СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рефлексия обучающихся на уроках в начальной школе" (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Яркая, красочная презентация способствует четкому пониманию данного определения, продемонстрированы способы, приемы, а также упражнения по рефлексии учащихся, показаны возможные моменты регистрации успехов учащихся. Важный момент рефлексии нельзя игнорировать в условиях работы по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«"Рефлексия обучающихся на уроках в начальной школе" (презентация)»

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальной школе Кучеренко Е.В., МКОУ «Сидорская СОШ городского округа город Михайловка Волгоградской области» 2015 год

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальной школе

Кучеренко Е.В.,

МКОУ «Сидорская СОШ городского округа город Михайловка Волгоградской области»

2015 год

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд »   Евгений Доманский

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд »

Евгений Доманский

 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии»  (из требований ФГОС)

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии»

(из требований ФГОС)

Рефлексия  От лат. reflexio – обращение назад; Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) ; Самоанализ ( толковый словарь русского языка); Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики).

Рефлексия

  • От лат. reflexio – обращение назад;
  • Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) ;
  • Самоанализ ( толковый словарь русского языка);
  • Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики).
Рефлексия  Саморегуляция  Самоконтроль Самооценка Осмысление событий, проблем, жизни

Рефлексия

Саморегуляция

Самоконтроль

Самооценка

Осмысление событий, проблем, жизни

Рефлексия способствуе т развитию у обучающихся критического мышления,   осознанного отношения к своей деятельности,   формированию самоменджмента  (самоорганизации).

Рефлексия способствуе т

  • развитию у обучающихся критического мышления,

  • осознанного отношения к своей деятельности,

  • формированию самоменджмента

(самоорганизации).

Классификация рефлексии     По содержанию:  • Устная рефлексия  • Письменная рефлексия  2 . По цели:  • Рефлексия эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания.

Классификация рефлексии

  • По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная рефлексия

2 . По цели:

• Рефлексия эмоционального состояния

• Рефлексия деятельности

• Рефлексия содержания.

Классификация рефлексии  3. По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия. 4. По типу урока: После усвоения ЗУН • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия

Классификация рефлексии

3. По функции:

• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)

• интеллектуальная рефлексия.

4. По типу урока:

  • После усвоения ЗУН

• Промежуточная рефлексия

• Контрольная рефлексия

• Итоговая рефлексия

 5.По способам проведения:  • Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок  Шкала Классификация рефлексии  6. По форме деятельности: • Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая • Коллективная

5.По способам проведения:

• Анкета

• Вопрос

• Символ

• Таблица

• Ситуация

• Рисунок

  • Шкала

Классификация рефлексии

6. По форме деятельности:

• Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная

• Групповая

• Коллективная

Основные и необходимые  требования к процессу формирования  рефлексивных умений  рефлексия индивидуальна   рефлексия диалогична   рефлексия деятельностна   рефлексия разномасштабна

Основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений

  • рефлексия индивидуальна

  • рефлексия диалогична

  • рефлексия деятельностна

  • рефлексия разномасштабна
Рефлексивные умения  младшего школьника  Адекватно воспринимать себя;   ставить цель деятельности;   определять результаты деятельности;   соотносить результаты с целью деятельности;   определять наличие ошибок в собственном поведении;  описывать прожитую ситуацию.

Рефлексивные умения младшего школьника

  • Адекватно воспринимать себя;

  • ставить цель деятельности;

  • определять результаты деятельности;

  • соотносить результаты с целью деятельности;

  • определять наличие ошибок в собственном поведении;
  • описывать прожитую ситуацию.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния  Рефлексивные технологии  в начальной школе Эмоционально – художественная рефлексия. Эмоционально – музыкальная рефлексия.  Использование карточек, различных картинок, символов, знаков, цветовых сигналов.  «Комплимент»

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексивные технологии в начальной школе

  • Эмоционально – художественная рефлексия.
  • Эмоционально – музыкальная рефлексия.
  • Использование карточек, различных картинок, символов, знаков, цветовых сигналов.
  • «Комплимент»
Рефлексия деятельности Необходима для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.   Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

Рефлексия

деятельности

  • Необходима для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
  • Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы,

уметь выбрать наиболее рациональные.

Некоторые приёмы  «Наряди ёлку»  «Дерево успеха»  «Поляна»  «Лесенка успеха»   «Рефлексивный экран»  Нижняя ступенька . У «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось. Средняя ступенька . У «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы. Верхняя ступенька . У «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось! «Лесенка успеха»

Некоторые приёмы

«Наряди ёлку»

«Дерево успеха»

«Поляна»

«Лесенка успеха»

«Рефлексивный экран»

Нижняя ступенька . У «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось. Средняя ступенька . У «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы. Верхняя ступенька . У «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось!

«Лесенка успеха»

«Рефлексивный экран»  Подводим итоги   Выбери начало фразы  1. сегодня я узнал…  2. было интересно…  3. было трудно…  4. я выполнял задания…  5. я понял, что…  6. теперь я могу…  7. я почувствовал, что…  8. я приобрел…  9. я научился…  10. у меня получилось …  11. я смог…  12. я попробую…  13. меня удивило…  14. урок дал мне для жизни…  15. мне захотелось…

«Рефлексивный экран» Подводим итоги

Выбери начало фразы

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Рефлексия содержания учебного материала  Цель:  выяснить, как обучающиеся осознали содержание пройденного    Рефлексия достижения цели   Рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас

Рефлексия содержания учебного материала

Цель:

выяснить, как обучающиеся осознали содержание пройденного

  • Рефлексия достижения цели

  • Рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас
«Плюс – минус – интересно» Плюс Минус Что понравилось на уроке, информация может быть полезной. Интересно Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация оказалась ненужной, бесполезной. Были любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать.

«Плюс – минус – интересно»

Плюс

Минус

Что понравилось на уроке, информация может быть полезной.

Интересно

Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация оказалась ненужной, бесполезной.

Были любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать.

  Синквейн   Первая строка – название темы (одно существительное);  вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;  третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя  словами;  четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);  последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

  Синквейн 

  • Первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя

словами;

  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает

свои впечатления, знания, воображение.

«Карта личного роста»

«Карта личного роста»

Карта самоконтроля   Родительный падеж имен существительных множественного числа.    Моё настроение в начале урока Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа Применение правила на письме (упр. 151)  Применение правила на письме (закрепление)  Моё настроение в конце урока   все окончания вставил правильно, отлично   неправильно вставил одно окончание, хорошо   испытал затруднение, нужно повторить правило

Карта самоконтроля Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 151)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

  • все окончания вставил правильно, отлично

  • неправильно вставил одно окончание, хорошо

  • испытал затруднение, нужно повторить правило

Критерии сформированности рефлексии   Умение обнаруживать знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и мысли «со стороны»  Умение указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия  Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий

Критерии сформированности рефлексии

Умение обнаруживать знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного

Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и мысли «со стороны»

Умение указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия

Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий

"Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет

интерес к учению"

РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ - обязательное условие его саморазвития  Что я делаю?  С какой целью?  Каковы результаты моей деятельности?  Как я этого достиг?  Можно ли сделать лучше?  Что я буду делать дальше? «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»  Антуан де Сент-Экзюпери.

РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ - обязательное условие его саморазвития

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • Можно ли сделать лучше?
  • Что я буду делать дальше?

«Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Антуан де Сент-Экзюпери.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!