Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Североонежская средняя общеобразовательная школа»
(п. Североонежск Плесецкого района Архангельской области)
Реферативная работа:
Образ Дома в стихотворениях Сергея Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» и Николая Рубцова «Далёкое»
Автор: Ковтун Валерия Владимировна
Руководитель:Тимошенко Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2014-2015 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………..………………………………...…3-4
Основная часть…………………………………...………………..………...………4-10
2.1. Разные толкования слова «дом». Определение художественной функции «Дома» в произведениях литературы (обзорный анализ нескольких произведений)……….……...…………………………………………………………4-5
2.2. Биографическая справка о С.Есенине и Н.Рубцове…….………….…......……5-6
2.3. Сравнительный анализ образа Дома в стихотворениях С.Есенина и Н.Рубцова . («Низкий дом с голубыми ставнями», «Далёкое» )………………….………...……6-9
2.4. Есенинские традиции в поэзии Н. Рубцова…………….…..………….…..…..9-10
3. Заключение………………………………………...…..……………….………………..10
4. Библиографический список……………………………………………..…….………..11
5. Приложения………………...………………………………………………….……12-15
5.1. Приложение№1 Стихотворения С. Есенина и Н. Рубцова…………….….…….12
5.2. Приложение№2 Таблица «Сравнительный анализ образа Дома в стихотворениях С. Есенина и Н. Рубцова («Низкий дом с голубыми ставнями…», «Далёкое»)…………………………………………………………..…………………..13
5.3. Приложение№3 «Сергей Есенин» Н. Рубцов……………………..…………….14
5.4. Приложение №4 Диагностика (анкетирование учащихся)………………..……15
Введение.
Художественная картина мира отражается в литературе с помощью символов и образов. Каждый из них имеет своё значение. Поняв его, читатель сможет постигнуть авторский замысел. Веками поэты и писатели дарили нам свои творения, чтобы мы увидели всё богатство нашего мира. Сергей Есенин и Николай Рубцов принадлежат к числу истинно народных поэтов, чьи стихи подкупают проникновенной искренностью, нежностью к человеку и миру. В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности, падает уровень духовности, необходимо вспомнить стихи этих поэтов о Доме.
Цель работы: изучение образа Дома в стихотворениях С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» и Н. Рубцова «Далёкое».
Задачи: изучение толкований слова «дом», исследование значений образа Дома в текстах художественных произведений, объяснение его роли в языке стихотворений, нахождение есенинской традиции в анализируемом стихотворении Н. Рубцова.
Предмет исследования: текст стихотворений Сергея Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» и Николая Рубцова «Далекое».
Объект исследования: образ Дома.
Гипотеза исследования: образ Дома в поэзии - это важный образ, который несет в себе глубокий человеческий смысл.
Методы исследования:
1. поисковый (работа в Интернет, в библиотеке);
2. мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация их положений);
3. составление тезисов исследования;
4.сравнительный анализ стихотворений «Низкий дом с голубыми ставнями…» Есенина и «Далекое» Рубцова;
5. диагностика (анкетирование учащихся).
Актуальность исследования заключается в пробуждении в учащихся интереса к поэзии Рубцова и Есенина через знакомство с образом Дома. Значимость исследования состоит в том, что оно наглядно показывает, как важно знать творчество выдающихся поэтов, потому что оно пробуждает любовь к дому, семье, природе, Родине. Современная поэзия испытывает влияние как есенинской, так и рубцовской традиции. В связи с этим выявление истоков возникновения и формирования данной традиции представляется значимым и необходимым.
Практическая значимость исследования на сегодняшний день состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, при подготовке к олимпиадам, при поступлении в ВУЗ.
Новизна исследования определена новым взглядом на творчество поэтов в свете проблемы традиции и новаторства путем сравнительного анализа стихотворений С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» и Н. Рубцова «Далекое».
Основная часть.
2.1. Разные толкования слова «Дом»
Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 5, 8, 10-х классов нашей школы. Был задан вопрос, ответы на который позволили мне сделать следующий вывод: большинство учащихся 53% связывают понятие «Дом» с семьей. И только 13% с традицией. (Приложение №4) Но Дом не только многозначное слово, но и многоаспектное.
В словаре В.И. Даля мы читаем : « Дом:1.Строение для житья; в городе- жилое строенье; хоромы; в деревне - изба со всеми ухожами и хозяйством. 2.Семейство, семья ,хозяева с домочадцами; 3.Род, поколенье, говоря о владетельных или высоких особах. [10]
В историческом словаре дается такое определение дому : «Крестьянская изба - место обитания семьи, как Малой Церкви. Во многих чертах домашней обстановки, в самом обыденном поведении и повседневных занятиях четко проступает состояние веры, сохраняется память о Боге и осуществляется обращение к Нему». [12], [13]
B.C. Непомнящий так обозначает семантическое поле, в котором в русской культуре существовало понятие дом: «Дом - жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом — традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Дом - "родное пепелище" - основа "самостоянья", человечности человека, "залог величия его", осмысленности и неодиночества существования.[14] Приведенный ряд толкований слова «Дом» со всей очевидностью раскрывает связь понятия дом с самыми существенными сторонами человеческой жизни.
Дом всегда играл большую роль в жизни человека, поэтому неудивительно, что в литературе образ Дома встречается во многих произведениях. Есть дома, о которых мечтает странствующий герой, куда он стремится всей душой. Так спешил Чацкий в дом Фамусова. Герой комедии А.Грибоедова «Горе от ума» возвращался в дом своего детства и юности, который в свое время оставил: «И дух Отечества нам сладок и приятен» [3]
В русской литературе образ Дома сопряжен с образом семьи. Интересна раскрывается тема семьи, дома в « Евгении Онегине». Посмотрим на семью Лариных: жена управляет хозяйством и помыкает мужем. Младшая дочь похожа на мать: мечтает о балах и богатом муже. В своей семье Татьяна «была девочкой чужой». Родная природа и нянюшка дала ей «русскую душу», способную переживать глубокие чувства и страдать. Пушкин показывает нам семью Лариных, но «семья» Татьяны - это старая нянюшка и красивая русская природа. [7]
Совершенно другую художественную функцию несет в себе образ Дома в романе И. Гончарова «Обломов». «В Гороховой улице, в одном из больших домов народонаселения, которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Лежать у него не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Он почти всегда был дома,- он все лежал ,и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли ,служившей ему спальней, кабинетом и приемной». [2] Таким образом, внешняя обстановка, то есть Дом ,в котором он живет, показывает безжизненность , лень, апатию героя.
Обращаясь к истории, всевозможным фольклорным текстам и литературе, можно выделить мифологический образ дома. Дом - это освоенное место и обитель человека, он отождествляется с родом, с храмом. В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человека, традиции, связывается также с женским началом, материнским лоном.
2.2. Биографическая справка о С.Есенине И Н.Рубцове
С.Есенин и Н.Рубцов - это выдающиеся представители лирической поэзии XX века. Они вошели в русскую литературу как певцы родной земли, тонко чувствующие и вдохновенно воспевающие красоту и поэтичность русской природы. Их поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Его отец, Александр Никитич Есенин, был обычным крестьянином, как и мать, Татьяна Федоровна Титова. В отличие от Рубцова у С.Есенина была настоящая семья, он чувствовал опору и поддержку родных, поэт рос, окруженный вниманием и любовью. Поэт вспоминает в своей автобиографии: « С трех лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ….Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе .. Дедушка пел мне старые песни, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». На творчество Есенина, как и Рубцова, повлияла его любовь к родным местам, ведь он замечал самое малое в природе и возносил это. В его стихотворениях природа прекрасна, хотя окружающий мир иногда ужасен, а родной край не броский, не богатый, но все равно он близок сердцу поэта... это ведь его родина и какой бы это она не была, она самая красивая.. Осенью 1912 года поэт заканчивает учебу в школе и покидает дом, приняв твердое решение отправиться в Москву. Январь 1916 года ознаменовался для Есенина призывом на войну, где он получил назначение санитаром. В 1921 году поэт ездит по Средней Азии, посещает Урал и Оренбуржье. 21 декабря поэт 1925 года поэт направляется в Ленинград. Там он останавливается в гостинице «Англетер», где его и настигла смерть. Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. На момент смерти поэту было 30 лет. [11]
Николай Рубцов родился 3 января 1936 в селе Емецк Архангельской области. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным». Именно оттуда уходит на фронт отец Коли Рубцова, там умирает его грудная сестрёнка Надя, а затем и мать. Отсюда начинаются скитания Николая уже без семьи, в одиночестве шестилетний мальчик, как и многие дети того времени, попал в детский дом, который находился в селе Никольском. После детдома он учился в Тотемском лесотехническом техникуме, потом уехал в Ленинград. Через полгода его призвали в армию. Осенью 1959 года Рубцов возвратился в Ленинград и устроился работать на Кировский завод. В 1962 году его зачисляют на очное отделение Литературного института имени Горького в Москве. Долгое время поэт искал уединения и пристанища, но обрел свою поэтическую Родину Рубцов лишь в 26 лет, когда уехал в глухую деревню детдомовского детства. В 1970-м году он переезжает в Вологду, где покупает себе дом. Именно Вологда с её садами, храмами, старинными домами стала музой поэта. Коротка и непроста была жизнь Рубцова. Чувство одиночества почти не оставляло его. Жизнь поэта была неустроенной, у него не было семьи, не было родного дома, он всю жизнь провел скитальцем. Николай Рубцов погиб в ночь на 19 января 1971 года в своей квартире, в результате бытовой ссоры с библиотекарем и начинающей поэтессой Людмилой Дербиной, на которой собирался жениться. [9]
Познакомившись с биографией поэтов, мы поняли, что в их судьбе много общего: деревенское детство на лоне природы, жизненная неустроенность, раннее признание и трудная поэтическая судьба, трагическая гибель одного и другого поэта.
2.3. Сравнительный анализ образа Дома в стихотворениях С.Есенина и Н.Рубцова («Низкий дом с голубыми ставнями», «Далёкое»)
В данной работе мы раскрыли для себя много нового и, на наш взгляд, интересного в творчестве С.А.Есенина и Н.Рубцова. Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав образов находим в стихотворениях поэтов. Анализируя их стихи, выяснили, что у каждого своя особенность, своя история. (Приложение№1)
Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…» было написано Есениным в 1924 году в Москве, стихотворение полностью основано на его детских воспоминаниях. Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ дореволюционного села с размеренно текущей жизнью. [1]
Стихотворение «Далёкое» Рубцова также является стихотворением-воспоминанием. Оно написано в период службы Рубцова во флоте (октябрь 1955 – октябрь 1959). Но посреди моря он вспоминает свою деревню, и сейчас она ему кажется "родней и больней". Все, что он видит в воспоминаниях, ему мило и дорого, даже «свист вьюги и вой волков». И все-таки в этих детских воспоминаниях главным остаются "звезды" и "их мерцающий свет". Образ ночной звезды воплощает высоту и чистоту.
Оба поэта с любовью и теплом вспоминают свой родной дом ( у С. Есенина - «низкий дом с голубыми ставнями», а у Н.Рубцова - «бревенчатый низенький дом»), оба стихотворения имеют печальный колорит. У Есенина - это щемящая грусть, а у Н.Рубцова - странная тоска. Рубцовский зимний пейзаж подчеркивает одиночество и неустроенность, отсутствие родственных душ: «вьюга гуляет, плетень скрипит, волки воют». Осень у Есенина – это не только увядание природы, но и печаль по юности. Тема стихотворений - Родина, центральными образами являются Дом и природа. (Приложение№2)
Образ Дома связан для Н. Рубцова не только с природой, Родиной, но и с вечностью и стоит в одном ряду с образами старины, погоста, молитвы. Вечным кажется и нам этот «бревенчатый низенький дом» из стихотворения «Далёкое». Благодаря этому образу стихотворение имеет кольцевую композицию, почти полностью совпадающие строки повторяются в первой и последней строфах: «Стоял запорошенный снегом/Бревенчатый низенький дом./И весь запорошенный снегом/Стоит у околицы дом.» [5]
Основная часть стихотворения посвящена воспоминаниям лирического героя о прошлом: «Я помню, как звёзды светили, / Скрипел за окошком плетень…» и о том, как всё быстро это прошло: «Как всё это кончилось быстро!». Наличие восклицательных предложений в стихотворении говорит о том, что поэт не может смириться с тем, что так «все кончилось быстро, ушло навсегда». Также быстро проходит человеческая жизнь, все невзгоды и радости. Но, несмотря на быстро текущее время, неизменным остаётся одно: пристанище человека, его дом. Не случайно глагол «стоять», употреблённый в первой строфе в прошедшем времени, в последней поставлен уже в форму настоящего: «стоит». Не случаен и образ «мои поезда» в этом стихотворении, он связан с тем, что Рубцов много путешествовал, искал пристанища. Интересно, что Дом неподвластен времени, он олицетворяет собой вечные ценности (тепло, свет, пристанище для души), без которых существование человека невозможно.
Образ дома у С.Есенина связан с образами природы, матери и Родины: «Как бы я и хотел не любить/ Все равно не могу научиться/И под этим дешевеньким ситцем/ Ты мила мне, родимая выть». Взволнованность поэта от встречи с родными местами передается с помощью инверсии: «Восхищаться уж я не умею/ Полюбил я седых журавлей». Есть в стихотворении С. Есенина образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте: «И под этим дешевеньким ситцем…» Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми руками — может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого...
Пейзаж и у С.Есенина, и у Н.Рубцова социально окрашен. Они остро переживают проблемы русской деревни, не забывают о горестях, которые видели сами. Так, в рассматриваемых стихотворениях, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников: «Они сытных хлебов не видали». А Н. Рубцов подчеркивает этот аспект через описание суровой природы родного края: «В краю, где по дебрям, по рекам…»
В стихотворении Есенина тоже кольцевая композиция. Повторяется строфа в первом катрене и последнем: «Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда». Поэты как бы говорят читателям: «Все начинается с родного Дома. И рано или поздно человек вернется в дом своего детства, юности».
Сергей Есенин в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями» особое внимание обращается на синий (серенький, седой, голубой) цвет. Значение синего, голубого цвета в творчестве поэта велико. Он устанавливает перекличку с другими оттенками. Поэт считал, что и в самом имени Россия спрятано что-то синее. В стихотворении у поэта ставни «синие», потому что, действительно, их было принято красить в этот цвет, но еще и потому, что детство поэта было счастливым, а голубой цвет передает эту радость. У Есенина на 20 прилагательных в стихе 11 глаголов. У Н. Рубцова, наоборот, на 19 глаголов только четыре прилагательных. На основании этого можно сделать вывод, что у С.Есенина застывшие картины природы, а у Н.Рубцова природа в движении. В стихотворении «Далёкое» Николая Рубцова крайне мало слов, обозначающих цвет. Только « свет звезд, сумрачная река и запорошенный снегом дом». Цвет присутствует косвенно, читатель может только догадаться о цветовой гамме. Стихотворение Н.Рубцова наполнено звуком: «В краю, где по дебрям, по рекам Метелица свищет кругом/Стоял запорошенный снегом/Бревенчатый низенький дом». Аллитерация согласного «р» передает движение времени. Во второй строфе аллитерация «с» создает ощущение вечности: «Я помню, как звезды светили/ Скрипел за окошком плетень/ И Стаями волки бродили/Ночами вблизи деревень». Ощущение вечности дополняется традиционным рубцовским образом звезд. Следовательно, в стихотворении Николая Рубцова большую роль играет звук, и в этом состоит одно из коренных ее отличий от есенинского стиха, переполненного цветом.
Стихотворение Есенина насыщено исконно русскими словами, в них слышится отголосок русской старины. Многие слова он и сам "достраивает" так, чтобы они пелись: « Только видели березь да цветь». Уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- помогает понять, с какой нежностью и любовью относится Н.Рубцов к дому в деревне. Именно деревенский дом поэт считал своим Домом, потому что он источник тепла, света, уюта, которого так ему не хватало в жизни.
Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями..» состоит из семи строф, оно написано трехстопным анапестом с трехсложной стопой, все стихотворение выдержано в перекрестной рифмовке. Стихотворение «Далёкое» состоит из пяти строф и написано в размере трехстопного амфибрахия и трехсложной стопе, преобладает перекрёстная рифмовка, но в первой и последней строфе рифмовка – АВВВ.
2.4. Есенинские традиции в поэзии Н. Рубцова. Под традициями в литературоведении следует понимать историко-литературные преемственные связи в развитии общих закономерностей творчества. [6]
Наиболее ярко в ранней лирике Н.Рубцова выразилась есенинская традиция, которая проявилась прежде всего в стихотворениях о русской деревне, природе. Муза С.Есенина помогла Н.Рубцову самоопределиться в современности, поэтически осмыслить свою глубинную связь с родной землёй. Известно, что имя С. Есенина долгое время умалчивалось - его стихи не изучали в школе, в вузе. Но, по свидетельству современников, Н. Рубцов знал многие его стихи. Только в 1965 году, после значительного перерыва, с большой торжественностью был отмечен в стране юбилей С.Есенина. Его поэзия начала широко входить в духовную жизнь страны в то самое время, когда деревня традиционного облика стала уходить в историческое небытие. Для Есенина нет ничего дороже родины. Знаменитые слова: «Я - последний поэт деревни...» - с новой трагедийной болью отзывались в поэзии Н.Рубцова. Его лирика, как и поэзия С.Есенина, социально окрашена. Поэт призывает сохранять русскую деревню и первозданную красоту природы - главные ценности в жизни. [8]
Обращение к есенинской традиции прослеживается в утверждении духовного мира национальной самобытности. Как и в лирике С. Есенина, у Н.Рубцова Дом – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель. Образ крестьянской избы – это олицетворение родных мест, родной природы, исторических традиций народа.
Близость поэтики Рубцова и Есенина, отмечают практически все исследователи творчества Н.Рубцова. Сам Рубцов решительно возражал тем, кто называли его непосредственным наследником Есенина. Это, разумеется, не означает, что Николай Рубцов недостаточно хорошо относился к поэзии Есенина, напротив, он ценил ее предельно высоко. Достаточно вспомнить eго стихотворение «Сергей Есенин» (Приложение№3), [5]
Можно сказать, что рассмотренные стихотворения являются выражением особого рода художественного сознания, связанного с русской деревней, с крестьянским трудом, с древними крестьянскими воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой.
Заключение.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:1. Дом не только многозначное слово, но и многоаспектное.2. В текстах художественных произведений образ дома не только сопряжен с образом семьи, детства, но может и характеризовать героя.3.Образ Дома в поэзии С.Есенина и Н.Рубцова олицетворяет вечные ценности, без которых немыслимо существование человека.4.В стихотворениях С. Есенина и Н.Рубцова художественная функция образа Дома заключается в том, чтобы передать ощущение семейного очага и Родины. 5. Обращение к есенинской традиции прослеживается в утверждении духовного мира национальной самобытности, в обращении к образу Дома.
Таким образом, наша гипотеза «образ Дома в поэзии – это важный образ, который несет в себе глубокий человеческий смысл» была подтверждена. Этот образ – отражение мировоззрения и культуры народа, его мудрости. Если попытаться обобщить те значения, которые несет в себе Дом в анализируемых стихотворениях С. Есенина и Н.Рубцова, то в конечном итоге останутся три основных: природа, семья, Родина.
Библиографический список
Бондарева Ю., Прокушева Ю «Сергей Есенин. Собрания сочинений в двух томах», Том 1, Москва, «Советская Россия», 1990 г.
Гончаров И. «Обломов» Избранные сочинения, Москва : «Художественная литература»,1990 г., 573стр.
Грибоедов А.С. «Горе от ума».Избранные сочинения, Москва: «Художественная литература»,1980г.,607стр.
Егорова Н.В.Золотарева И.В.Поурочные разработки по русской литературе 20 века Москва. : Издательство: «Вако» ,2007 год.
Кожинов В.«Николай Рубцов.Стихотворения», Москва, «Советская Россия», 1983г.
Произведения школьной программы. Краткое изложение, литературоведческий анализ Москва: Издательство «Вако», 2010 год.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин «Школьная библиотека, Москва « Художественная литература», 1978 г., 300стр.
Русская литература 20 века. Издательство «Дрофа»,2006 год.
http://rubtsov.id.ru/
http://v-dal.ru/
http://www.litra.ru/
Евгеньева А. Словарь русского зыка: В 4х т. Москва, «Русский язык», 1985 г.
http://ru-istoricheskiy_slovar/
http://ihavebook.org/
Приложения
Приложение№1 Стихотворения С. Есенина и Н. Рубцова
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда,- Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними Уж не юные веют года... Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. 1924г. С. Есенин | «Далёкое» В краю, где по дебрям, по рекам Метелица свищет кругом, Стоял запорошенный снегом Бревенчатый низенький дом. Я помню, как звёзды светили, Скрипел за окошком плетень, И стаями волки бродили Ночами вблизи деревень... Как всё это кончилось быстро! Как странно ушло навсегда! Как шумно - с надеждой и свистом - Помчались мои поезда! И всё же, глаза закрывая, Я вижу: над крышами хат, В морозном тумане мерцая, Таинственно звёзды дрожат. А вьюга по сумрачным рекам, По дебрям гуляет кругом, И весь запорошенный снегом Стоит у околицы дом... Н.Рубцов 1955-1959 г. |
Приложение№2 Таблица «Сравнительный анализ образа Дома в стихотворениях С. Есенина и Н. Рубцова («Низкий дом с голубыми ставнями…», «Далёкое»)
С. Есенин | Н. Рубцов |
Тема: Родина Центральные образы: Дом, природа |
«Низкий дом с голубыми ставнями» | «Бревенчатый низенький дом» |
Воспоминания о доме имеют печальный колорит |
Щемящая грусть (осень) | Странная тоска (Зима) |
Образ Дома связан с природой и родиной | Образ Дома связан с природой, Родиной и вечностью |
20 прилагательных 11 глаголов | 19 глаголов 4 прилагательных |
Преобладает цвет (Голубой, серый, синий) | Преобладает звук (Аллитерация «р» и «с») |
Рифма перекрестная |
Трехстопный анапест | Трехстопный амфибрахий |
Композиция кольцевая |
Трехсложная стопа |
Приложение№3 «Сергей Есенин» Н. Рубцов
Слухи были глупы и резки:
Кто такой, мол, Есенин Серёга,
Сам суди: удавился с тоски
Потому, что он пьянствовал много.
Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была... Да не эта!
Версты все протесняемой земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
Приложение №4 Диагностика (анкетирование учащихся)

![]()