Рефлексивный отчет о проделанной работе
за 2015-2016 учебного года
учителя математики школы-гимназии № 31 г.Астана
(сертифицированного учителя 3 уровня)
Байтуровой Аягоз Рыспаевны
Век перемен, когда мир меняется на глазах. Вместе с миром должны меняться и мы учителя. На нас будет лежать ответственность за будущее Казахстана, потому что мы слушатели первого продвинутого уровня будем являться преобразователями образовании. Как мы, именно мы учителя сможем повлиять, на то, что бы наша страна смогла войти в число лидирующих стран мира.
Мир меняется стремительно и динамично. Параллельно с демографическими изменениями, меняются технологии для устойчивого развития, чтобы обеспечить мир и безопасность человечеству. Движение времени ощущается и в образовании. В нынешней системе образования, среди наших учащихся мало кто умеет использовать свои уже имеющиеся знания, на практике. От уровня развития нашего поколения и будет зависеть динамика развития казахстанской экономики. Вот на этих нескольких примерах, я вижу необходимость преобразования в преподавании и обучении. Кто будет осуществлять эти преобразования? В 2015 году я проходила обучение по Программе Кембриджских курсов. На этих курсах я узнала о том, что стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель.
Мировой опыт предлагает инновационный подход – это развитие лидерства в школах, которое основывается на сотрудничестве и инициативе учителей, которые обладают лидерскими качествами.
Из интернет – ресурсов я узнала о мировом опыте тех стран, которые являются лидерами в сфере образования, и было бы не плохо если научимся применять наиболее приемлемые методы и формы в Казахстане.
После окончания обучения я продолжила работать над внедрением семи модулей Программы в процессе обучения и наблюдения за динамикой изменений эффективности уроков, отношения детей к новым формам преподавания. Согласно календарному плану я разработала среднесрочное планирование с использованием модулей данной Программы. Я думаю, что среднесрочное планирование серии последовательных уроков по алгебре и геометрии разрабатываются с целью внедрения семи модулей Программы в практику моей работы и наблюдения за динамикой изменений эффективности уроков, отношения детей к новым формам преподавания. При составлении планов, самым главным является определить цель урока, она должна быть доступной и достижимой, а так же нужно учесть таксономию Блума.
На уроках я применяла стратегии всех 7 Модулей Программы. Целесообразно было применить модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» на всех уроках. Для того, чтобы атмосфера урока была непринужденной, для создания психологически комфортной обстановки и эффективной познавательной деятельности учащихся на каждом уроке планирую проводить работы по созданию коллаборативной среды с учётом физиологических и психологических особенностей возраста учеников.
Очень хорошо дети справляются с составлением разного вида кластеров, нравятся им придумывать творческие задачи. С удовольствием работают в группах, научились слушать и слышать друг друга. Ученики часто сами приносили дополнительную информацию по разным темам, находили ее в интернете, создавали презентации и мини доклады. В процессе работы учились реально оценивать и формативно, и суммативно.
Понравилось ученикам самооценивать себя и своего одноклассника. Первое время при оценивании у детей преобладали приятельские отношения, но потом пошли объективные оценки и они доказывали, почему ставят ту или иную отметку.
Работа в группах. Новые формы работы и стратегии 7 Модулей Программы я применяла на всех уроках: что-то получалось удачно, что-то не очень, но мы с детьми не боялись экспериментировать и добивались разных результатов. Так я сделала вывод, что на одном уроке нельзя объединяться в группы больше одного раза, так как мы теряем много времени. Лучше получается применять на одном уроке разные формы: индивидуально, парно и в группах.
Чтобы повысить мотивацию обучаемых и эффективность процесса обучения, а так же для, оценки, воспроизводства, хранения и обмена информацией, планирую на всех уроках внедрять модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Для внедрения модуля «Обучение критическому мышлению», планирую такие стратегии, тонкие и толстые вопросы, как составление и защита постеров, самостоятельная постановка цели и задачи урока. С целью реализации модуля «Обучения талантливых и одаренных учеников», создавала проблемные ситуации, давала задания повышенной трудности для талантливых и одаренных учащихся, а так же включала в группу экспертов, для оценки постера и презентаций. Я убеждаюсь в том, что этот вид планирования очень эффективен, и в своей работе я над этим работаю целенаправленно.
Среднесрочное планирование позволяет мне, как учителю, спланировать всю работу таким образом, чтобы применяемые технологии и стратегии на уроках не повторялись, были целесообразными на конкретном этапе урока, прослеживать взаимосвязь уроков, и тем самым сделать преподавание, как единое и неразрывное целое, где не будет места скуке, формализму, а только творческий поиск, работа и высокая мотивация..
На декаде провела открытый урок для коллег по геометрии. Класс разделился на две группы. Учащиеся с помощью кластера ответили на вопросы. При защите каждая группа добавляла то, что по их понятиям пропустили их одноклассники. Все заслужили и формативно и суммативно отметку
«отлично». С помощью блиц-опроса учащиеся показали свои знания и умения определять мораль. Урок и детям и учителям, и присутствующим гостям очень понравился.
При групповой форме работы выявила один большой минус: ученики стали мало самостоятельно читать, при ответах рассчитывают на поддержку группы, ждут от учеников – лидеров подсказку. Думаю, что надо чаще менять формы работы и не отвергать традиционную индивидуальную работу. Разработка данного урока участвовала в конкурсе «Заманауи сабақ», 3 место.
В городском семинаре «Успешная социализация учащихся на уроках новой формации» провела урок-обобщение «Объем прямоугольного параллелепипеда, объем призмы, объем пирамиды». Цель урока обобщить, систематизировать полученные на предыдущих уроках знания о решении задач на нахождение объемов параллелепипеда, призмы, пирамиды. Научиться вычислять объемы многогранников в различных ситуациях, которые встречаются в жизни.
Создание коллаборативной среды. Презентации учащихся, каждая группа выступает об одном многограннике, рассказывая интересные факты из истории многогранника для актуализации внимания и настоя на рабочий лад.
Перед данным этапом задается вопрос учащимся, которым подвожу к теме урока. «Как вы думаете, ребята, для чего мы это повторяли?»
Таким образом сами учащиеся произносят цель урока.
На столах учащихся находятся листы с задачами, фигуры призм. Объясняю задания для учащихся, после выполнения задания секретарь проверяет правильность выполнения задачи по ответам
Следующим заданием было составление задачи на данную фигуру. Обсуждение задачи в группе, решение и оформление постера, Спикер группы выступает с одной из задачей для всего класса. Каждая группа оценивает каждую группу «Две звезды и пожелание».
Рефлексия урока «Я знаю», «Необходимо повторить». Оценка своей работы и группы на уроке.
Данный урок был проведен по методике Lesson Study.
Сравнительная таблица качества знаний по классам
классы | предмет | 1 четверть | ГОДОВАЯ |
8Г | АЛГЕБРА | 50 | 65 |
11А | АЛГЕБРА | 53 | 43 |
11Б | АЛГЕБРА | 70 | 70 |
11В | АЛГЕБРА | 65 | 60 |
8Г | ГЕОМЕТРИЯ | 89 | 52 |
11А | ГЕОМЕТРИЯ | 63 | 87 |
11Б | ГЕОМЕТРИЯ | 92 | 100 |
11В | ГЕОМЕТРИЯ | 81 | 90 |
Анализируя таблицу качества знаний оценок 1 четверти и годовых, можно сказать, что алгебра дается намного труднее учащимся, чем геометрия. В первой четверти программа курса состоит из повторения и не сложных тем, поэтому качество знаний выше, чем в последующих.
В этом учебном году принимала участие в работе семинаров в городских школах, являюсь руководителем ГорМО учителей математики, член комиссии городских конкурсов, 3 место городской конкурс «Заманауи сабақ» урок «Многогранники в окружающем нас мире», участник педчтений «Современный урок».
Список используемой литературы:
1. «Руководство для учителя», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.