Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола» г. Гагарина Смоленской области.
Составитель: учитель русского языка и литературы Новикова М.Г.
Социально значимый проект «Школьная газета»
(Региональная пилотная площадка по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности)
Актуальность проекта.
Наше время требует активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений и убеждений. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. Участие в выпуске школьной газете как раз предполагает работу со словом.
Школьная газета с давних пор является одним из эффективных средств воспитания обучающихся. Выпуск газеты о красоте окружающего мира - эстетическое воспитание. Написание статей, посвящённых героическим страницам нашей Родины – патриотическое воспитание. Рассуждения на моральные темы – духовно-нравственное воспитание. Работа в проекте даёт понятие о правовых знаниях, прививает бережное отношения к жизни и здоровью, уважение к труду.
Газета имеет огромное значение в современной жизни детей и подростков. Она позволяет быть в курсе школьных событий всем участникам образовательного учреждения: обучающимся, учителям, родителям. Также это важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. В результате совместной деятельности по созданию газеты между школьниками устанавливаются отношения взаимопонимания. Школьная газета - это средство формирования общественного мнения и воспитания школьников.
По необходимым срокам реализации проект долгосрочный (от 1 до 5 лет).
Участники проекта.
Расширенная команда: учащиеся 5 – 11 классов, учителя, родители, специалисты в области журналистики, организаторы районных мероприятий.
Цель: ознакомление учащихся с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта
Задачи:
-выявление интересов и проверка способностей учащихся;
-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
-изучение основ журналистского творчества;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование практических навыков создания школьного печатного издания
Планируемые результаты.
Проект даёт возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, учит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться мыслить творчески, грамотно излагать свои мысли и ориентироваться в информационном пространстве..
Содержание деятельности.
Работа над проектом осуществляется в три этапа.
1 этап познавательный. Учащихся знакомятся с основными журналистскими понятиями; получают представление о жанре, типе и стиле речи. Раскрывается суть журналистской деятельности и особенности создания газет.
2 этап практический. Его цель - научить работать с текстом. «Проба пера» - творческие работы учащихся на определённую тему в разных жанрах периодики. Организация проекта на первых этапах опирается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники изучают теорию работы с текстом, учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя заключается в том, чтобы написанные сочинения не остались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определённом этапе обучения.
3 этап – это сама работа (специфические цели) над выпуском школьной газеты, оформление стенда «Школьный репортёр», написание работ в районные газеты, участие в районных, региональных мероприятиях и конкурсах.
Тематика газетных публикаций, формы, темы, рубрики разнообразные. Условно газеты можно разделить на две группы:
- тематические выпуски газеты,
- праздничные номера газет (посвящённые юбилейным датам и красным дням календаря).
Социальные эффекты.
Выход на социум: написание статей и литературных произведений для районной газеты, выступление на муниципальных и региональных мероприятиях этической и эстетической направленности.
Проблемы, риски.
Работа в школьной газете не должна стать чрезмерной нагрузкой. Необходимы разнообразные виды деятельности и формы проведения занятий, чтобы профессия школьного репортёра была захватывающей.
Перспективы.
Школьная газета должна стать важным органом самоуправления, визитной карточкой школы.