Рефлективный отчёт по проведенной серии последовательных уроков
“Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”
В. А. Сухомлинский.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Как повысить его мотивацию, как оценить его, как учить детей так чтобы им захотелось учиться? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать урок, учитывая условия обучения и уровень учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Как воплотить всё это в реальность?
Пересмотреть свою педагогическую деятельность мне помогла Программа курсов повышения квалификации учителей третьего уровня. Программа, будучи в своей основе конструктивистской , устанавливает перед компетентным учителем очень четкие обязательства быть восприимчивым к личности ученика. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником. Данный подход предполагает обязательное активное участие в этом процессе самого ученика, который становится в подобных условиях ответственным за свое обучение. Ответственность осознается и принимается учеником отчасти из-за среды, которую учитель создает на занятиях. (Руководство для учителя. с.112). Ученики самостоятельно формируют и развивают собственное мышление, вступая в диалог с одноклассниками и учителем. А учитель помогает ученикам взять ответственность за свое обучение на себя. В современном мире процесс обучения становится непрерывным, значит, ученики должны владеть такими навыками, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно. Анализируя «Руководство для учителя», у меня сформировались убеждения, которые повлияли на мои установки, на уверенность в том, как должны преподаваться предметы и определили необходимость изменения методов и приемов.
На первом этапе «Лицом к лицу» наш тренер на примере нас, как учеников показала, как применить новые подходы в обучении.
Для выполнения заданий мы распределялись в группы.
Группе предлагалось своё задание. После окончания работы каждая группа защищала свой проект. Выполняя задания на занятиях, нам приходилось анализировать, размышлять, ассоциировать их. Так мы учились критически мыслить. Работая на занятиях, таким образом, к концу этапа я начала переосмысливать свою работу в школе. Это помогло мне осознать значимость учения. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому учитель должен вести своего ученика, чтобы его обучение было успешным. На втором этапе «Практика в школе» мною была запланирована серия последовательных уроков по биологии в 6 классе Черниговской средней школы. Проведённые уроки соответствуют тематическому планированию и относятся к разделу «Покрытосеменные». По типу – это уроки изучения и закрепления нового материала.
При подготовке уроков я включила все семь модулей в планирование. Свои уроки я строила, опираясь на принцип сотрудничества, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, их возрастные особенности.
Организационный момент всех уроков включал в себя психологический настрой. Если раньше я делала это в основном для того, чтобы дети перед уроком успокоились и приступили к работе. То, осмыслив этот приём, я поняла, что
проведение тренингов способствует
Фото 1.
созданию коллаборативной среды. А сплочение коллектива положительно влияет на успешность обучения и преподавания. (Фото 1.) И для того чтобы дети чувствовали себя свободно и безопасно в процессе обучения проводили тренинги не только в начале урока, но и в конце. Анализируя свою практику, могу отметить, что проведение тренингов очень нравится детям. А для меня это было плюсом при распределении детей на группы. Если раньше я распределяла учащихся и были обиды и недопонимания, то сейчас дети расходились по группам и благополучно работали в них.
В разработку своих уроков на этапе актуализации знаний я включила задание, по итогам которого цели и задачи урока разрабатывали сами ученики. Данный вид работы я использую в своей практике не впервые. Что мне это даёт?
Во-первых, это активизирует мышление, развивает речь учащихся.
Во-вторых, дети уже на начальном этапе обучения могут разграничить
информацию ту, с которой они знакомы и хотят её пополнить. И ту, с которой они не знакомы и хотят узнать.
В-третьих, учащиеся могут определять, что является главным и значимым при изучении определённой темы.
Используя данную стратегию на уроке в период практики, могу отметить следующее:
Этот вид работы был самым удачным. Так как у школьников среднего возраста хорошо развито метасознание. Они отчетливо понимают, что знают и чего хотят узнать.
При помощи диалога, обсуждения, исследовательской беседы, дискуссии и личного опыта дети смогли определить то, что нового мы будем узнавать на уроке.
В этой работе я видела большое желание детей быть самостоятельными, активными.
Актуализация знаний учащихся помогла осознать тему и цели уроков и осуществить плавный переход к изучению нового материала. (Фото 2). Я думаю, что важную роль в обучении имеют новые подходы в преподавании, где дети активные обучающиеся, где они отходят от стереотипов и строят свое собственное понимание на основе личных исследований.
Фото 2.
Приоритетом служат «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Как учитель, я должна помочь детям осознавать и нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем он мог добиться успеха в обучении самостоятельно, чтобы на уроках всегда была мотивация к обучению. Если раньше во главе урока была я как учитель, то сейчас все взоры обращены к учащемуся. Теперь на уроках я для них товарищ, соратник, координатор. Готовясь к урокам, я задаю себе вопрос: – Что сумеют сделать мои ученики? И прихожу к выводу, какую цель я себе поставила перед уроком, обязательно добьюсь, цели при помощи самих учащихся и они сумеют сделать все то, на что я сама рассчитываю, планируя урок. А планирую свои уроки так, чтобы дети в процессе исследования добывали знания сами - это повысит как ответственность, так и самооценку самого ребенка.
На уроках применяла такую форму работы, как работа в группах. Прежде я использовала данную форму работы для того, чтобы разнообразить проведение урока или провести урок-соревнование. То сейчас я использую групповую работу для взаимообучения детей. Этот вид деятельности способствует формированию саморегуляции учащихся в процессе обучения. Вовлечение учащихся в групповую работу активизирует учебную деятельность, учащиеся строят своё собственное понимание, используя личные наблюдения.
Чему научился каждый ученик во время совместной групповой работы?
• Работая в группе, дети учатся сотрудничать, помогать друг другу.
• Учащиеся учатся работать самостоятельно.
• Ученики, взаимно обучаясь, пополняют свои знания.
• Учащийся с высоким уровнем развития содействовал
взаимообучению, поделился своими знаниями.(Фото 3.)
Основным достоинством работы учащихся в группе считаю, возникновение различных мнений и необходимость доказательства своей точки зрения, объяснение того, что другим непонятно, возможность получить помощь в случае неудач.
В диалогическом обучении интересной формой
Фото 3.
работы является работа в парах, когда двое учащихся выполняют какое-либо задание. Данный вид работы практиковался мной на уроках.
Сравнивая работу в парах можно сказать следующее: в ходе первого парного обсуждения дети часто обращались к учителю, хотя проводилась подготовительная работа. После проведения второй парной работы учащиеся чувствовали себя более уверенно и выполняли задание самостоятельно.
При проведении парной работы получился следующий результат:
• Взаимодействие в парах улучшает микроклимат в классе.
• В ходе парной работы в форме диалога происходит активное речевое развитие.
• С помощью парной работы достигается и личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха своего товарища.
• Ученики, работающие в паре, не делятся на своё и чужое. Они употребляют местоимение «Мы».
• Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
• Снижается уровень страха быть неуспешным.
• Учат своих одноклассников, получают знания от других, взаимодействуют и сотрудничают.
В планы своих уроков я включила стратегии для развития критического мышления. Применяя такие стратегии как «Мозговой штурм», «Кластер», «Коллекция стикеров», «Тонкие и толстые вопросы» я добивалась развития навыков критического мышления: Анализируя различные источниками информации для приобретения доказательств. Для наблюдения и анализа использовала следующие источники информации: сравнительные таблицы, инструктивные карты, текст учебника, интернет-ресурсы, видеоролики. Анализируя данные источники, ученики делали выводы, а также интерпретировали - переводили текстовую информацию в схемы и таблицы. Л.Выготский считал, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в «зоне ближайшего развития». Учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели. (Руководство для учителя, стр.133). Поэтому при составлении заданий я учитывала различные уровни обученности учеников, использовала расширенные задания и задания творческого характера. Эти задания позволили создать условия для вовлечения всех в обучение и предоставить возможности для реализации одаренности и таланта каждого ученика. Ученики выполняли опережающие задания, проявляли свое творчество, таланты по созданию презентации, её защите, составлению заданий для одноклассников. Раньше я делила задания, в основном, по принципу - слабый, средний и сильный. В ходе курсов я узнала, что задания можно дифференцировать и по другим принципам. Теперь на моих уроках появились задания для творческого ученика, задание для быстрого, среднего и медленного, задание для оратора и наблюдателя. С помощью такого дифференцированного подхода каждый ученик чувствует себя вовлеченным в процесс обучения. Таким образом, я открыла новые стороны своих учеников в ходе проведения серии последовательных уроков.
Особое место на моих уроках занимало оценивание. Оценивание для обучения и оценивание обучения учащихся осуществлялось на всех уроках. Использование новых подходов к оцениванию позволило отслеживать изменения, происходящие в понимании учениками процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовала различные виды формативного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью сигналов рукой, самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, листы самооценивания при групповой работе, взаимооценивание. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достигла? Создавала «ситуацию успеха», ставила цели и задачи вместе с учащимися, акцентировала внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. Много изменений я заметила в планировании оценивания, а именно в критериальном, то что мною практически не использовалось или использовалось на отдельных уроках. Некоторые критерии были определены мной, некоторые составлены вместе с учащимися. По определенным критериям учащиеся могли оценивать себя и других, что позволило повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности. (Фото 4.)
При оценивании я сделала такой вывод:
Дети не совсем осознанно ставят себе оценки (самооценка завышена или занижена).
Не все внимательно слушают критерии оценивания.
Дети выбирают оценку в зависимости Фото 4. от отношений между собой.
Вид деятельности учащимся понравился, но мне нужно ещё отрабатывать методику оценивания. Без контроля и поддержки учителя самооценивание и взаимооценивание не получается, нет ещё системы в работе, этот вид работы для учащихся новый.
Интегрируя модуль Программы «Применение ИКТ в преподавании и обучении», акцентировала внимание на использовании возможностей ИКТ в развитии мышления. Работа с интернет – ресурсами помогала раскрывать одаренных детей в области цифровых технологий. Не каждый ученик мог справиться с поиском информации в Интернете, проявив при этом достаточный уровень самостоятельности в определении необходимого сайта, введении ключевых слов в строку поиска, отборе необходимой информации и ее презентации. Применение интерактивного оборудования позволило использовать демонстрационный материал и помогло при проверке первичных пониманий новых знаний.
Рефлексия проведённых уроков в период практики носила учебную и эмоциональную направленность. На этапе рефлексии все учащиеся были активны. Это помогло мне увидеть, что на уроке было интересно, и что у детей вызвало затруднения. Отзывы детей об уроке были положительными, все говорили о том, что урок понравился, интересно было работать на нём, по завершению урока у всех было хорошее настроение.Уроки я постаралась построить так, чтобы каждый ученик смог испытать положительные эмоции от личного успеха во время работы на уроке.
Уровневые курсы позволили мне понять, что этап рефлексии очень важен на уроке. . Прежде я использовала его только как завершение урока и большого внимания ему не уделяла. Но осознав, как важно и учителю и учащимся видеть результат своей работы; проанализировать, что было сделано на уроке, чего достигли, и каким путём; реализуется самооценка учениками собственной учебной деятельности; собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения я определила, что в дальнейшем этап рефлексии я буду планировать иначе.
Создание проблемных ситуаций способствовало тому, что учащиеся начинают совместно понимать её, думать и вместе находить решение. Вовлечение учащихся в групповую работу, позволило им принимать активное участие во всем, что происходило в классе и выполнять задания с учётом возрастных особенностей. При выполнении групповой работы выделялись лидеры. Они брали инициативу на себя- распределяли роли, выбирали стратегии для защиты проекта.
В течение урока проводилось формативное и суммативное оценивание.
Анализируя проведённые уроки, делаю вывод, что данные подходы и методы положительно повлияли на ход уроков, хотя наряду с плюсами есть минусы.
Переосмыслив свою педагогическую практику, я пришла к выводу: данная работа интересна и сложна одновременно. Интересна она тем, что дети становятся реальными помощниками учителя на уроке. Учитель – консультант при организации учебного процесса.
Сложность такой работы на уроке вызвана необходимостью работать в системе.
В дальнейшем планирую:
• Продолжить свою педагогическую деятельность, интегрируя идеи всех модулей в уроки.
• Пересмотреть систему оценивания, критерии оценивания.
• Анализировать свою деятельность и деятельность учащихся.
• Использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
• Поделиться своим опытом с коллегами.
• Организовать учебный процесс так, чтобы дети учились учиться.