Рефлективный отчет совместной презентации,
касающейся выполнения заданий, предназначенных для выполнения
в период этапа «Практика в школе»
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Долгое время в преподавании и обучении господствовало мнение, что учитель должен обеспечить ученика готовыми предметными знаниями. Последние годы обучение рассматривается как процесс создания условий для развития всех компетенций учащихся и обеспечения факторами, позволяющими ученикам научиться учиться. Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя. Коллаборативное обучение - это учебный прием, который предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Коллаборативное обучение - образовательный подход к преподаванию и обучению, где предполагается совместная работа групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создания конечного продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение - это социальная деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения. Основные представления о процессе кооперативного обучения заключаются в следующем:
1. Обучение - это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят знания со структурой предыдущих знаний.
2. Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащимся вступать в активное взаимодействие со сверстниками, и затем обрабатывать, обобщать информацию, а не просто заучивать и бездумно повторять ее.
3. Учащиеся извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания.
4. Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися.
В условиях коллаборативного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи, поскольку они слышат различные точки зрения и должны уметь формулировать и защищать свои идеи[1].
Существует две формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и групповая [3]. И очень часто учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно (фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна – фактически оказываются включены в работу только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами. Индивидуальная форма работы эффективна при проверке знаний. При работе над новым материалом, при закреплении знаний и умений, повторении и обобщении предпочтительнее групповые формы в малых (пары) и больших (4 -5 человек) группах [2]. Группа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Во время прохождения дистанционного периода группы в течение 4-х уроков я формировала так, чтобы ученики имели разный уровень подготовки – быстрые могли учить медленных. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают; 26% от того, что слышат; 30% от того, что видят; 50% от того, что они видят и слышат; 70% от того, что они обсуждают с другими; 80% от того, что основано на личном опыте; 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами. Исходя из этого обучение через диалог, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала, а также способствует развитию учащихся.
Организация работы в группах требует большой предварительной подготовки от учителя:
* значительно увеличивается время, необходимое для подготовки к уроку,
* требуется переструктурирование содержания учебного материала,
* разрабатывается больше продуманных заданий на все этапы урока, .
* составляется большое количество раздаточного материала;
* увеличиваются материальные затраты на ватманы, маркеры, стикеры, материалы для рефлексии учащихся;
* необходима также работа по формированию работоспособных групп, с учетом взаимоотношений между учениками в классе,
* продумывается организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, оказывать взаимопомощь, оценивать себя и товарищей.
Чтобы научить учащихся активно взаимодействовать в группе, мне учителю необходимо было не только знать теоретические аспекты организации данного вида работы, но и практически научиться работать в группах. Мне в этом очень помог первый этап face to face, где мы -учителя, работая в группах, составили правила взаимодействия, увидели разные способы деления на группы. Выполняя совместно все задания, у нас была возможность обмениваться опытом и идеями, ценить мнения членов группы, находить способы совместного решения проблем, обучать членов группы и помогать им достигать более высоких коллективных результатов. У нас появилась возможность сравнить себя с другими коллегами и наметить пути совершенствования своих знаний и умений, которые лучше развиты у других. Работая в группах, мне было чаще комфортно, иногда возникали ситуации, когда кто-то из членов группы не хотел вносить свой посильный в клад в совместную деятельность, или старались отсидеться, чтобы защищать результаты работы шли те учителя, которые могут отстоять идеи группы и доказательно представить другим группам.
Получив теоретические умения и приобретя практические навыки организации, проведения групповой работы на курсах, я уже с уверенностью, без всякого страха получить отрицательный результат, смогла самостоятельно организовать на всех этапах серии последовательных уроков интерактивное взаимодействие своих учеников. предварительно учащиеся сформулировали правила работы в группе, причем творчески подошли к данному заданию: одна группа биологов оформляла свои правила, а другая группа химиков - свои. Работа в группах была организована на всех этапах уроков: проверка знаний, определение темы урока и целеполагание, составление флипчартов, их устная защита, выполнение эксперимента, составление синквейнов. Учащиеся самостоятельно работали в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили кластеры и флипчарты, поочередно защищали результаты работы группы и формативно оценивали свои достижения.
Я отметила важность интерактивого взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. В результате применения диалогового обучения -происходило не только успешное усвоение материала, что выразилось в увеличении хороших и отличных оценок, но и изменился психологический климат в классе, изменилось отношение учащихся к предмету. Ученики выступали в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносил индивидуальный вклад. А самое главное мои ученики при этом испытывали ощущение успешности!!! Я в течение всех уроков выполняла только роль наблюдателя, координатора действий учеников и поощряла их действия и идеи!!!
Таким образом, интерактивные технологии в обучении использования специальных форм организации познавательной деятельности, как процесса многосторонней, интенсивной коммуникации, создания благоприятной, позитивной психологической обстановки в процессе обучения, а также изменения характера деятельности учителя на более активную и партнерскую по отношению к обучающимся.
Использованная литература
1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников
РК. Раздаточные материалы. Первая неделя.
2. Руководство для учителя: www.cpm. kz
3. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора
методов обучения.