СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный конкурс исследовательских работ учащихся "Край мой Смоленский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе автор провела исследования о возможностях введения школьной формы, вспомнила историю этого вопроса, были проведены опросы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Региональный конкурс исследовательских работ учащихся "Край мой Смоленский"»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»







Региональный конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Край мой Смоленский»

Номинация « Краеведческая»
Тема « Классная школьная форма»









Автор:

Михайлова Анна,

ученица 10 класса

Руководитель:

Степанова Надежда Федоровна,

учитель истории и обществознания













2016 г

Оглавление
Введение
……………………………………………………………………….…...3-4

1. Теоретическая глава «О школьной форме»

1.1. Из истории школьной формы в России……………..…………………5-6

1.2. Ситуация в современной России……………………………..…………..6

1.3. Преимущества школьной формы……………………............................6-7

1.4. Основные требования к школьной форме ……………………………….7

2. Практическая глава «Наши исследования»

2.1. Социологический опрос обучающихся………………………………..8-11

2.2. Результаты и выводы исследования……………………………………12



Заключение …………………..………………………………………….….. ..13



Список использованных источников информации ……………..……….14




Введение

Актуальность исследования

В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет», экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе  и гордость за неё.

Два года назад нам сказали, что вводится школьная форма, наши родители тоже стали обсуждать этот вопрос – о школьной форме единого образца, на родительском собрании были предложены различные варианты школьной формы, многие родители согласились и выбрали один из вариантов формы. И мы, ученики, тоже захотели поучаствовать в этом важном деле. И выбрали тему «Классная школьная форма!»

Цель работы:

Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.

Объект исследования:
Школьная форма.

Предмет исследования:
Необходимость введения в школе единой формы для учащихся.

Формулировка проблемы:
Зачем нужна школьная форма?
Гипотезы:

  • Допустим ,что не надо думать, что надеть в школу.

  • Предположим, в ней всегда выглядишь опрятно и нарядно.

  • Возможно, форма нужна, потому что она дисциплинирует.

Для проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  • Изучить историю появления школьной формы.

  • Провести анкетирование учеников и родителей школы по данной проблеме.

  • Понаблюдать за моделями школьной формы.

Сроки работы над проблемой: сентябрь-октябрь 2016г.
Методы исследования:

  • Исторический анализ.

  • Анализ материалов СМИ.

  • Проведение социологического опроса, наблюдение.



1. Основная часть «О школьной форме»

Сколько споров и разных мнений о необходимости введения школьной формы бытует у нас в стране. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства. Собирая и обрабатывая материалы по данной теме, я узнала, что у школьной формы в России богатая история.

1.1. Из истории школьной формы в России

Мода на неё пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком.

В то же время началось развитие  женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой – в 1894 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневые платья, фартуки и  белые воротнички - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь». Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближённую к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и тёмное платье – для девочки.

После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны. В СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы.

В1973 году появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди.

В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в тёмно – коричневых платьях с белыми манжетами и с черными и белыми фартуками, а мальчики – в синих костюмах. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.       

В середине 80 –х годов произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были так же обязательно носить пионерский галстука

1.2. Ситуация в современной России
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года. Вот уже в течение двадцати с лишним лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.  Но про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы. В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в   СССР, но многие школы, лицеи, гимназии, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному заведению, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля. Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, ностальгия по уходящему детству.

Кто – то позаимствовал форму, у кого – то она сохранилась в « сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.

1.3. Преимущества школьной формы.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.

Во- вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.

В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей. Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

“Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу “в чем попало”.

«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев.- Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».

1.4. Основные требования к школьной форме

Считаем, что школьная форма должна быть по сезону. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. А самое главное – чтобы она нравилась детям.



2. Практическая часть «Наши исследования»



2.1. Социологический опрос

Мы провели анкетирование среди учащихся 5 «А» класса. Всего в исследовании было задействовано 23 обучающихся. Мы попросили их ответить на вопрос: «Нравится ли вам школьная форма?»

Фамилия и имя

Да

Нет

  1. Баринов Д.


  1. Валюженич А.


  1. Степанов К.


  1. Гурьяничев Р.


  1. Орлова И.


  1. Орлова Н.


  1. Воробей Н.


  1. Головенко И.


  1. Сафонова М.


  1. Захарова У.


  1. Маёров С.


  1. Фомина М.


  1. Ларкин С.


  1. Ларионов Н.


  1. Сапегина М.


  1. Оздоева М.


  1. Дергачев Р.


  1. Данильченков А.


  1. Плетнева А.


  1. Лесников Д.


  1. Фандикова А.


  1. Козлова М.


  1. Ковалева У.


Опрошено

23 человека

Да

10 человек

Нет

13 человек


Вывод: большинство учеников 5 класса считают, что школьная форма не должна быть обязательной сегодня в школе.

Но так же мы провели и социологический опрос населения среди родителей и учащихся нашей школы. Были выявлены следующие ответы на вопросы:

« Нужна ли школьная форма? » лишь 74% ответили положительно.

« В чем вы видите плюсы школьной формы?» 23% ответили, что она дисциплинирует, 19% ответили, что в ней удобно, а остальные сказали, что не видят в ней никаких плюсов.

« Кто должен принимать решение о введении школьной формы?» 32% думают, что директор школы, остальные 68% думают, что ученики.

Вывод: сегодня у школьной формы есть много сторонников.







Но еще мы провели опрос среди учащихся начальных классов. И ответы были следующими:

1 вопрос Нравится ли вам ходить в школу в школьной форме?

- В первых классах из 45 опрашиваемых 40 обучающимся нравится ходить в школьной форме. Лишь 5 человек ответили отрицательно.

Во вторых классах 40 человек из 56 ответили положительно, 16 – отрицательно. В третьих классах из 52 ответ «Да» дали 47 учеников, «Нет» - 5 человек. И в четвертых классах из 40 респондентов 28 ответили положительно и 12 отрицательно.


2 вопрос Нравится ли вам ходить в школу в школьной форме?

– 28 первоклассников из 45 хотели бы носить единую школьную форму, не хотят 17 человек. А далее мы видим, что количество обучающихся, не желающих ходить в форме единого образца увеличивается.

Во вторых классах их из 56-ти – 30, в третьих классах – из 52 – 23, и в четвертых – из 40 опрашиваемых 21 респондент ответил «Нет».

В процентном отношении данные показатели приведены ниже:

Нравится ли вам ходить в школу в школьной форме?

























Нравится ли вам ходить в школу в школьной форме?





2.2. Результаты и выводы исследования:

Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что учащимся 1 классов очень нравится школьная форма, потому что они себя в ней чувствуют «настоящими» учениками.

Учащиеся 2-4 классов уже начинают терять интерес к форме, они хотят подражать старшеклассникам и любят ходить в школу в спортивной форме или в джинсах и футболке.

В нашем классе существует деловой стиль одежды.


Оказалось, что у школьной формы противников гораздо меньше, чем сторонников. Ученики готовы носить школьную форму. Но для них очень важно, чтобы она была удобная, модная, делового стиля.

Мы считаем, что школьная форма – это лицо ученика.

Обратимся опять к вопросу «Нужна ли школьная форма современным детям?» Думаем, что - «да». Школьная форма дисциплинирует детей. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды.

Из проведённых исследований мы с вами видим, что школьная форма необходима.

  • Во - первых, ребята выглядят опрятно и им удобно и комфортно.

  • Во - вторых, не нужно думать утром, в чём идти в школу.

  • В- третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине.





Заключение



Таким образом, наши гипотезы подтвердились.

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика.

Но, если человек - личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно.

Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму. А самоутверждение ученика в школе, главным образом, должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Я надеюсь, что школьная форма станет обязательной для учащихся нашей России и ученики с удовольствием ее будут носить.



Список использованных источников информации:

1. Интернет-ресурсы:

- http://www.myshared.ru

- http://nsportal.ru

- http://prezentacii.com

- http://www.shkolnayaformainfo.ru/

2. Результаты социологических опросов учащихся и их родителей.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!