СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет процесса менторинга

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит вмешательство, наблюдение и представление обратной связи на уроке истории Казахстана. Об эффективности процесса менторинга и оценивании успешности менторинга.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет процесса менторинга»

Рефлексивный отчет процесса менторинга учителя 2-го уровня М.П.Асыловой


Определение потребностей в развитии подопечного

Мой подопечный учитель истории Казахстана. Образование высшее, вторая категория, педагогический стаж 8лет.

Небольшой стаж работы педагога в школе, его свежий взгляд на образовательную систему в школе и происходящие перемены в обществе, дает мне возможность подготовить учителя новой формации.

Учитель выразил готовность к сотрудничеству. 

Вмешательства, наблюдение и представления обратной связи

Чтобы общение было плодотворным я наметила план совместной работы и предложила посмотреть два урока, разработать вместе план урока, написать рефлексивный отчет о взаимосотрудничестве, в котором отразились бы ключевые идеи Программы. Это дифференцированные задания, их обоснованность, обучение учеников разных познавательных возможностей, на развитие саморегуляции, использование ИКТ на уроке, организация групповой работы. Осведомила учителя, что уроки, профессиональную беседу буду снимать на видео и спросила ее отношение к этому. Реакция учителя была спокойной. Пригласила его на свои коучинг занятия. Далее обговорили дату и время проведения уроков.

В первой беседе я познакомила ее с идеями Программы. И по ходу беседы стали набрасывать план занятия. Я хотела бы увидеть на уроке организацию групповой работы как одной из эффективных форм взаимообучения. Учитель отметил, что уже использовал в своей работе. Подробно остановился на формировании групп и распределение ролей в группах, так как важно проследить вовлеченность в работу каждого ученика. Определили, какие задания предложит учитель детям, исходя из уровня знаний и возможностей. Познакомила с новыми подходами в целеполагании. Цель должна быть направлена на ученика, вместе формулировать и проговорить чему должны научиться. Возрастает ответственность у учеников за свое обучение. Эта тема его заинтересовала и она выразила желание узнать об этом больше. Каким образом будет применять ИКТ на уроке, насколько обоснован выбор средств. Я объяснила значение обратной связи на уроке, разработали вариант рефлексии урока.


Я посетила два урока моего подопечного. Цель первого посещения: зафиксировать вопросы учителя и ответы детей. Тема урока была "Просвещение и литература народов Европы" Отметила свободное владение ИКТ, приемами КМ: демонстрация картин художников, описание содержания творческого задания, составление рассказ из набора слов, образец таблицы для заполнения. После урока провела профессиональную беседу. Дала анализ поставленных вопросов и мои наблюдения по ходу урока, не все ученики участвовали в диалоге, отметила высокий уровень задаваемых вопросов: из 24 вопросов 11 вопросы высокого уровня.  Дала устную обратную и прямую связь.

Цель второго посещения вытекала из просмотренного первого урока. Во время наблюдения обратить внимание на деление групп с учетом возможностей детей, формулирование целей урока, работу в группах; каким образом учитель построил свой урок, учитывая мои рекомендации. Тема урока "Объединение русских земель вокруг Москвы" В начале урока, дети ассоциировали себя с исторической личностью и доказывали почему. Формулирование темы и целей было организовано совместно с детьми. При образовании групп применила прием "Разрезные картинки", ученики собирали имена полководцев. Новую тему ученики изучали самостоятельно, выделяя главные мысли в пунктах параграфа. Дети совместно обсуждали и потом спикеры ходили по группам и рассказывали, что нового они узнали. Для закрепления материала учитель каждому раздал карточки с вопросами, они самостоятельно выполняли, а потом сверяли с образцом, выведенном на доске. Объяснение учителем расстановки войск на Куликовском поле сопровождалось демонстрацией видеофрагмента карты и схематическими передвижениями. Затем дети получили задание определить историческое значение битвы, оформить ответ на постере и спикеры защищали результат работы групп. Потом учитель предложил придумать синквейн к слову "Москва" В конце урока дети заполнили карточки с обратной связью.



Затем я провела профессиональную беседу с учителем. Учитель рассказал, какие ставил цели на уроке, что получилось, что вызвало затруднения. Я отметила удачные моменты и дала рекомендации над чем нужно поработать.

 Оценивание успешности менторинга

Учитель активно применяет приемы критического мышления. Очень продуманным было начало урока, прием "Ассоциации" позволил учителю сформировать цели урока. Формулирование темы и целей совместно с детьми концентрирует внимание учеников на том, чему они научатся на уроке. При образовании групп грамотно применил прием "Разрезные картинки", таким образом учитель продумал состав групп. Дифференцированно были составлены карточки с вопросами, но можно было применить взаимооценивание.

Эффективное применение ИКТ, демонстрация видеофрагмента карты и схемами передвижений наглядно показывают расстановку сил, нежели они посмотрели схему, особенно это вызвало интерес у мальчиков. Был задан вопрос "Как они додумались посадить в засаду резервный полк?" Работа над общим заданием вызвало активность в группах, увлекло детей оформление постеров. Составление синквейна к слову "Москва" подтвердило понимание темы, наиболее удачные были ответы" столица, белокаменная, древняя, могучая, поражает, раскинулась, воюет, объединяет, удивляет. Москва строилась не сразу. Вокруг Москвы объединились русские земли". Не было возможности проследить анализ обратной связи, но в очередной беседе учитель сказал, что дети отметили работу в группе, им было интересно вместе работать, проще и легче. Порекомендовала продумывать самостоятельную работу с учебником. Предложила вариант: составить ответы в виде кластера.

Процесс менторинга был новым в моей практике. Но любой результат - это повод задуматься о полученном опыте. Отношения с моим подопечным оцениваю как полезные для на обоих. По рефлексивному отчету подопечного я могу судить о профессиональном росте учителя. Он написал, что сотрудничество было плодотворным, может организовать работу в группах, "правильно распределяя роли можно повысить мотивацию: роль спикера -слабые ученики начинают быть более активными, роль лидера и эксперта - сильные ученики учатся организовывать работу в группе и показывать свои знания"

 С этим учителем мне было комфортно работать: пунктуальность, надежность, желание научиться новому, мне сильно помогали в работе. Если бы мне представилась возможность повторить менторинг, я бы перечитала бы еще раз "Руководство для учителя"для его глубокого понимания, посетила бы больше уроков учителя в других классах, чтобы оказать действенную поддержку. Не ставила учителя в жесткие рамки наших встреч, а выбирала удобное для него время.

Об эффективности менторинга

Для меня процесс проведения менторинга был полезен с профессиональной точки зрения. Я получила огромный опыт в проведении профессиональных бесед. Если хочешь оказать эффективное продвижение своего подопечного, нужно учитывать все до мелочей: предлагать учителям снимать уроки на видео с последующим детальным разбором, начинать менторинг с увлеченных своим делом учителей, если будет виден результат сотрудничества, то, мне кажется, произойдет цепная реакция, многие захотят поучаствовать в этом процессе. Быть искренне заинтересованным в желании профессионально помочь учителю. Установление личностно заинтересованных взаимоотношений, направленных на профессиональное становление, как целостной личности педагога, процесс длительный. ("(Руководство для учителя/Глоссарий программы второго уровня", стр.286) Привожу пример профессиональной беседы, проведенной после первого урока. Доказательство обучения подопечного. Я отметила осознание учителем значимости групповой работы, как условие активности всех учеников на уроке.

-Чему хотели научить? Достигли поставленных целей на уроке?

-Чтобы дети научились анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи. Познакомились с деятелями эпохи, их картинами. Этого я добилась на уроке.

-Что не получилось, что вы бы сделали по-другому.

-Первые парты работали, последние отсиживались. Их нужно рассадить по-другому, чтобы сильные сидели со слабыми, либо чтобы это была группа, групповая работа. Когда слабый ученик видит, как работает сильный, у него будет появляться интерес к заданию. Даже иногда лучше спросить у одноклассника, который ему объяснит в группе, если дети стесняются спросить у учителя.

- Ваше личное отношение к групповой работе?

-Я проводила, но не всегда удавалось как хотелось. В группе каждый должен быть за что-то ответственным. Учитель пускает посылы, а дети выполняют задание. А потом защищают, рассуждают, анализируют. Мне кажется, им это интересно, когда они выступают в роли взрослых.

- А не хотите ли провести следующий урок в групповой форме?

-Можно попробовать.

В дальнейшем мы планируем с учителем "Т" продолжать встречи и беседы. Он высказал желание, чтобы я приходила на уроки, снимала, а потом опять разбирали. Эта форма вполне устраивает моего подопечного. Я ему посоветовала находить фокус наблюдения, а потом я буду оказывать поддержку по мере необходимости, сказала что вместе будем учиться вести исследование в классе.

Обучая других – нужно учиться самой. Глубокое мое понимание философии Программы, поможет поменять подходы учителей к преподаванию. «Пока живешь, обучайся, не жди, когда старость принесет тебе мудрость»

 

























Краткосрочный план по истории Казахстана Ботабекова Тимура Сайлауовича.

6 «Г» класс

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Тема урока:

Гунны

Цели: ознакомить со сведениями о расселении уйсунских племен; развивать коммуникативные, информационные компетентности обучающихся, мышление, умение работать в группе, с документами.
Воспитать у учащихся трудолюбие, патриотизм, уважение к истории Отечества.


Учащиеся готовятся к уроку.

1.стадия вызова

Позитивный настрой на урок.

Проведение тренинга. «Это ты, это я, это все мои друзья!»

После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои друзья!»

1.    Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?

2.    Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?

3.    Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную  от чужих оберегать?


Учащиеся определяют тему и цели урока.

2. этап осмысления.

жеребьевка: спикеры групп выбирают задания.

групповая работа – составление постеров по теме. Презентация работ.

1 группа – культура;

2 группа – образ жизни;

3 группа-оружие выступление учащихся

3. Контрольная работа

Оцените утверждение: Канлы – одно из крупнейших тюрских племен, издавна населявших территорию Казахстана и ставших одним из племен казахского народа. В своей долгой истории его территория постоянно менялась. Причиной тому были постоянные войны, которые вели канлы, защищая свои огромные просторы. А) верно     Б) неверно

Выберите правильный ответ.

Канлинский народ возглавлял:

А) гуньмо    Б) царь     В) хан 

  1. Выберите неправильный ответ.

Археологические памятники канлы:

А) кауншинская культура

Б) Отрар – каратауская культура

В) тасмолинская культура

Г) жетыасарская культура

4.Восстановите последовательность в общественном строе   канлы:

А) правители пяти владений – областей

Б) правители родов, племен

В) верховный правитель

Г) три заместителя

5.Приведите в соответствие:

А) огород Кулат                                

Б) города Битянь и    Отрар 

В) город Алтынасар   

1) один из ярких памятников культуры    канлы

2) центр развития металлургического     производства

3) столица государства канлы

6.Продолжите  перечень.

В канлинской среде было широко развито искусство:

А) песни           Б) кюи             В)              Г)

7.Назовите принцип, объединяющий эти слова

Древний Китай, Рим, Кушан:

А) страны, с которыми канлы воевали

Б) страны, с которыми канлы имели торговые связи

В) страны, с которыми канлы имели дипломатические связи

8.Назовите лишнее Прикладное искусство канлы:

А) кузнечное дело 

Б) ювелирное искусство

В) торговля

Г) обработка шерсти

Д) изготовление посуды

9.Назовите культуру, соответствующую описанию: Умершего хоронили в одежде. Рядом оставляли предметы, которыми покойник пользовался при жизни. Рядом с мужчиной оставляли мечи, ножи, луки со стрелами. Возле женщины – бусы, зеркальца, серьги и другие украшения.

А) Каушинская культура

Б) Отрар- каратауская культура

В) Жетыасарская культура 

10.Вставьте вместо пропусков.

У канлы были оседлые поселения. Уже в начале нашей эпохи они построили на реке ____ ____ канал, протяженностью ___ км. В то уже время они использовали способ ____ посевов. Канлы выращивали _____, _____, _____, _____, _____, _____, _____ и другие культуры. Землю разрыхляли каменными ____ и ______, имели крупные зерновые ______ - запасники.



Индивидуальная работа.

4. Осмысление

Работа по заданиям учебника

отвечают на вопросы.

5. ОО и ОдО

«большой палец, кулак, ладонь».

критериальное оценивание

6. Рефлексия

Выбери «свой» афоризм...

Запись в стикерах, заклеивание.

7.Последущее задание

написать эссе на тему «Гунны».

Запись в дневниках