СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет к серии последовательных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет к серии последовательных уроков, с обоснованием внедрения идей семи модулей. 

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет к серии последовательных уроков»

Марущак Л.К. Портфолио учителя Программы Отчёт С

Группа №15 ТО-03-16 повышения квалификации

г.Усть-Каменогорск Курсы педагогических работников РК

Филиал ЦПМ «Эффективное обучение»



Рефлексия и развитие

Рефлексивный отчет по серии последовательных уроков

В процессе первого этапа «Лицом к лицу», сталo понятнo, что неoбходимo внoсить изменения в практику мoей работы, планировать уроки, внедряя идеи модулей Программы, наилучшим образом спoсобствующие реализации oдной из главных задач oбучения: работе в сoтрудничестве с различными видами инфoрмации, в соответствии с которыми было разработано среднесрочное планирование серии четырех последовательных уроков.

Период практики в школе начался с консультации с сертифицированными учителями, которые позже помогли мне с выступлениями на заседании методического объединения и на коучинге группы «Фокус», а также в организации проведения серии последовательных уроков. Состоялось родительское собрание, на котором родители дали согласие на участие детей в видео и фотосъёмках.

Для успешного саморазвития ученика учитель и ученики должны стать сотрудниками. Учащиеся начальной школы в силу психологических особенностей своего возраста, не умеют сотрудничать и навыки саморегуляции недостаточно развиты. Чтобы создать условия для развития коллаборативной среды, на каждом уроке были использованы вводные игры, шерринги, различные активити, а также виды деления на группы, где у учащихся была возможность выбрать одногруппников. (activity «Молекула», «Признак по первой букве имени») (фото1). На уроках искала подходящую «отправную точку» для того чтобы подвести их к формулированию темы урока, постановке целей для себя и отслеживанию результатов. На первом уроке не все учащиеся активно участвовали в целеполагании и на этапе рефлексии наблюдая за этими учащимися, стало понятно, что урок, не достиг поставленных задач в полной мере. Обратная связь в группе менее мотивированных учащихся слабо прослеживалась, так как они не смогли закончить некоторые предложения в рефлексивных вопросниках. Пришлось обратиться за помощью к группам более мотивированных учащихся. (фото2) Анализируя видеозапись урока и, я сделала вывод: запланировала слишком много заданий, что помешало сфокусировать внимание учащихся на достижении поставленных целей. Пыталась внедрить идеи всех модулей на одном уроке, что заняло много времени. Составляя план второго урока, тщательно продумывала цели, количество и содержание заданий, акцентируясь на детальной проработке учебного материала. Результат: на этапе рефлексии получила обратную связь от менее мотивированных учеников.

Раньше, на уроках мною задавались вопросы, требующие односложного ответа. Сейчас, для развития мышления учащихся на более высоком уровне, в серии уроков использовала разные виды вопросов. На этапе актуализации знаний, для обсуждения задавала вопросы низкого порядка. На этапе презентации нового материала – предлагала учащимся вопросы, требующие высокого анализа. На этапе применения новых знаний учащимся были заданы вопросы для рассуждения. Если дети не отвечали сразу, старалась не подводить учеников к заранее определенному ответу, делала паузы. После постановки вопроса, контролировала себя, чтобы не отреагировать ответ словом НЕТ. Это привело к увеличению количества ответов от менее способных учеников. (фото3)

Во всех уроках среднесрочного планирования были запланированы групповые и парные виды работ, где потребовалось вступать в дискуссию для формирования у обучающихся положительного отношения к обучению и школе. Мои ученики не привыкли к ведению разговоров в классе, поэтому я провела «пробное» обсуждение сначала в парах, а потом открыто всем классом на тему «Самое яркое событие лета». Сначала дети смущались, потом поняв, что всем интересно, о чем расскажет каждый, с удовольствием начали вспоминать и делиться своими впечатлениями. На последующих уроках внедрение идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» способствовало тому, что трое учащихся, которые ранее отвечали только на простейшие вопросы, стали рассуждать, спорить, стараясь доказать правильность своей точки зрения.

Перед тем как предлагать детям работу в группах, им было предложено разработать правила групповой работы. На первом уроке серии, из-за слаборазвитой саморегуляции, много времени было потрачено на организацию: учащиеся не могли распределить обязанности, спорили о том, кто будет читать, кто оформлять, некоторые пытались выхватить карточку с заданием. В группе учащихся с высокой успеваемостью, дети постоянно перебивали и не слушали друг друга. Пришлось объяснить, что для успешного выполнения работы группой, читать, оформлять, лучше тому, кто быстро, четко это делает, а вот при обсуждении каждый должен высказать свою идею и соблюдать правила групповой работы, которые они разработали. Уже на втором уроке, я услышала фразу от отличника: «Я подожду, говори сначала ты», а ученик, который ранее выхватывал карточку, спросил: «Кто у нас лучше всех читает?» (фото4)

Почти все учащиеся стали принимать участие в обсуждении, соблюдая порядок. Если требовалась защита работ, более успешные ученики, переживая за успех группы, старались объяснить сложные моменты учащимся с «низким» уровнем успеваемости. А те в свою очередь старались сфокусировать внимание на предложенном задании, чтобы не подвести команду. Для развития метапознавательных и саморегулирующих навыков, было использовано деление на группы по уровням «Твоя ли буква», где учащиеся анализировали надписи какой группы соответствует их буква, ( КСП1) т.е они выполняли задание, которое не смогли бы выполнить самостоятельно, без применения опыта подмостков. После выполнения этого задания у детей была возможность самооценивания и взаимооценивания. Выбирая не свою букву, учащиеся с низкой успеваемостью, сразу подмечали, что цвет их буквы отличается от цвета других участников команды и начинали размышлять, в чем их ошибка. Учащиеся с высокой успеваемостью в это время объясняли тем, кто ошибся, почему их буква не подходит. Тем самым все учащиеся были вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик» и таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий. Мерсер (2005) При среднесрочном планировании были поставлены цели, в достижении которых будут участвовать все учащиеся, интегрируя тематику модуля «Обучение талантливых и одаренных учащихся» через дифференцированные задания. Уровневые задания были предложены, как для работы в группе, (высокий анализ 1группа – слова из которых невозможно составить предложения (сумка, кресло, летать, он, цвет); низкий 2группа из которых можно составить предложение (читать любим сказки мы); высокий синтез 3 группа составьте 2-3 строчки на тему «Казахстан» ) так и для индивидуального выполнения. При самостоятельном выполнении заданий сложного уровня, где надо было проявить творчество, учащиеся испытывали затруднения. (фото5) Посредством выполнения уровневых заданий учащиеся развивали способность выстроить собственные суждения, основываясь на исходных убеждениях и знаниях, с которыми они приходят в класс. Кроме того, в серии были запланированы задания для групповой работы учеников разного уровня, включая одного талантливого и одаренного. Сначала выполнение заданий в таких группах сводилось к тому, что лидеры выполняли работу за всех, остальные списывали или отмалчивались и не проявляли активность при защите работ. На вопрос: «Почему вашу группу защищают одни и те же ученики?», отвечали: «Они умные». На втором уроке серии, детям после обсуждения было предложено написать минитекст на тему «Смелый поступок» и оценить с помощью формативного оценивания «Рыночная палатка». (фото6) Некоторые ученики грамотно связали слова в предложениях и предложения в тексте, но воспользовались идеями лидеров прозвучавшими ранее. Я прокомментировав свой выбор, отдала деньги ученику, который хоть и с речевыми ошибками, но самостоятельно поразмышляв, творчески подошел к заданию. Так систематически, получая педагогическую поддержку, слабомотивированные учащиеся поняли, что важен каждый «Голос ученика», их индивидуальность и разнообразие идей. После учащиеся и дальше прислушивались к лидерам, но уже осмысленно и оценивая их действия. Лидеры же в свою очередь, учатся расценивать все идеи как полезные, не отвергая их, но оценивая в качестве экспертов.

Развитие ИКТ компетенций, орфографической зоркости, запоминания словарных слов на уроке было осуществлено посредством обучающей игры «Мозаика». (фото7) Процесс был успешен, но не все ученики имеют навыки работы с компьютером, поэтому применение ИКТ планирую использовать систематически.

В соответствии с работами Александера (2001-2008), очень успешно идет процесс формирования критического мышления с использованием методов диалогического обучения. Большую роль играет развитие навыков рассуждения в процессе беседы с использованием вопросов исследовательского характера. Поэтому в будущей практике планирую подбирать задания, при выполнении которых в группе будет преобладать исследовательский тип беседы.

На серии уроков по теме «Речь и предложение» были использованы стратегии «Мозговой штурм», «Ассоциативная карта». Несмотря на то, что они не требуют высокого анализа и синтеза, их посредством, удалось добиться осознания слабомотивированными учащимися, того, что их опыт учитывается, что все идеи принимаются, что их мнение важно. Но для того, чтобы научить учащихся приводить «сильные аргументы» нужно чтобы они размышляли над соответствующими по предмету доказательствами. Чтобы развивать навыки критически мыслить, на одном из уроков перед тем, как предложить учащимся составить предложения о Казахстане, им были предложены предметные картинки, из которых нужно было выбрать только те, которые имеют отношение к нашей стране. И два ученика с низким уровнем успеваемости из разных групп, выдали неожиданные ответы. Один предложил картинку с изображением лошади, остальные члены команды возражали ему, но он аргументировал свой выбор тем, что в Казахстане развито коневодство. Другой ученик, который вообще крайне редко рассуждал, выбрал изображение школы, объясняя свой выбор тем, что в Казахстане большое внимание уделяют образованию. Анализируя ответы своих учеников, понимаю, что они начали меняться, раскрываться. Пусть на начальном уровне но, уже учатся анализируют, размышляют. На четвертом уроке серии, увидела положительную динамику в процессе достижения ключевой цели среднесрочного планирования детьми. Задача в том, чтобы и дальше пополнять их метапознавательный потенциал. Изменились не только дети, еще на этапе «Лицом к лицу» я переоценила свою педагогическую практику, поэтому в период практики в школе мною было принято решение разрабатывать уроки в соответствии с концепциями Программы не только в серии последовательных уроков, а по всем предметам. Кроме того, я не осознавала важность рекомендаций делать письменную рефлексию к каждому уроку, думая, что это лишняя трата времени, и я устно могу сделать выводы. В ходе проведения серии уроков, я писала рефлексию к каждому уроку и сделала для себя вывод о том, что буду делать это систематически т.к. это дает возможность тщательнее обдумать методы пути развития, изменения и усовершенствования каждого последующего урока. И не только урока, а и всей педагогической деятельности.

Использованная литература:

Aleksander R.J (2001) [Культура и педагогика: международные сравнения в начальном образовании]

Aleksander R.J (2008) [К диалогическому обучению. Пересмотр разговора в класе]

Merser N and Hodgkinson S (2008) [Исследовательская беседа в школе инициированная Дугласом Барнсом]

Vygotski L.S. (1978) [Разум в обществе]






























Приложение

фото1 фото2

фото4

фото3


фото5 фото6



фото7 фото8












6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!