд. Хотя сама теория системы так или иначе освещалась (разрабатывалась) в трудах Платона, Аристотеля, Гоббса, Маркса, Спенсера, Дюркгейма и др.

Системный подход по сути становится альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнее рассматривает политическую сферу как целостную саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой, дает возможность упорядочить наши представления политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие. Например, такие как метод экспериментных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход.


Заключение

Политология – это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

Сказанное о предмете позволяет увидеть, что сегодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений.






































Список используемой литературы

  1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 468 с.

  2. Политология: Учебник /под ред. Ачкасова В.А., Гуторовваа В.А. _ М.: ЮРАЙТ, 2006. – 69-7 с.

  3. Политология: Учебник /под ред. М.А. Василика. _ М.: Гардарики, 2006. - 588 с.

  4. Касьянов Касьянов В.В. Политология для технических вузов: учебное пособие / В.В., С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. 5. Кравченко А.И. Политология: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. — М., 2000.

  2. Василенко И.А. Политология: учебник. — М.: Гардарики, 2004.

  3. Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. — М.: Экзамен, 2002.

  4. Козлова О.Н. Социология. — М., 2004.

  5. Кравченко А.И. Политология: учебное пособие. — М.: Академия, 2001.

  6. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004.

  7. Пугачев В.П. Введение в политологию. — М.: Аспект Пресс, 2003.

  8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М., 2003.