Министерство образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет иностранных языков
Студенты группы ИЯ-14-01 |
А.В.Вылегжанина, П.А. Лисицина, Е.В. Михайлов |
РЕФЕРАТ
по дисциплине «информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Тема «УЧЕБНЫЙ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
| |
| |
| Проверен: руководителем |
| ст. преподаватель Ю.В. Коровина |
| _____________________ |
| «____»___________2017г. |
| |
Новокузнецк 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Обзор учебного сетевого проекта 5
1.1.Описание проекта 5
1.2.Основы проекта 6
1.3. Планируемые результаты обучения 7
1.4. Структура оценивания 8
1.5. Сведения о проекте. 11
Заключение 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Введение
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.[1] Современные развивающие программы начального, среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). В результате деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями, способами решения проблемы, характерными для современной науки, учатся способам презентации своей работы.[2]
Однако не стоит забывать, что результатом любой проектной деятельности должен быть проект, и он не обязательно должен быть представлен в виде реферата. Проект может быть реализован в любой форме, в том числе, праздник, выставка, викторина, газета и т.д. На уроках и в рамках внеурочной деятельности педагогам следует уходить от традиционных докладов. Больший результат будет иметь собственно найденная и рассказанная информация ребенком, нарисованная иллюстрация к ней, чем скачанный реферат, распечатанная информация, не нашедшая отклика в ученике.
Особая роль отводится проектно-исследовательской деятельности учащихся.[3] И это не случайно, т.к. лингвистическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:
- умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;
- умение критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства.[4]
Цели проекта: создание условий сетевого взаимодействия учащихся, активация познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской работы, повышения уровня владения английским языком и ИКТ.
Задачи проекта:
Способствовать организации условий для развития творческих способностей, повышения познавательной активности учащихся и интереса к изучению иностранных языков.
Развивать у обучающихся информационно-коммуникационные компетентности.
Содействовать организации творческого взаимодействия учащихся и педагогов с использованием Интернет-технологий через участие в сетевом проекте.
Обеспечить деятельностное изучение учащимися иностранного языка и информатики с помощью различных Интернет-сервисов.
Глава 1. Обзор учебного сетевого проекта 1.1.Описание проекта
Проект предназначен для учеников 6 - 8 классов в рамках работы над темами «Путешествия», «Россия – наша Родина», «США», «Австралия», «Великобритания», «Канада». Проект направлен на расширение и углубление знаний учащихся по данным темам, а так же на исследование такого способа познания мира как путешествие. В результате работы над проектом школьники смогут ответить на основополагающий вопрос «Как познать мир?» В ходе проекта ученики совершают виртуальные экскурсии по родным местам и англоязычным странам, что позволит им лучше узнать родной край и другие страны. Данный проект предназначен для развития метапредметных умений, творческих способностей учащихся, нацеливает их на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки проведения сравнительно-сопоставительного анализа иноязычных культур, развивает у учащихся интерес и мотивацию к изучению английского языка. Проект направлен на организацию сетевого взаимодействия учащихся, активизацию познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышение уровня освоения английского языка и ИКТ. В проекте могут принять участие учащиеся образовательных учреждений, изучающие английский язык и владеющие информационно-коммуникационными навыками, полученными на уроках информатики и ИКТ в рамках учебной программы. Участие в проекте командное (команда не менее 3-х человек). Тема проекта органично вписывается в учебный план по английскому языку и включает программный языковой материал, кроме того участникам предлагаются задания, требующие знаний и умений по истории, литературе, мировой художественной культуре, информатике и ИКТ в рамках учебной программы.
1.2.Основы проекта
Федеральный компонент государственного стандарта по иностранным языкам предусматривает изучение учащимися тем «Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка», «Вклад России и стран изучаемого языка в развитие мировой культуры», «Мир вокруг нас». Проект ориентирован на реализацию нового образовательного стандарта обучения иностранным языкам: согласно нового ФГОС обучение иностранным языкам в школе сегодня включает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач. Сегодня перед учителями ставится целью формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий.
В понятие иноязычная коммуникативная компетенция входят такие элементы как:
- речевая компетенция
- лингвистическая/языковая компетенция
- социокультурная/межкультурная компетенция, а также компенсаторная компетенция и учебно-познавательная компетенция.
Универсальные учебные действия, по моему мнению, соотносятся с ключевыми умениями XXI века:
- критическое мышление
- технологическая и информационная грамотность
- навыки сотрудничества Образовательные результаты рассматриваются на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначаются в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
1.3. Планируемые результаты обучения
По завершению проекта учащиеся смогут ответить на вопрос: «Как познать мир?» и приобретут следующие умения:
- личностные: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; умение
работать в группе, освоят нормы и правила общения в сетевом сообществе;
- метапредметные: приобретут навыки работы с источниками информации (вычленять необходимую информацию из текста, поиск необходимой информации), разовьют навыки исследовательской и проектной деятельности, разработки, реализации и презентации результатов исследования, научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в ходе проекта в рамках предложенных условий и требований, получат опыт самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, разовьют компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
- предметные:
- разовьют навыки коммуникативного общения на английском языке, используя лексику по теме в диалогической и монологической речи, умения работать с англоязычным текстом, употребления новых лексических единиц по теме, научатся работать в группах и самостоятельно. Совместная деятельность учеников будет способствовать развитию системного мышления, информационной и медиаграмотности, умений устанавливать причинно-следственные связи, навыков диалога и сотрудничества, воспитанию таких качеств как способность принимать решения и нести за них ответственость. Освоят основы информационной культуры, правила безопасного поведения при работе с компьютерными программами, в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Расширят знания о различных способах представления данных, с использованием соответствующих программных средств их обработки
Вопросы, направляющие проект. Основополагающий вопрос:
- Как познать мир?
Проблемные вопросы:
- Почему люди любят путешествовать?
- Зачем изучать историю и культуру страны изучаемого языка?
- Что дает человеку знание истории родного края?
Учебные вопросы:
- Как люди путешествуют?
- Что ты расскажешь иностранцам о родном городе (деревне)?
- Какие достопримечательности страны изучаемого языка известны во всем мире?
- На каком языке удобнее общаться во время путешествий?
1.4. Структура оценивания
«Таблица 1»
План оценивания |
До работы над проектом | Ученики работают над проектом | После завершения работы над проектом |
Стартовая презентация. План работы в проекте. Опрос участников проекта. «Мозговой штурм». Формирование команд. Оформление визитных карточек команд-участников. | Путевой журнал. Дневник путешествия команды. Оценивание критического мышления. «Умение работать с информацией». Критерии оценивания рекламы команды. Критерии оценивания путеводителя по родному городу. Лист самооценки «Как я работаю в команде?». Взаимооценивание путеводителей. Критерии оценки презентации: ―The Beauty of the World‖. Самооценка успешности работы команды (синквейн). Самооценка работы руководителя команды. Лист оценки команд для руководителей. | Представление результатов работы команд в виде рекламных буклетов, путеводителей, презентаций. Итоговое оценивание продукта проектной деятельности. Рефлексия участников. Рефлексия руководителей команд. Подведение итогов проекта. |
«Таблица 2»
Описание методов оценивания |
Выявление первоначального опыта и интересов учащихся | проводится оценка первоначального опыта и интересов участников, позволяющая оценить, обладают ли они необходимыми знаниями и умениями, которые помогут успешно продвигаться в проекте: - Стартовая презентация - Опрос участников сетевого проекта |
Развитие самостоятельности и взаимодействия | осуществляется распределение участников по группам в соответствии со склонностями и интересами учащихся, что мотивирует их на проведение исследований в проекте: - План работы в проекте - Визитная карточка команды - Лист самооценивания «Как я работаю в команде?» - Google - форма взаимооценивания команд |
Мониторинг прогресса | отслеживается пошаговое продвижение участников в проекте и организуется обратная связь: - Путевой журнал - Дневник путешествия |
Проверка понимания и поддержки метапознания | результаты исследований оформляются в виде компьютерных презентаций, буклетов, статей в соответствии с критериями оценивания: - Критерии оценивания презентации - Критерии оценивания буклета - Критерии оценивания статьи |
Демонстрация понимания | определяется настроение и состояние участников при прохождении различных этапов проекта: - Представление результатов исследования в виде презентаций, статей, буклетов - Рефлексия учащихся - Рефлексия координаторов - Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности |
1.5. Сведения о проекте.
Необходимые начальные знания, умения, навыки: Знание лексики по теме, знание грамматических структур, необходимых для построения монологического высказывания, умение задавать вопросы на английском языке. Умение работать с компьютером, создавать презентации, пользоваться информационными ресурсами интернета.
Учебные мероприятия. Подготовительный этап (1 неделя). На этом этапе участникам проекта предлагается:
- Обсуждение вопросов по теме проекта с помощью стартовой презентации.
- Знакомство с планом работы в проекте.
- Определение групп и плана проведения исследований.
- Поиск возможностей эффективного взаимодействия внутри групп.
- Регистрация команды в проекте.
- Создание «Дневника путешествия» (документ Google), где отражается ход выполнения командой заданий в проекте.
- Участие в опросе «Почему я участвую в проекте?».
Проектный этап. (2 неделя):
- Поиск ответов на учебные вопросы
- Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся
- Оформление промежуточных продуктов проекта
- Презентация промежуточных продуктов
- Подготовка к презентации окончательного продукта проекта.
Итоговый этап (3 неделя):
- Представление результатов исследования в виде презентаций, статей, буклетов.
- Рефлексия участников.
- Рефлексия руководителей.
- Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности.
- Подведение итогов и награждение команд грамотами или сертификатами.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: фотоаппарат, компьютеры, принтер, проекционная система, сканер, Интернет.
Технологии для программированного обеспечения: веб-браузер, программы электронной почты, программы обработки изображений, Google – документы (тексты, электронные таблицы, презентации), текстовые редакторы, он-лайн словари.
Другие принадлежности: карты мира и своего региона на английском языке.
Заключение
Таким образом, благодаря проведённым мероприятиям в рамках данного проекта, в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по иностранному языку, мы прогнозируем следующие результаты по каждому из параметров:
Диалогическая речь. Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Аудирование. Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения.
Письменная речь. Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты.
Чтение. Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных жанров: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, функциональных, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей).
Грамматическая сторона речи. Расширение объема значений изученных грамматических явлений: видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола, форм условного наклонения, объема использования косвенной речи (косвенного вопроса, приказания /побуждения). Согласование времен. Развитие соответствующих грамматических навыков. Систематизация изученного грамматического материала.
Лексическая сторона речи. Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. Этот минимум включает в себя также оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие особенности культуры страны/стран изучаемого языка. Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой. Развитие соответствующих лексических навыков.
Социокультурные знания и умения. Развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Увеличение их объема за счет новой тематики и проблематики речевого общения, в том числе межпредметного характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М.: Институт новых образовательных систем, 2004. 221 с.
Бухаркина, М. Ю. Учебные проекты: возможности Интернет//Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» [Электронный ресурс]/Бухаркина М. Ю. — Электрон. текстовые дан. — М.: [б. и.], 1996. — Режим доступа: http://scipeople.ru/users/7938537/. html, свободный.
Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст]/И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
Николаева, Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Николаева Л.С. — Электрон. текстовые дан. — СПб.: [б. и.], 2003. — 224 с. — Режим доступа: http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=133205&tmpl=Thread&BoardId=133208&ThreadId=545763&page=1. html, свободный.
Новикова, Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/Т. А. Новикова // Школьные технологии. — 2000. — № 2. — С. 43-52.