СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформация в странах Зап.и Центр.Европы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реформация католической церкви.Причины.Итоги.

Просмотр содержимого документа
«Реформация в странах Зап.и Центр.Европы.»

1 слайд.

Смыслов С.В. группа ПОИм-116

2 слайд.

Определение реформации.


Реформация ― массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Реформация ― социально-политическое движение против феодализма в Зап. Европе в XVI -XVII веках., принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.

3 слайд.

Начало Реформации.

Начало Реформации в Европе связано с именем Мартин Лютер. Мартин Лютер бросил вызов католической церкви в Виттенберге в Саксонии. Это произошло после прибытия в этот район германского проповедника Иоганна Тетцеля, который продавал индульгенции, чтобы собрать деньги для папы Льва X. Индульгенции уже долгое время подвергались критике со стороны католических теологов (ученых в области религии), но их финансовый успех обеспечивал существование этой практики, поскольку она была слишком выгодна, чтобы прекратить ее.

В ответ Лютер 23 октября 1514 г. поместил документ с 95 тезисами (заявлениями) на дверь городской церкви. Тезисы Лютера не были радикальными, но привлекли обширную аудиторию, и, благодаря последним достижениями в области развития печатного дела, они широко разошлись и их повсюду читали.

Первоначальная критика церкви со стороны Лютера была направлена против продажи индульгенций, но он продолжил нападать на суть католического учения о пресуществлении (вера в то, что хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа во время причастия), безбрачии священников и главенства пап. Он также призывал к реформе религиозных орденов, монастырей и возвращению простоты более ранней церкви. Реформация в Европе распространилась после вызова, который Лютер бросил официальной церкви. Он завоевал множество последователей, но первоначально Лютер хотел только реформировать существующую церковь, а не создать совершенно новую систему.





4 слайд.

Лидеры Реформации.

Мартин Лютер, Martin Luther (нем.), (родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене 1; умер 18 февраля 1546 года там же) — священнослужитель, основатель христианской протестантской церкви, вождь Реформации.

31 октября 1517 года Лютер выдвинул "95 тезисов" против индульгенций. Эта проповедь представляет собой логическое доказательство абсурдности веры в индульгенции и лживости торгующих ими иерархов католической церкви. С момента опубликования "95 тезисов" начинается Реформация — образование в Западной Европе самостоятельных христианских церквей, не подчиняющихся папе. 3 января 1521 года римский папа Лев X отлучил Лютера от церкви. В ответ Лютер публично сжег буллу об отречении.К тому времени Лютер отказался от авторитета иерархов в толковании Библии и высказал революционную мысль, что каждый может толковать Писание, руководствуясь личным религиозным опытом. Чтобы облегчить чтение Писания, Лютер с учениками перевел Библию с латыни на немецкий язык. Перевод разошелся невиданным тиражом 100 тыс. экземпляров за 30 лет. Язык Библии Лютера стал общенемецким литературным языком.Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием "протестантские". Наследие Лютера — лютеранская церковь — даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн её последователей.

Томас Мюнцер (1490 — 1525) (современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса — таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).

Улърих Цвингли (1484—1531), отреагировавший на тот же духовный кризис, что и Мартин Лютер, пришел к сходным выводам. Однако работа над ними происходила в совершенно иной обстановке: в городе-государстве Цюрихе. Цвингли испытал более сильное влияние гуманистических идей, чем Лютер. Гуманизм XVI века был христианским движением, состоявшим из людей, заинтересованных в сохранении культурного и исторического наследия, открытого в эпоху Возрождения. По отношению к католической церкви настроен более радикально. Участвовал в 30 летней войне погиб.

Жан Кальвин (1509—1564) испытал глубокое влияние гуманизма и обратился к протестантскому пониманию Божьей милости. Приехав помогать Реформации в Женеве, он, невзирая на мощное сопротивление, создал церковь с четкой структурой, полностью отделенную от государства. Он был блестящим теологом великого ума и глубины. Кальвин основал академию, посылавшую духовных наставников в другие страны Европы. Он создал гибкую структуру Церкви, способную адаптироваться и выживать во враждебных государствах, что не удалось лютеранству. Само учение кальвинизма часто выказывало косность и меньшую терпимость, чем его основатель. Оно распространилось во Франции, Германии, Шотландии, частично в Германии, Польше, Венгрии и Англии.

5 слайд.

Причины Реформации.

Экономические.

Политические.

Социально-культурные.

Религиозные.



6 слайд.

Экономические причины Реформации

Важную роль в Реформации сыграли изменения, происшедшие в европейском обществе XVI века. Они обусловлены научными открытиями, появлением нового мануфактурного производства и великими географическими открытиями. Колумб, Магеллан и другие первооткрыватели начали эру освоения океанов и открытия новых земель. Эти открытия со временем создали новые рынки сбыта в Южной и Северной Америке. Европейские страны захватили себе колонии на многих континентах и начали вести международную торговлю. Стал формироваться капиталистический средний класс купцов и промышленников. В обществе появилась прослойка людей, которые властно и решительно отстаивали свои интересы, которые отличались от интересов средневековой знати, ориентированной только на роскошь и потребление. К этому еще следует добавить нарастающее недовольство тем, что почти все государства отдавали папскому престолу колоссальные средства. Это происходило на фоне бурного роста цен, особенно на сельскохозяйственные продукты, что поставило в тяжелое положение городскую бедноту.





7 слайд

Политические причины Реформации.

Усиление национальных государств. С течением времени власть монархов в различных европейских государствах усиливалась. Они были не очень довольны тем, что папа имеет над ними власть, и стремились к самостоятельности. Яркий пример того мы видим в Англии. С именем Генриха VIII (1491-1547), короля Англии с 1509 г., связано начало Реформации в Англии. Поводом к выступлению короля послужил отказ римского папы утвердить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской, родственницей императора Карла V. В ответ Генрих VIII издал статут, отменявший юрисдикцию папы в английских делах, а "Акт о супрематии" (т. е. верховенстве) провозгласил короля главой английской церкви (1534 г.). Подлинная причина Реформации - стремление конфисковать церковное имущество, в особенности монастырские земельные владения, в пользу господствующего класса и королевской казны. Генрих VIII тщетно пытался склонить к Реформации Иакова V, женатого на ярой католичке из рода Гизов. Политику поддержки шотландских протестантов еще энергичней проводила дочь Генриха VIII - Елизавета. Фактически все правители препятствовали усилению папского влияния на своей территории и поэтому охотно поддерживали все антипапские движения. Они хотели сами распоряжаться землями и богатствами, которыми владела католическая церковь на их территории.

Слайд 8

Социально-культурные причины Реформации.

1. Важным социальным фактором, послужившим Реформации, стало изобретение книгопечатания. Благодаря чему библейские тексты, а также труды Августина, различные памфлеты, листовки широко стали распространяться среди интеллигенции и простого народа. Естественно, что люди, читая Слово Божье, сравнивали его с тем, чему учили священники. В результате такого сравнения они находили противоречия, и недовольство нарастало.

2. Благоприятно на Реформацию повлиял также немецкий гуманизм, который накануне Реформации сплотился из-за гонений на одного из самых уважаемых ученых того времени - Рейхлина. Изменилась интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробужденным рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

3. Интеллектуальную почву для Реформации подготовили университеты средневековья. Необходимость реформ доказывали ученые-богословы. Одним из центров предреформационного движения был Парижский университет. Из него вышли такие поборники реформ, как канцлер университета Жан Жерсон (ум. 1429), ректор университета Никола фон Клеманж (ум. 1440) и др. Некоторые вопросы поднимались в рамках соборного движения, в том числе и на знаменитых соборах в Пизе, Констанце и Базеле. Выступили и отдельные реформаторы. В Англии со своими критическими сочинениями выступил Джон Виклиф, учение которого было осуждено как еретическое на соборах в Лондоне (1382), Риме(1412), Констанце(1415). По решению последнего собора был сожжен вынутый из гроба скелет Виклифа. В Англии сформировалось широкое идейное течение лоллардов, среди которых были представители и низов, и верхов общества. Идеи Д. Виклифа пустили глубокие корни не только в Англии, но и в других странах. Чешские последователи Яна Гуса и Иеронима Пражского (гуситы) в рамках религиозного учения решали многочисленные социально-политические, национальные и культурные проблемы.

9 слайд.

Религиозные причины Реформации.

  1. Морально-нравственное падение священства, в том числе монашества. Как известно, в католической церкви священник не может иметь жены. Он вынужден соблюдать целибат, или же обет безбрачия. Но папа римский разрешил священникам иметь дома сестру по вере для ведения домашнего хозяйства. Не все священники имели дар безбрачия, поэтому не могли воздерживаться и вступали в интимную связь со своими домохозяйками. Народ это знал. Мартин Лютер, комментируя сложившуюся ситуацию, говорит, что поместить мужчину и женщину в один дом и запретить им жить половой жизнью - это все равно, что поместить в одно место солому и огонь и запретить соломе гореть

  2. Коррупция священников и папства. Жадность к деньгам постепенно низводила священников все к большему разложению. Папа умело играл на религиозных чувствах людей, пользуясь их невежеством и незнанием Священного Писания. Была введена продажа индульгенций по различным поводам. Если человек скорбел о своем близком умершем родственнике и размышлял, что, возможно, он сейчас находится в чистилище, то здесь католическая церковь приходила ему на "помощь". Ему надо было только приобрести индульгенцию - и моментально его родственник перемещался в рай. Папство придумывало множество других путей, для того чтобы собирать "дань" с про-стого народа, священников и епископов. Даже должности епископов были продажные. Их можно было приобрести только за уплату определенной суммы денег папе. Коррупция и разложение охватили все уровни церковной иерархии.

  3. Доктринальные причины реформ. Сердцевиной разногласий в доктринальном плане стало учение церкви о спасении и церковном устройстве, которые превратились по отношению к раннехристианским и библейским взглядам чуть ли не в свою противоположность. Желание возвратить доктринальную чистоту христианству было большой движущей силой Реформации.



10 Слайд

Итоги Реформации.

  1. Сторонники лютеранства составляли большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Протестанты преобладали в Шотландии и Нидерландах, а также нескольких кантонах Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии, Центральной Германии и Франции. В Англии утвердилась Англиканская Церковь.

  2. Реформация привела к кровопролитным гражданско-религиозным войнам. Крупные церковные общины в протестантском мире не замедлили установить крепкие связи с государственным аппаратом. Эти связи доходили до того, что церковь оказывалась под пятой владетельных князей, становясь частью бюрократического управления. Весьма показателен в этом отношении пример Англиканской церкви, которая возникла по королевской инициативе, короли и королевы официально являются главами этой церкви. Как естественный результат слияния церкви и государства, многие страны охватили так называемые религиозные войны, в которых под флагом религии шла борьба за политические и экономические интересы. Известна своим печальным опытом Тридцатилетняя война, швейцарские войны, междоусобицы во Франции, крестьянская война в Германии.

  3. Появление национальной церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей многих стран Западной Европы, - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

  4. Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые - капиталистические.Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

  5. Реформация содействовала развитию демократии не только в Церкви, но и в государстве.Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.

  6. Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Личности человека придаётся особая роль в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность.

Реформации подготовила духовную, нравственную и правовую почву для буржуазных революций.

  1. Контрреформация.

11 слайд. Контрреформация.

Причины: потеря могущества католической церкви, лишение ее источника дохода-десятина. Церковь жестко боролась с еретиками, создан " Индекс запрещенных книг", охоту на инакомыслящих осуществляли и в университетах, создан орден иезуитов. В целом реформы имели успех.

Реакция церкви :реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для борьбы с лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными в 1540 году был создан Орден иезуитов (общество или воинство Иисуса) это событие можно считать началом Контрреформацию Основателем ордена был Игнатий Лайола. Созданием монашеского ордена для борьбы с Реформации церковь не ограничилась .Были задействованы проверенные методы - инквизиция, интриги и военные походы (например ,Тридцатилетняя война в Европе) .

Иезуиты не вели монастырской жизни. Они стремились стать духовниками, советниками, наставниками в школах, писателями, механиками на заводах, миссионерами, купцами и т. д. Их объединяло стремление распространять преданность папе и поселять ненависть к еретикам. Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по отношению к протестантам. Так, во Франции 2 августа 1572 года в ночь, накануне дня Святого Варфоломея по приказу короля Карла IX католики перебили две тысячи протестантов. Во Франции кальвинистов называли гугенотами, по имени привидения, являвшегося верующим. За две недели по стране было перебито 30 тыс. человек. Варфоломеевская резня была отмечена благодарственным молебном и медалью, выбитой по указанию папы Римского.

12 слайд. Используемая литература.













3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!