СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по Lesson Study по английскому языку в 9»А» классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия деятельности учителя по урокам исследования

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по Lesson Study по английскому языку в 9»А» классе»

Рефлексивный отчет по Lesson Study

по английскому языку в 9»А» классе

Центральной темой Lesson Study является развитие мыслительной деятельности учащихся через использование приемов критического мышления в групповой работе. Исследование должно дать ответ на вопрос: «Как приемы критического мышления способствуют активизации мыслительной деятельности?»

Таким образом, целью исследования было изучение воздействия приемов критического мышления на мыслительную деятельность учащихся в групповой работе.

Результат исследования: информация о воздействии различных приемов критического мышления на мыслительную деятельность учащихся и условиях их эффективного функционирования.

Выбор темы был определен осознанием роли новых технологий обучения и воспитания в современном образовании, претерпевающем глубокие преобразования. «В связи с этим школы должны быть более последовательны в обучении критическому мышлению учащихся, в комплексном решении проблем, касающихся индивидуальности каждого ученика». (Руководство для учителя, стр.146)

Познакомившись во время первого этапа курсов повышения квалификации второго (основного) уровня педагогических работников Республики Казахстан по Программе Кембриджского университета «лицом к лицу» с новыми подходами в обучении - 7 модулями, я акцентировала свое внимание на критическом мышлении как подходе «к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления» (Руководство для учителя, стр.186). Попробовав работать в группах с применением технологий критического мышления в течение всего первого периода курсов, я на практике убедилась в том, что групповая работа, основанная на философии сотрудничества, дает заметные результаты. А групповая работа в соединении с приемами критического мышления способствует развитию мыслительных навыков, необходимых учащимся не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. «Критическое мышление… может включать признание… предположений и ценностей, проблем и обнаружение эффективных средств их решения» (Руководство для учителя, стр.187).Таким образом, модуль «Критическое мышление» не только раскрывает содержание понятия «критическое мышление», но и помогает определить пути формирования и развития у учащихся этого критического мышления.

Необходимо отметить, к сожалению, наличие такого отрицательного явления, как снижение интереса учащихся к английскому языку. Учитель транслирует знания, ученики его слушают. Никакой самостоятельности, молчание, боязнь неправильного ответа, некомфортность от незнания и непонимания. Одним словом - зажатость. И вот пройдя первый этап курсов второго уровня «лицом к лицу» я пришла к выводу, что организация деятельности по семи модулям – это путь к решению проблем, связанных с изучением языковых дисциплин. Все модули взаимосвязаны между собой, и в то же время они имеют только свои, присущие им особенности. Познакомившись на курсах со всеми модулями, я для себя выбрала модуль «Обучение критическому мышлению», потому что данный модуль «предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учителей, так и учащихся» (Руководство для учителя, стр.185). Я считаю, что одним из эффективных способов мотивации учащихся, активизации их мыслительной деятельности и повышения качества обучения может стать внедрение в практику учителей различных стратегий критического мышления. В ходе встреч с администрацией школы и бесед с учителями, было выявлено, что проблема развития активности учащихся на уроке через групповую работу с использованием приемов критического мышления актуальна и тема исследования выбрана мною правильно.

В ходе исследования я пыталась изучить, как на уроках английского языка приемы критического мышления на основе парной и групповой работы способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся. Важно также ответить на вопрос: «Являются ли новые подходы к преподаванию английского языка с использованием приемов критического мышления и групповой и парной работы более эффективными по сравнению с традиционной формой ведения уроков, для улучшения коммуникативных способностей учащихся, для формирования умения принимать решения, анализировать, сравнивать. В основе исследования – «стандартная многоступенчатая структура Action research: планирование – действие – наблюдение – обдумывание» (Kemmis and Ms Taggart 1988, 3). (Руководство для учителя, с.241). «Action research - способ, позволяющий учителю познать себя в этой роли, воспринять самого себя как критического мыслителя, сопровождающего учеников в мир познания и развития» (Руководство для учителя, с.239).

Цель нашего исследования: 
- применяя приёмы критического мышления, учителя активизируют деятельность учащихся на уроках 
-вызвать интерес учащихся к предметам; 
- повысить уровень знаний учащихся. 
Таким образом, фокус группа выдвинула гипотезу: 
- Если объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Были определены задачи: 
- расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать, научить детей самооцениванию и взаимооцениванию; 
Ожидаемый результат: 
-подтвердить, что применение приёмов КМ особенно при работе в группе влияет на повышение активности учащихся на уроках, повышая их коммуникативные способности; 
-воспитывается сотрудничество; 
-формируется адекватная самооценка ученика; 
- повышается мотивация в учении. 

Английский язык сам по себе является одним очень сложным предметом. Дополнительную трудность в его изучении представляет, прежде всего, недостаточный уровень интеллектуальной готовности учащихся к сложной учебной работе, т.е. неумение анализировать, сравнивать, классифицировать, оценивать, делать определенные выводы. Критическое мышление как раз и включает в себя наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения, метапознание (Руководство для учителя, стр.186) и предоставляет возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации (Руководство для учителя, стр.189).

Трудности, с которыми я наиболее часто сталкиваюсь на уроках:

- низкая активность большинства учащихся на уроке;

- отсутствие инициативы со стороны учащихся;

- неумение учащихся организовывать самостоятельная деятельность на уроке;

- неэффективное взаимодействие учащихся при решении учебных задач;

- испытываемый частью детей дискомфорт при работе в группе и парах.

И групповая работа, и обучение критическому мышлению способствуют развитию навыков эффективного общения и решения проблем, направлены на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, творчестве и игре. Они в числе важнейших компонентов обучения, поэтому я убеждена, что тема исследования «Как приемы критического мышления влияют на мыслительную деятельность учащихся в условиях групповой работы?» выбрана правильно. Для проведения исследования был выбран 9А класс, характеризующийся низкой познавательной активностью детей и, как следствие, низким качеством знаний. У детей наблюдается снижение мотивации к учению по мере усложнения учебного материала, личностные разногласия в классе, неумение работать в группе, решать совместно задачи и принимать решение. При этом в классе около 40% учащихся обладают характерными для лидеров качествами. Однако эти лидерские качества у них проявляются в целях самоутверждения, а не для успешной самоорганизации и деятельности в группе. В качестве объектов исследования мной были выбраны трое учащихся: высокого уровня – Самал(ученица А), среднего – Айдана (В), низкого – Бахтияр (ученик С).

Ученик А: - активный участник классно-урочного процесса, обладающий большим словарным запасом по сравнению с остальными учениками группы. Обязательна в выполнении всех заданий на уроках, быстро улавливает мысль. Способна анализировать, делать выводы, обладает умением самостоятельно добывать знания, владеет определёнными навыками работы в группе, может взять на себя ответственность, быть инициативной, но не всегда проявляет особую активность на уроке. Дисциплинированна и организованна на уроке. Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества 

Ученик В: - ученица со средними способностями . Английский язык знает на слабую «4». Старательная на уроках, не всегда выполняет домашние задания, особого интереса к английскому языку не проявляет. Проявляет активность в групповой работе, иногда -лидерские качества (в зависимости от ситуации).Учащаяся средних способностей, стеснительная, на уроках неактивная. также испытывает дискомфорт когда отвечает у доски, не систематически выполняет домашнее задание. В различных ситуациях ведет себя непредсказуемо: может замкнуться и не дать ответ на вопрос, и, наоборот. Критерии успешности: научить не только самой проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки 
Ученик С: - ученик слабый по всем предметам. По английскому языку имеет «3».Уровень саморегуляции низкий- часто переспрашивает, что нужно делать и как, на уроках отвлекается , если тема для него неинтересна. Самостоятельных полных (целым предложением) ответов дать не может. Ответы предпочтительно краткие (слово или словосочетание). Домашние задания выполняет в исключительных случаях. Неорганизован, несобран, не всегда имеет необходимые для урока принадлежности. При групповой работе мало активен, оказывает посильную помощь при совместной работе (преимущественно работа со словарем), имеет средние учебные способности, уровень познавательных интересов средний, не проявляет особого интереса к учёбе. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы. Критерии успешности: вовлечь в процесс совместного выполнения задания, данного учителем. 
В аутентичном 9А классе были проведены уроки английского языка с применением подхода Lesson Study.Уроки носили исследовательский характер, что является целью LS. Заранее были определены ученики, за которыми велось наблюдение на протяжении всего урока, а также критерии успешности каждой категории детей ( А,В,С). Целью первого урока стало развитие коммуникативных способностей учащихся по теме «Newspaper» через использование стратегии Jigsaw.Данный метод был выбран не случайно. Ученики 9 А на уроках английского языка не включаются в работу на все 100%, отвлекаются, переспрашивают, не слышат друг друга и учителя. Стратегия «Зигзаг» («Jigsaw») позволяет задействовать всех учащихся без исключения в работу в меру своих способностей, развивает коммуникативные навыки и самостоятельное мышление. Самостоятельное мышление есть мышление критическое. Отсюда, целью учителей на данном этапе LS стало теоретически обосновать и апробировать модель внедрения технологии в собственной предметной области. Роль учителя на уроке носила характер координатора, консультанта, который проводил наблюдение за работой в группах, направлял, при необходимости помогал пассивным включиться в работу. В самом начале урока было произведено деление на группы , состав групп определен случайным выбором, что впоследствии сказалось на продуктивности работ отдельных учащихся и групп в целом.

Я решила применить стратегии критического мышления на своих уроках, так как специфика урока английского языка уже предполагает критическое мышление над письмом и чтением, аудированием и говорением.

Урок по указанной теме проводится после отработки лексических единиц по теме, после переработки полученной информации. Поскольку урок построен с учётом стратегий критического мышления, он включает в себя три основные стадии : вызов, осмысление, рефлексия.

В начале урока с целью определить уровень эмоционального состояния учащихся проведён психологический настрой, так как климат в классе имеет большое значение для обучения. С этой целью был проведён тренинг «круг радости». Урок

включает следующие этапы урока: организационный момент, информация о домашнем задании, объяснение нового материала, закрепление новых знаний, подведение итогов урока, рефлексия .

Организационный момент урока начинается с отчета дежурного в классе(диалоговое обучение), где дежурный отчитывается о присутствующих и отсутствующих учащихся на уроке, затем говорит какое число и день недели на английском языке. На стадии вызова , с целью определения темы урока, было предложено ребятам разгадать ребус, таким образом была сформулирована тема урока. Для проверки домашнего задания я применила приёмы КМ «Мозговой штурм» и предложила заполнить кластер по теме разновидности газет.

На этапе осмысления, актуализации знаний я предложила учащимся заполнить бланки самоконтроля, тем самым определяя ЗАР, ЗБР. Работая в группах, при выполнении приёма «Запутанные логические цепочки» ребята следовали правилам работы в группах, которые они сами определили. Также были предложены следующие задания: слова перевёртыши и разгадывание кроссворда.

Очень активно прошел этап релаксации, ребята выполняли движения под музыку «Кара жорга». Далее была предложена учащимся работа с текстом, используя приём «инсерт». Итог этой работы- выбрать название текста из предложенных. Затем ребята заполнили Диаграмму Венна для того, чтобы сравнить серьёзные газеты и желтую прессу.

На этапе рефлексии было предложено звездами отметить свои достижения на уроке ( синяя звезда – каждая задача урока полностью реализована, красная – частично) . Из этого можно сделать вывод, что практически все учащиеся справились с задачами урока. На уроке использовались листы оценивания, где учащиеся сами фиксировали свои оценки за разные виды деятельности, соотнося оценки с критериями оценивания, составленными ими перед выполнением того или иного вида задания.

Учитывая анкетирование и пожелание учащихся при планировании следующего урока мною было предложено выполнение творческого задания (проект первой страницы газеты). На втором уроке учащиеся задавали «Толстые и тонкие вопросы» по теме «Телевидение». Для ученицы А было предложено задание с опережением «Монолог одного ученика». Лидерство в обучении присутствовало при выполнении заданий в группах, где учащиеся в ходе взаимодействия друг с другом получали новые знания и учились презентовать свой продукт деятельности. Использование карточек с задачами повышенной сложности на этапе закрепления полученных знаний и творческая домашняя работа способствовали развитию уровня мышления, стимулирующее развитие умений. Учет возрастных особенностей обеспечивает доступность обучения и использование заданий соответствующее возрасту детей этого класса. Также на втором уроке использовался приём «Ролевая игра», «Перекрёстная дискуссия» и «Последнее слово за мной» где ребята, обсуждая текст, высказывали своё мнение т.е. вели куммулятивную беседу. Это задание, к сожалению прошло не так хорошо как хотелось бы. Отдельным учащимся было сложно выполнить задание, что говорит о замкнутости, возможно недоверии или непонимании Некоторые ребята стеснялись высказывать своё мнение. Работая в группах, некоторые учащиеся были пассивны. Те ученики, которые самостоятельно не справились с заполнением таблицы, получали консультацию от своих одноклассников-экспертов. В подтверждении этому может служить заснятое видео. После обмена мнениями по возвращению в свои рабочие группы, эксперты последовательно представляли варианты ответов на свои вопросы. На этом этапе также была осуществлена проверка таблицы вместе с учителем, ее коррекция, был получен ответ на главный проблемный вопрос урока. Учитель применил формативное комментирование.

Третий урок LS проводился по теме «Манипуляция СМИ на сознание людей». После эмоционального настроя для проверки домашнего задания мною был использован приём «Верные- неверные утверждения». Перед просмотром видео о манипуляции СМИ для создания условий для определения уровня знаний ребята заполнили таблицу «ЗХУ». Далее работая с текстом, ребята сделали предположение (антиципатия) что такое манипуляция, заполнили «Кластер» словами, которые ассоциируются с выше названными терминами, далее постарались дать определение и обменялись мнениями о приёмах манипуляций в СМИ (приём «Карусель»). Отвечая на проблемный вопрос «Для чего нам нужны СМИ?» мною был использован приём «Fishbon». Каждая группа высказала своё мнение, при выполнении этого задания отличился наблюдаемый ученик С он достаточно подробно ответил на поставленный вопрос. В общем, работа на данном этапе прошла на удовлетворительном уровне. Рефлексия была проведена с использованием приёма «Две звезды и одно пожелание».

Несмотря на незначительное повышение активности работы учащихся, интерес к изучаемому предмету возрос, появилось желание работать сообща (в группах), учиться самостоятельно добывать знания. Не смотря на все минусы влияния данной стратегии на учащихся 9 А стоит отметить, что цель LS была достигнута. Все 100% учеников были вовлечены в работу, хотя и не сразу. В итоге учащиеся продемонстрировали знания о видах СМИ, знают о их роли , манипуляции на сознание людей. Отрицательной стороной явилось- неумение всё еще всех учеников работать в группах и соблюдать общие правила, а также немаловажно отметить неумение учеников дать внятный полный ответ на вопрос при его понимании. Это говорит о скудном словарном запасе, неумении отвечать на проблемные вопросы, слабой технике чтения. Полученные результаты и наблюдения привели к выводу о том, что применять данную стратегию необходимо как можно чаще, для того, чтобы развивать у учащихся умение объяснять, осмысленно читать, находить собственные пути решения, отстаивать свою точку зрения. Возможно, стоит предлагать разноуровневые задания на этапе осмысления. Тогда сильным учащимся будет некогда отвлекаться на пустые разговоры. В данном классе не следует проводить деление на группы случайным выбором, так как уч-ся данного класса отличаются чрезмерной активностью, нарушают дисциплину и не могут контролировать время выполнения заданий. Несмотря на незначительное повышение активности работы учащихся, интерес к изучаемому предмету возрос, появилось желание работать сообща (в группах), учиться самостоятельно добывать знания.

В заключение можно отметить, что использование подхода Lesson Study помогает учителям:

увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы

использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.

увидеть процесс обучения в мельчайших деталях

увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали

выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными

планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!