СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферативно-исследовательская работа по математике: Тема: "Метод математической индукции" - презентация - работы моих учеников.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово индукция по-русски означает наведение, а индуктивными называют выводы, сделанные на основе наблюдений, опытов, т.е. полученные путем заключения от частного к общему.

В основе всякого математического исследования лежат дедуктивный и индуктивный методы. Дедуктивный метод рассуждений - это рассуждение от общего к частному, т.е. рассуждение, исходным моментом которого является общий результат, а заключительным моментом – частный результат. Индукция применяется при переходе от частных результатов к общим, т.е. является методом, противоположным дедуктивному.

Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек всегда стремился к прогрессу, к умению развивать свою мысль логически, а значит, сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.

Цель работы – познакомиться с методом математической индукции, систематизировать знания по данной теме и применить данный метод при решении математических задач и доказательстве теорем.

Задачи работы:

1. Актуализация практической значимости математических знаний.

2.Развитие нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математической абстракции.

3. Освоить разные методы и методики работы.

4.Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

5. Применить полученные знания при решении заданий ЕГЭ.

           Проблема:

Показать практическую значимость метода математической индукции.

 

Работа состоит из трех частей:

• Введение – доказывается и обосновывается  актуальность выбранной темы;

• Основная часть – рассматривается различные методы и области применения данного метода, показывается практическое применение, Светлана особо останавливается на применении метода при выполнении заданий ЕГЭ повышенной сложности;

 • Заключение – ученица делает  выводы о проделанной работе, раскрывает полезность и даже необходимость проведенной работы для повышения качества знаний учащихся, востребованность полученных данных для учителей-предметников, работающих в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Реферативно-исследовательская работа по математике: Тема: "Метод математической индукции" - презентация - работы моих учеников.»

Метод математической Индукции Выполнила: Антонова Светлана ученица 11

Метод математической Индукции

Выполнила: Антонова Светлана

ученица 11"Б" класса

Руководитель: Терентьева О. А.

учитель математики

Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек всегда стремился к прогрессу, к умению развивать свою мысль логически, а значит, сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.

Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек всегда стремился к прогрессу, к умению развивать свою мысль логически, а значит, сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.

Цель работы: Познакомиться с методом математической индукции, систематизировать знания по данной теме и применить их при решении математических задач и доказательстве теорем.

Цель работы:

  • Познакомиться с методом математической индукции, систематизировать знания по данной теме и применить их при решении математических задач и доказательстве теорем.
                 Задачи работы: 1. Актуализация практической значимости математических знаний. 2.Развитие нравственных представлений о природе математике, сущности и происхождении математической абстракции. 3. Освоение разных методов и методик работы. 4.Обобщение и систематизация знаний по данной теме.

  Задачи работы:

1. Актуализация практической значимости математических знаний.

2.Развитие нравственных представлений о природе математике, сущности и происхождении математической абстракции.

3. Освоение разных методов и методик работы.

4.Обобщение и систематизация знаний по данной теме.

Проблема: Показать практическую значимость метода математической индукции.

Проблема:

Показать практическую значимость метода математической индукции.

Переход от общих утверждений к  частным называется   дедукцией.   В математике часто приходится от частных утверждений переходить к общим, т.е. использовать метод, противоположный дедуктивному, который называется  индукцией .

Переход от общих утверждений к частным называется

дедукцией.

В математике часто приходится от частных утверждений переходить к общим, т.е. использовать метод, противоположный дедуктивному, который называется

индукцией .

Пример неполной индукции   P(х)= х 2 + х+ 41   Р(1)= 43; Р(2)=47; Р(3)= 53; Р(4)= 61; Р(5)= 71   Р(0)=41; Р(-1)=41; Р(-2)=43; Р(-3)=47; Р(-4) =53       Возникает гипотеза , что значение трехчлена Р(х) является простым числом при любом целом значении х . Но высказанная гипотеза ошибочна , так как, например, Р(41)= 41 2 +41+41=41∙43.

Пример неполной индукции

P(х)= х 2 + х+ 41

Р(1)= 43; Р(2)=47; Р(3)= 53; Р(4)= 61; Р(5)= 71

Р(0)=41; Р(-1)=41; Р(-2)=43; Р(-3)=47; Р(-4) =53

Возникает гипотеза , что значение трехчлена Р(х) является простым числом при любом целом значении х .

Но высказанная гипотеза ошибочна , так как, например, Р(41)= 41 2 +41+41=41∙43.

Вывод: Метод неполной индукции, как мы видим, не приводит к вполне надежным выводам, но он полезен тем, что позволяет сформулировать гипотезу , которую потом можно доказать точным математическим рассуждением или опровергнуть.

Вывод:

Метод неполной индукции, как мы видим, не приводит к вполне надежным выводам, но он полезен тем, что позволяет сформулировать гипотезу , которую потом можно доказать точным математическим рассуждением или опровергнуть.

  Принцип математической индукции:  Если предположение, зависящее от натурального числа n, истинно для n=1 и из того, что оно истинно для n=k (где k-любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n=k+1, то предположение истинно для любого натурального числа n.

Принцип математической индукции:

Если предположение, зависящее от натурального числа n, истинно для n=1 и из того, что оно истинно для n=k

(где k-любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n=k+1, то предположение истинно для любого натурального числа n.

Этапы решения:  1.база ( показываем, что доказываемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев ( п = 1);  2.предположение (предполагаем, что утверждение доказано для первых к случаев;  3 . шаг ( в этом предположении доказываем утверждение для случая п = к + 1);  4.вывод ( у тверждение верно для всех случаев, то есть для всех п) .

Этапы решения:

1.база ( показываем, что доказываемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев ( п = 1);

2.предположение (предполагаем, что утверждение доказано для первых к случаев;

3 . шаг ( в этом предположении доказываем утверждение для случая п = к + 1);

4.вывод ( у тверждение верно для всех случаев, то есть для всех п) .

-1 имеет место неравенство, называемое неравенством Бернулли ( названо в честь швейцарского математика XVII в. Якова Бернулли) : (1+a) п ≥ 1 + ап. 1) Если п=1 , то очевидно, что неравенство верно: (1+а) 1 ≥ 1+а. 2) Предположим, что неравенство верно при n=k: (1+a) k ≥ 1 + ak. (1+a) k+1 ≥ 1+ak+a+a 2 k. (1+a) k+1 ≥ a(k+1). Полученный результат показывает, что неравенство верно и при n=k+1. " width="640"

Неравенство Бернулли

Доказать, что для любого натурального числа п и любого действительного числа а -1 имеет место неравенство, называемое неравенством Бернулли ( названо в честь швейцарского математика XVII в. Якова Бернулли) : (1+a) п ≥ 1 + ап.

1) Если п=1 , то очевидно, что неравенство верно: (1+а) 1 ≥ 1+а.

2) Предположим, что неравенство верно при n=k: (1+a) k ≥ 1 + ak.

(1+a) k+1 ≥ 1+ak+a+a 2 k.

(1+a) k+1 ≥ a(k+1).

Полученный результат показывает, что неравенство верно и при n=k+1.

  Второй вариант метода математической индукции.   Некоторые утверждения справедливы не для всех натуральных п, а лишь для натуральных п, начиная с некоторого числа р.  Утверждение верно при всех натуральных значениях п ≥ р, если: 1)оно верно при п =р (а не при п = 1, как было сказано выше);  2)из справедливости этого утверждения при п = k , где k ≥ р (а не k ≥ 1, как сказано выше), вытекает, что оно верно и при п = k + 1.

Второй вариант метода математической индукции.

Некоторые утверждения справедливы не для всех натуральных п, а лишь для натуральных п, начиная с некоторого числа р.

Утверждение верно при всех натуральных значениях п ≥ р, если: 1)оно верно при п =р (а не при п = 1, как было сказано выше);

2)из справедливости этого утверждения при п = k , где k ≥ р (а не k ≥ 1, как сказано выше), вытекает, что оно верно и при п = k + 1.

Докажем, что сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна π(n-2). 1. Минимальное число углов — три. Поэтому начнем  доказательство с n = 3. Получаем, что для треугольника  формула дает π (3- 2) = π Утверждение для n = 3 справедливо. 2. Допустим, что формула  верна при n=k. Докажем, что она верна для любого выпуклого  (к +1) -угольника. Разобьем (к +1) -угольник диагональю так, что получим k-угольник и треугольник. Так как формула верна для треугольника и k-угольника, получаем π (к - 2) + π = π (к -1).

Докажем, что сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна π(n-2).

1. Минимальное число углов — три. Поэтому начнем доказательство с n = 3. Получаем, что для треугольника формула дает π (3- 2) = π Утверждение для n = 3

справедливо.

2. Допустим, что формула верна при n=k. Докажем, что она верна для любого выпуклого (к +1) -угольника. Разобьем (к +1) -угольник диагональю

так, что получим k-угольник и треугольник.

Так как формула верна для треугольника и k-угольника, получаем π (к - 2) + π = π (к -1).

 Итак, индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) — одна из форм умозаключения, приём исследования, применяя который от знания отдельных фактов приходят к общим положениям.  Метод математической индукции является одной из теоретических основ при решении задач на суммирование, доказательстве тождеств, доказательстве и решении неравенств, решении вопроса делимости, при изучении свойств числовых последовательностей, при решении геометрических задач и т. д.

Итак, индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) — одна из форм умозаключения, приём исследования, применяя который от знания отдельных фактов приходят к общим положениям.

Метод математической индукции является одной из теоретических основ при решении задач на суммирование, доказательстве тождеств, доказательстве и решении неравенств, решении вопроса делимости, при изучении свойств числовых последовательностей, при решении геометрических задач и т. д.

Вывод: В ходе работы я узнала, что для того, чтобы решать задачи методом математической индукции ннеобходимо знать и понимать основной принцип математической индукции. Достоинством метода математической индукции является его универсальность, так как с помощью этого метода можно решить многие задачи. Недостатком неполной индукции является то, что порой она приводит к ошибочным выводам. Обобщив и систематизировав знания по методу математической индукции, я убедилась в необходимости этих знаний Кроме того эти знания повышают интерес к математике, как к науке. Так же в ходе работы приобрела навыки решения задач с использованием метода математической индукции. Считаю, что эти навыки помогут мне в будущем.

Вывод:

В ходе работы я узнала, что для того, чтобы решать задачи методом математической индукции ннеобходимо знать и понимать основной принцип математической индукции.

Достоинством метода математической индукции является его универсальность, так как с помощью этого метода можно решить многие задачи. Недостатком неполной индукции является то, что порой она приводит к ошибочным выводам.

Обобщив и систематизировав знания по методу математической индукции, я убедилась в необходимости этих знаний Кроме того эти знания повышают интерес к математике, как к науке.

Так же в ходе работы приобрела навыки решения задач с использованием метода математической индукции. Считаю, что эти навыки помогут мне в будущем.

Список литературы: 1.Боковнев О. А., Фирсов В. В., Шварцбурд С. И. Избранные вопросы математики. 9 класс. Факультативный курс.-М.: Просвещение, 1979г.   2.Виленкин Н. Я., Шибасов Л. П., Шибасова З. Ф. За страницами учебника математики. Москва: Просвещение, 1996г.   3.Галицкий М. Л., Мошкович М. М., Шварцбурд С. И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: методические рекомендации, дидактические материалы.   4.Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницин Ю.П., Шварцбурд С.И. М.: Просвещение, 1990г.   5.Петраков И. С. Математические кружки в 8-10 классах: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1987г.   6.Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач учебное пособие для 10 класса средней школы – М.: Просвещение,1989г.

Список литературы:

1.Боковнев О. А., Фирсов В. В., Шварцбурд С. И. Избранные вопросы математики. 9 класс. Факультативный курс.-М.: Просвещение, 1979г.

 

2.Виленкин Н. Я., Шибасов Л. П., Шибасова З. Ф. За страницами учебника математики. Москва: Просвещение, 1996г.

 

3.Галицкий М. Л., Мошкович М. М., Шварцбурд С. И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: методические рекомендации, дидактические материалы.

 

4.Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницин Ю.П., Шварцбурд С.И. М.: Просвещение, 1990г.

 

5.Петраков И. С. Математические кружки в 8-10 классах: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1987г.

 

6.Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач учебное пособие для 10 класса средней школы – М.: Просвещение,1989г.