Рефлективный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений
в практику преподавания и обучения и управление ими
«Мы должны учить не только всех творцов,
но мы должны учить людей, чтобы они
были счастливыми, успешными, чтобы они
понимали, как использовать знания в
повседневной жизни. Главное что мы должны
делать – учить людей учиться"
Подходы к преподаванию, основанные на передаче готовых знаний ученикам, где имеет место механически запоминающееся, поверхностное обучение, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися [1]. Сегодня наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой учитель должен создать условия для воспитания социально активной личности и должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников конечно является учитель [1]. Задача учителя организовывать уроки так, чтобы способствовать развитию знаний, идей, навыков у учеников; дать им возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Учитель должен стремиться понять, как отдельными учениками постигается тема и осознать, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом. В данном году усиленно идет изучение педагогами общеобразовательных школ Программы семи модулей, которая основана на конструктивистских взглядах преподавания. Эта Программа направлена на подготовку учителя:
* направляющего, влияющего, проявляющего заботу, с энтузиазмом занимающегося преподаванием и изучением;
* осознающего, что каждый ученик думает и знает как выстраивать понимание предмета;
* знающего цели обучения и критерии успешности урока;
* знающего, что делать для устранения пробела между имеющимися знаниями и эталонами успешности;
* развивающихся от одной идеи до множества идей.
Ожидаемые результаты Настоящей программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться. и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться и проявляющими компетентность в цифровых технологиях [1].
Изучив на первом этапе курсов не только практические аспекты данной Программы, и получив много рекомендаций по использованию этих знаний, мне хочется поделиться результатами внедрения в свою педагогическую деятельность этих приемов, стратегий и идей. При составлении среднесрочного планирования я предусмотрела практическую реализацию в серию последовательных уроков общей биологии в 10-м классе по теме: "Белки и Нуклеиновые кислоты" концептуальных основ Программы, интегрирующей стратегии и подходы семи модулей: повышение роли диалога между учениками, между учеником и учителем, который помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление, понять и принять ответственность за собственное обучение; развитие критического мышления учащихся - способности синтезировать информацию и идеи, судить о ее достоверности и важности, уметь делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других; использование разных видов деятельности, обеспечивающих дополнительные возможности развития талантливых и одаренных детей; эффективное применение оценивания учащихся не только суммативного, но и широкое внедрение формативного оценивания для преподавания и обучения, а также внедрение критериального оценивания - понимание того, чего пытаются достичь учитель и дети; проведение рефлексии - осмысления процесса обучения учащимися; использование заданий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся - дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей всех учащихся; применение ИКТ для достижения поставленных целей.
При проведении уроков я ещё раз убедилась в необходимости создания нравственной атмосферы сотрудничества на уроке, которая позволяет сохранить психическое здоровье учащихся и учителя. На каждом из уроков применила разные виды психологического настроя: "Улыбнитесь!" "Подари комплимент!" "Ассоциации к слову "Комфорт", "Винегрет". Эти виды настроя не только разнообразили начало уроков, но и формировали у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность, а также позволили мне и всем без исключения учащимся настроиться на дальнейшую работу. А как же дальше организовать обучение так, чтобы оно активизировало каждого отдельного учащегося? Решение этого вопроса всегда было и является одной из основных задач процесса обучения. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают; 26% от того, что слышат; 30% от того, что видят; 50% от того, что они видят и слышат; 70% от того, что они обсуждают с другими; 80% от того, что основано на личном опыте; 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами. Исходя из этого, наиболее эффективна работа в группах, где идет обсуждение материала, обучение учениками друг друга является наиболее продуктивной с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала. Уже многие годы я использую работу в парах по изучению нового материала, по оказанию взаимопомощи друг другу на стадии закрепления материала. Много внимания я уделяла индивидуальной работе учащихся на всех этапах уроков. А организовывать работу в больших (по 4-5 человек) группах мне приходилось только на проводимых открытых уроках два раза в год, и то в этом мне большую методическую помощь оказывали завучи школы. Чтобы научить учащихся активно взаимодействовать в группе, мне учителю необходимо было не только знать теоретические аспекты организации данного вида работы (об этом много я читала в журналах "Биология в школе", видела на уроках своих коллег, которые использовали интерактивное взаимодействие учащихся), но практически системно внедрить работу в больших группах я боялась. Преодолеть мой страх и неуверенность мне помог первый этап face to face, где мы -учителя, работая в группах, составили правила взаимодействия, увидели разные способы деления на группы. Выполняя совместно все задания, у нас была возможность обмениваться опытом и идеями, ценить мнения членов группы, находить способы совместного решения проблем, обучать членов группы и помогать им достигать более высоких коллективных результатов. У нас появилась возможность сравнить себя с другими коллегами и наметить пути совершенствования своих знаний и умений, которые лучше развиты у других. Получив на курсах теоретические умения и приобретя практические навыки организации и проведения групповой работы, я уже с уверенностью, без всякого страха получить отрицательный результат, смогла самостоятельно организовать в серии последовательных уроков интерактивное взаимодействие своих учеников. Предварительно учащиеся сформулировали правила работы в группе, причем творчески подошли к данному заданию: одна группа биологов оформляла свои правила, а другая группа химиков - свои. Группы в течение 4-х уроков я формировала по разному принципу, но так, чтобы ученики имели разный уровень подготовки – быстрые могли учить медленных. Работа в группах была организована на всех этапах уроков: проверка знаний, определение темы урока и целеполагание, составление флипчартов, их устная защита, выполнение эксперимента, составление синквейнов. Учащиеся самостоятельно работали в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили кластеры и флипчарты, поочередно защищали результаты работы группы и формативно оценивали свои достижения. Для себя я отметила, что дети, работая совместно, чувствовали себя комфортно и уверенно. Они являлись активными участниками на уроках. Особое внимание я обращала на тех трех учеников, которые на начало эксперимента не хотели работать в группе, поэтому предпочитали чаще сидеть молча. Но благодаря обучению через диалог и созданию в течение всего урока атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, эти ребята (Мария, Никита и Владислав) не только активно участвовали в составлении кластеров, но и в их защите. Из семи замкнутых и стеснительных учеников, я получила детей, которые начали стремится к развитию своих коммуникативных способностей, избавлению от лишних комплексов, попробовали себя в роли ораторов. И самое главное, я - учитель в течение всего урока выполняла только роль наблюдателя, координатора действий учеников и поощряла их действия и идеи.
Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы. На всех уроках я расширила и разнообразила приемы развития критического мышления учащихся: метод "Мозгового штурма" позволил ребятам самостоятельно сформулировать темы уроков и поставить цели к их изучению. У каждого ребенка была возможность высказать свои предложения, выслушать и проанализировать идеи других ребят, прийти к общей идее. При создании флипчартов на двух уроках ребятам пришлось анализировать информацию не только из текста учебников, но и Интернет ресурсов, выбирать ключевые понятия и совместно решать, слушая мнение каждого как графически и творчески это оформить на ватмане бумаги. При составлении кластера ребята делились друг с другом известными знаниями по теме "Нуклеиновые кислоты", выясняли, в чем совпали их представления, а по поводу чего возникли разногласия. Очень бурно они обсуждали выдвигаемые ими идеи, понятия и предположения. Составленные группами флипчарты и кластеры были использованы на стадии осмысления - для структурирования учебного материала. Навыки критического мышления развивались при оценивании презентаций флипчартов спикерами (которые каждый урок менялись): ученики должны были определить утверждения как верные или неверные и обосновать свои решения. Если ошибались спикеры, то другие высказывали верные предложения, приводя свои доводы. Также другие группы отвечали на вопросы: Вы согласны с..? Какой выбор вы сделали бы на их месте? Каково ваше мнение о ...? Как бы вы доказали ...? Как вы думаете, почему ...? Для развития мыслительной деятельности на всех своих уроках я использовала и ранее вопросы низкого и высокого порядка, а также задания из олимпиад разного уровня. Вопросы, побуждающие учеников к интерпретации, осознанию причин, вызвали у многих затруднения. Практические вопросы, связанные с формированием здорового образа жизни у ребят вызывали наибольший интерес и давали им больше возможности развивать навыки критического мышления. Давала детям и творческие домашние задания по выбору: составить кроссворд или тест по теме: "Белки", синквейн по теме: "Нуклеиновые кислоты".
Модуль "Развитие Талантливых и одаренных детей" я считаю одним из приоритетных в своей практике, т.к. многие годы готовлю детей к участию в олимпиадах разного уровня, как очных, так и дистанционных. Но внедрение данного модуля Программы в свою практику позволило мне понять, что выявление талантливых детей и их развитие идет и на уроке, через расширение знаний (самостоятельный поиск определений новых понятий), составление учениками синквейнов, кроссвордов и тестовых заданий по теме "Белки", "Ферменты", через поиски ответов на вопросы высокого порядка и через включение вопросов из олимпиад разного уровня. Такие учащиеся (Кирилл, Анастасия, Вадим, Владлен, Елена), работая в группах, смогли стать лидерами, организаторами, "мозговым центром", развивая не только свои способности, но и помогая остальным одноклассникам также стать успешными.
Модуль "Оценивание для обучения и оценивание обучения" позволил мне провести не только суммативное оценивание мною достижений учащихся, но и ученики, выступая в роли консультанта и учителя также проводили консультации и опрос учащихся с выставлением оценок. Критериальное оценивание устных защит флипчартов, их содержания и оформления проводилось самостоятельно учениками. Большое внимание я уделила формативному оцениванию, которое позволило мне и ученикам отследить их продвижение в обучении.
Стадия рефлексии, которую я также применяла до этого только на открытых уроках, направлена на интенсивное осмысление учащимися своих способностей, своей работы в сравнении с деятельностью одноклассников и содействует преобразованию личности и опыта учащихся. На экспериментальных уроках учащимся предложила синквейн слово "ферменты", что потребовало от учеников в кратких выражениях обобщить учебный материал. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Рефлексия "Смайлики", "Эмоциональный океан" позволила ученикам размышлять об уроке, о себе; анализировать собственные мысли и переживания; размышлять о работе своей группы, вспоминать, думать. А мне было интересно узнать мнение каждого ученика о введении новых приемов работы и об уроках в целом.
В ходе проведенного исследования я убедилась в эффективности использования стратегий, методов и приемов, основанных на 7 модулях, с помощью которых добилась необходимых результатов:
1. повысилась мыслительная деятельность всех учащихся: дети стали активными обучающимися, которые строили свое собственное понимание темы, исходя из личного опыта, имеющихся знаний и умений;
2. повысилась познавательная активность, в ходе которой учащиеся учились показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникнуть в суть вопроса или проблемы;
3. изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы. Я пыталась доказать ученикам, что быть в тупике - это не позорно! Не ошибается только тот, кто ничего не делает!
3. развилось положительное отношение у большей части учеников к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
4. мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (ребята учились проводить рефлексию не только своей деятельности, но и работы группы, всего класса, и учителя: рефлексия детей: "Урок мне понравился", "Все понял, вопросов нет", "Узнал много нового. Все прошло хорошо", "Умный красивый, интересный урок!" "Познавательный урок!" " Интересно, весело, дружно, увлекательно", "Незабываемый урок!"
5. изменилось отношение детей к урокам, которые стали более эмоциональными и увлекательными не для группы учащихся, а для всего класса.
Осуществляя более широкое внедрение методов и приемов 7 Модулей в обучение, я лишний раз убедилась, что ребёнок не объект, которому взрослые (учителя и родители) передают «багаж знаний», а субъект, активно познающий мир и преобразующий его.
Анализируя результаты своей практики в школе, я составила план изменений на будущее:
* применять большей частью групповую работу, чтобы учащиеся выражали идеи и информацию собственными словами, взаимообучали друг друга самостоятельно;
* более широко внедрять исследовательские беседы и дебаты, которые эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания социально адаптированной личности;
* шире использовать вопросы, составленные по таксономии Блума, а также привлечь к этому самих учеников;
* развивать навыки работы с текстами и с большим объёмом информации, получаемой учениками в Интернете;
* разнообразить виды творческих заданий;
* работать на развитие эмоциональной сферы - формирование воли. Отсутствие воли – лень и лень сегодня основная причина всех проблем учащихся;
* шире использовать формативное оценивание.
Использованная литература:
1. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора
методов обучения. М.: Просвещение.
2. Руководство для учителя . www.cpm.kz
3. Методы рефлексивно-диалогического развития мышления и личности
/Г.И. Давыдова/ Рефлексивные процессы и управление.
4. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции,
экспериментатика, практика.
5. Федотовская Е.И. Система упражнений для развития интеллектуальных
умений критического мышления средствами иностранного языка.